Девятых Наталья Юрьевна
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Волшебная бумага» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект СОД по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебная бумага» в подготовительной группе.
Цель: развитие познавательной активности; расширение представлений детей о бумаге и её свойствах.
Задачи:
Образовательные:
• Развивать умение обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы на основе опытов и экспериментов;
• Познакомить детей с историей создания бумаги;
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности „Волшебная бумага“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
• Познакомить детей со способом производства бумаги.
Развивающие:
• Развивать познавательную активность, интерес в процессе исследовательской деятельности;
• Развивать исследовательские умения, психический процессы: внимание, воображение.
• Обогатить речь детей словами, связанными с историей создания бумаги : береста, папирус, настенная живопись.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность;
• Воспитывать взаимопомощь и умение выслушивать товарищей.
Коррекционные:
• Развивать речь детей, умение правильно строить предложения, активизация словаря.
Ведущая образовательная область – познание.
Предметно-развивающая среда образовательной деятельности : игра «Шифровальщик», камни, береста, разные виды бумаги (салфетки, альбом, бархатная бумага и т. д., коробка ощущений, карточки-символы, материалы для проведения опытов.
Раздаточный материал: материалы для проведения опытов, листки цветной бумаги для самостоятельного творчества.
Содержание организованной образовательной деятельности.
1. Организационный момент.
Дети заходят в зал. Здравствуйте, друзья! Я профессор Почемучка. (знакомлюсь с детьми). Очень приятно познакомиться! Ребята, вы любите загадки? А что больше любите – отгадывать или загадывать? (ответы детей). Можно я вам загадаю загадку? Но это не простая загадка, это шифр (показываю зашифрованное слово). Внимательно посмотрите, определите какой букве соответствует определённая фигура, и отгадайте зашифрованное слово. (дети подбирают нужные буквы, отгадывают слово).
Склеите корабль, солдата,
Паровоз, машину, шпагу.
А поможет вам, ребята,
Разноцветная …. (бумага).
Молодцы! Вы правильно расшифровали слово – это бумага. А вы знаете, что такое бумага? (ответы детей). А для чего нужна бумага? (ответы детей). А хотите узнать о бумаге ещё что-нибудь? (ответы детей). Тогда я приглашаю вас в мой научный центр!
2. Познавательный этап.
Посмотрите, что лежит у меня на столе? (ответы детей). Это камень, береста и лист бумаги. Что у них может быть общего? (ответы детей).
Попробуйте нарисовать линии на камне, процарапать буквы на бересте и написать их карандашом на бумаге. На всех этих материалах можно оставить след (написать что-нибудь или нарисовать).
Давным -давно, когда ещё не изобрели бумагу, люди оставляли свои послания самыми разными способами:
1-ый слайд: на скалах в виде рисунков. Называли такие послания – наскальная живопись.
2-ой слайд: использовали для письма глиняные таблички. Как вы думаете, удобно было ими пользоваться? (ответы детей). Нет, они хрупкие, тяжёлые, и их было не удобно хранить и переносить.
3-ий слайд: так же использовали бересту. Что такое береста? (ответы детей). Это кора берёзы. И назывались такие послания – берестяные грамоты. Но и этот материал был неудобен в использовании. Береста ломалась и занимала много места.
4-ый слайд: даже кожу животных использовали для письма! И назывался такой материал – пергамент. Представляете, сколько животных надо было погубить, чтобы написать книгу!
5-ый слайд: в древнем Египте из болотного растения папирус люди научились изготавливать листы, похожие на бумагу. Они так и назывались – папирус.
6-ой слайд: а вот бумагу изобрели в Китае. И придумал процесс изготовления бумаги китаец Цань Лунь.
Ребята, а вы знаете из чего изготавливают бумагу? Ответы детей.
1-ый слайд: для производства бумаги используют сосну, ель, пихту, берёзу, осину.
2-ой слайд: в лесу рубят деревья. Брёвна везут на фабрику, здесь с них сдирают кору.
3-ий слайд: измельчают на щепки – дробят в машине, которые затем отправляют на варку.
4-ый слайд: потом древесину помещают в специальную машину, у которой много валиков. Что делают валики? (ответы детей). Одни валики отжимают, другие высушивают, третьи полируют.
Так переходя с валика на валик, древесина превращается в бумагу.
Чтобы бумага была белой, в неё добавляют различные вещества: соду, серу, тальк, известь. А чтобы бумага была цветной, что надо добавить? (ответы детей). Красители.
3. Поисковый этап.
У меня есть «Коробочка ощущений», из чего она сделана? (ответы детей). Из бумаги. И в ней лежит различная бумага. Давайте на ощупь определим, какая бывает бумага. (предлагаю детям по очереди потрогать бумагу, лежащую в коробке, определить на ощупь и описать свойства). Видите, какая разная бывает бумага.
4. Динамическая пауза.
Что-то мы с вами засиделись. Предлагаю поиграть. Провожу игру-разминку.
5. Практический этап.
Что мы узнали? (ответы детей). На чём писали, как изготавливают бумагу, какая бывает бумага. А теперь мы с вами узнаем, какими свойствами обладает бумага, что она может. Приглашаю вас в лабораторию!
Проходим в лабораторию.
Опыты.
1. Бумага рвётся. Предложить детям разорвать деревянный брусок, а затем лист бумаги. Сделать вывод: что рвётся, а что нет. Вывешиваю карточку-символ.
2. Бумага мнётся. Такой же опыт с деревянным бруском. Сделать вывод. Повесить карточку символ.
3. Бумагу можно разрезать ножницами. Показываю карточку-символ с изображением ножниц. Давайте узнаем, режется бумага или нет. Делаем выводы.
4. Бумага промокает. На столе поставить два стакана с водой. В один стакан опускаем железную ложку а в другой – бумажную салфетку. Вопросы: что произошло с ложкой? Ничего. А что случилось с бумажной салфеткой? Она промокла насквозь. Как вы думаете, ребята, если на улице пойдёт дождь, можно спрятаться под бумажным зонтиком? (ответы детей) вывод: бумага промокает.
5. Бумага впитывает. Я хочу вас познакомить с ещё одним интересным свойством бумаги. Наберите на ложечку чуть-чуть растительного масла и капните на пластинку. Что произошло с маслом? А теперь капните масла на бумагу. Что произошло с капелькой? (ответы детей) бумага впитала масло. Вывешиваю карточку-символ. Вывод: бумага может впитывать жидкости.
6. А ещё бумага (показываю карточку символ) горит. Да, но мы не будем поджигать бумагу. Почему? Потому что бумага очень хорошо горит и это опасно!
Какой вывод можно сделать: бумага - хрупкий материал.
А я вот хочу сделать мостик из бумаги и поставить на него стаканчик с водой. Как вы думаете, у меня это получится? Попробуйте сами. Варианты детей. Я вам сейчас покажу фокус. Показываю со словами:
Хоть не сильный я сейчас,
Но сложи гармошкой,
И смогу я выдержать
И собаку с кошкой.
Предлагаю детям повторить опыт. Вот видите, бумага может быть и силачом!
6. Творческий этап.
Ребята, а что можно сделать из бумаги своими руками (ответы детей)
Давайте превратим эти разноцветные квадраты во что-нибудь. вместе с детьми делаю поделка из бумаги. (например веер). Направляю детей.