Оксана Александровна Тихомирова
Конспект по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Знатоки природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Формировать у детей основы экологического мировоззрения и природоохранного сознания в процессе опытно-экспериментальной деятельности, ответственное отношение к окружающей среде.
Задачи:
Расширять представления детей о природе, конкретизируя уже освоенные знания об объектах и явлениях.
Закрепить знания детей о природоохранной деятельности человека путем сохранения и улучшения условий окружающей среды.
Публикация «Конспект по познавательному развитию в подготовительной к школе группе „Знатоки природы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Продолжать формировать умения приобретать знания посредством практического проведения опытов, умение обобщать результат работы и делать выводы.
Познакомить детей с новым свойством воды плотностью.
Развивать логическое мышление детей, учить находить причинно-следственные связи.
Развивать умение определять существенные признаки и свойства материала.
Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи, способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств.
Предварительная работа:
Наблюдение на прогулке за сезонными изменениями в природе, чтение художественной литературы о природе, рассматривание иллюстраций, картин, альбомов о представителях ближайшего и дальнего природного окружения, показ презентаций, проведение элементарных опытов с различными видами материалов, проведение дидактических игр экологического содержания, знакомство с глобусом, беседы с детьми на темы: «Значение воды на нашей планете», «Что такое природа», «Как человек загрязняет природу?».
Оборудование:
Глобус, эмблемы, 4 шара разных цветов с вопросами, черный ящик, бутылка воды, видеозапись вопроса и песенки «Капельки прыг-прыг», слайды о загрязнении водоемов, 2 игры.
Для опытов:
1. 2 прозрачных контейнера, мелкие пластиковые предметы, металлические предметы, деревянные предметы, магниты на веревочке, сачки.
2. Термос с горячей водой, бутылка с холодной водой, 4 стакана, красители красный и синий, пластиковая перегородка, поднос.
3. 4 стаканчиков с одинаковым количеством воды, 1 пустой, краски, 4 ч. ложки, 4 кисти, салфетки. (На каждый стол.)
Ход занятия:
В руках у воспитателя глобус, который накрыт салфеткой.
- Дети, подойдите ко мне, как вы думаете, что у меня в руках? (Ответы детей)
- Отгадайте загадку:
На нём уместилась вся наша Земля:
Моря, океаны, леса и поля.
И северный полюс там тоже найдёшь,
А если захочешь — в руках унесёшь.
- Правильно ребята, это глобус. А что такое глобус? (Модель нашей планеты)
- Скажите, пожалуйста, как называется наша планета? (Земля).
- А какую форму она имеет? (Форму шара).
- Почему глобус раскрашен разными цветами? (Коричневый – это горы, синий - моря, реки, зеленый - это леса, поля, желтый - это пустыни).
- Как можно назвать одним словом горы, моря, реки, леса, поля, пустыни? (Природа)
- Сегодня о природе вы будете рассказывать сами в клубе «Знатоки природы». Играть мы будем командами, а для этого нам нужно разделиться. Сыграем в игру «Найди свою команду». У нас на ковре лежат эмблемы, вам нужно каждому подойти и взять одну. В соответствии с изображением на эмблеме, найдите свою команду - «Экологи», «Исследователи».
- Ну, что команды готовы? (Да)
- Тогда мы начинаем.
- Внимание! Внимание! Сегодня открывается клуб «Знатоков природы»!
(Команды приветствуют друг друга)
- Внимание! Первый раунд! «Цветная разминка» Вы выбираете вопрос для разминки в виде шарика любого цвета.
1. «Белый шарик» – Почему снег хрустит под ногами? (Потому что под тяжестью нашего тела ломаются лучики и звездочки у снежинок)
2. «Синий шарик» – Какая бывает вода? (питьевая, минеральная, родниковая, морская, водопроводная, газированная).
3. «Зеленый шарик» – Почему круглый год елка зеленая? (Листья хвойных растений игловидные, жёсткие, защищены слоем воска. Каждый лист (хвоинка) живёт 2-5 лет, а опадают листья не все вместе, а по очереди в течение года)
4. «Красный шарик» – Зачем человек создал «Красную Книгу»? (Чтобы сберечь вымирающие виды животных)
- Молодцы ребята, давайте отпустим шары вверх, пусть наша планета всегда будет красочной и разноцветной.
- Внимание! Второй раунд! «Черный ящик»
- Отгадайте, что находится в «черном ящике». Вопрос задает профессор Всезнайкин. Смотрим на экран.
Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
Она и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летает, и бежит,
И стеклянной может быть!
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Сама пить не пьёт,
А нас вынуждает.
Очень добродушная,
И мягкая, и послушная,
Но когда она захочет,
Даже камень сточит.
- Внимание, правильный ответ - вода.
- Какое значение имеет вода для природы? (Она нужна для жизни растений, животных и человека).
- Внимание! Третий раунд!
Слайд 1 (SOS)
-Ребята посмотрите на экран, что обозначает этот сигнал? (Сигнал бедствия, призыв о помощи).
Слайды 2,3,4 (загрязнение водоемов)
- Что вы видели на слайдах?
- Кто посылает нам этот сигнал? (Природа)
- А кто сотворил такое с природой? (Человек)
- Как помочь природе? (очистить водоемы)
Опыт «Очисти водоем»
- Очистите наши маленькие водоемы от мусора с помощью нужных предметов, не намочив руки. (Дети выполняют опыт, воспитатель взаимодействует с детьми)
- С помощью каких предметов, и какой мусор вы убрали? (Вывод)
Музыкальная пауза: «Капелька»
- Внимание! Четвертый раунд! Практический!
- Какие свойства воды вы знаете? (У воды нет запаха. У воды нет вкуса. Вода прозрачная. Вода текуча. Жидкая вода не сохраняет форму. В воде одни вещества растворяются, а другие не растворяются.)
- Я познакомлю вас еще с одним свойством воды - плотность. Как вы думаете, какая вода легче горячая или холодная?
Для того чтобы вы смогли ответить на этот вопрос я покажу вам опыт.
Итак, потребуется:
• четыре стакана;
• краски красная и синяя;
• пластиковая перегородка, карточка;
• горячая и холодная вода. 9
Что делаем:
1. Холодную воду нальем в два стакана и подкрасим синим цветом, тоже проделаем с горячей водой, только подкрасим ее красным цветом.
- Какого цвета горячая (холодная) вода?
2. Накроем стакан с горячей водой карточкой и, придерживая ее рукой так, чтобы вода не выливалась, перевернем, и поставим на стакан с холодной водой, убираем перегородку и наблюдаем
- Что вы видите? (вода не смешалась)
- Где горячая вода? (вверху)
- А где холодная вода? (внизу)
3. А теперь накроем стакан с холодной водой перегородкой и, перевернув, поставим на стакан с горячей водой, уберем перегородку.
- Что вы видите? (вода смешалась)
- Почему вода в двух стаканах смешалась, а здесь нет?
Вывод: горячая вода легче (имеет меньшую плотность). А все, что имеет меньшую плотность (легче) стремится наверх, в то время как обладающее большой плотностью (тяжелее) стремится вниз — вот поэтому теплая вода стремится вверх, а холодная вниз.
Опыт «Радуга в стакане»
- А теперь я предлагаю вам проделать интересный опыт, добавить в зимний пейзаж ярких красок, сделать «радугу в стакане».
У вас на столах по 4 стакана с одинаковым количеством воды.
На каждом стакане есть схема. Цифра обозначает количество ч. ложек сахара, которые надо добавить в воду, а цвет – добавляемую краску.
- Сколько ложек сахара, и какую краску ты добавишь в свой стакан?
(Ответы детей)
После того как добавили в воду сахар и краску, возьмите столовую ложку, и каждый по порядку аккуратно вливайте по одной полной ст. ложке окрашенной воды в пустой стакан (по стеночке).
Так как мы с вами работаем с водой, надо быть очень аккуратными, чтобы не облиться.
- Какая вода вверху?
- Сколько в ней сахара?
- А какая внизу, и сколько в ней сахара?
- Почему вода расслоилась?
Вывод: Содержание сахара в каждой раскрашенной воде было разное. А плотность воды зависит не только от температуры, но и от веществ, которые мы в ней растворяем. Чем больше сахара, тем выше плотность воды и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость с наименьшим содержанием сахара, а соответственно, с наименьшей плотностью окажется на самом верху.
- С каким новым свойством воды вы сегодня познакомились? (Ответы детей)
- Давайте поместим нашу радугу в уголок природы.
- Вам интересно сегодня было в клубе «Знатоков природы»?
- Что вам понравилось больше всего?
- Я рада, что вы такие любознательные, активные, поэтому хочу вас наградить экологическими играми.