Конспект урока по предмету «Беседы об искусстве» в 4 классе ДШИ «В поисках идеала женской красоты». Занятие в музее

Роман Кузичев ru
Конспект урока по предмету «Беседы об искусстве» в 4 классе ДШИ «В поисках идеала женской красоты». Занятие в музее

Царство женщины - это царство нежности, тонкости, терпимости.

Жан Жак Руссо

Рафаэлевские мадонны, что может быть на свете прекраснее? Рисунок гения из итальянской Умбрии, художника, уже при жизни прославившийся знаменитыми Станцами,комнаты в Ватиканском дворце,лучшая из которых «Афинская школа»(Впрочем, наибольший интерес для педагогов, родителей, людей занятых воспитанием детей,полагаю, имеет другая фреска Рафаэля -«Мудрость, Мера и Сила»).

Ученики художественных европейских Академий копировали рафаэлевских мадонн, так зарождался совершенный идеал женской красоты. Позднее В 19 веке в Англии было создано целое братство «прерафаэлитов»- продолжателей искусства великого художника. Эпитафия на могиле Рафаэля, которая находится в римском Пантеоне,гласит:» Здесь покоится тот Рафаэль, при жизни которого великая прародительница всего сущего боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть».Смысл этой эпитафии можно передать и так: сама природа боялась быть побежденной Рафаэлем, творцом бессмертных произведений; когда же оказалось, что Рафаэль бессилен перед смертью, то и природа стала бояться, что она тоже не вечна.

В Эрмитажной коллекции есть небольшое полотно великого Рафаэля «Мадонна Конестабиле», написанное художником в 1502-1503гг. (слайд картины) Работа была написана молодым мастером в Перудже, а через несколько столетий, в 1871 году, эта картина была куплена за 100 000 рублей для Эрмитажа у графа Конестабиле (отсюда и ее название, в семье которого она хранилась по наследству от ее первых владельцев. Картина была написана на доске, но позднее была переведена в Петербурге на холст, так как начали увеличиваться трещины. Певучесть линий рисунка, целостность впечатления, пейзажный фон картины, простой, незамысловатый сюжет- Мадонна и Младенец рассматривает книгу –говорят об особенностях творческой манеры Рафаэля, так ярко и поэтично раскрывшейся в этом раннем произведении.

Ребята, как вы уже догадались, сегодня мы будем говорить о женской красоте, воспетой художниками.

Цель: познакомить детей среднего школьного возраста с произведениями русских и зарубежных художников, посвященных женщинам, а также с выставкой портретов в Данковской картинной галерее.

Задачи: воспитательные - прививать чувство прекрасного, развивать художественный вкус, умение анализировать произведение искусства, и изобразительные, графические при изображении женского силуэта или портрета.

Оборудование: ноутбук.

Зрительный ряд: картины Данковской картинной галерее и презентация «Женские образы в изобразительном искусстве».

Ребята, давайте, вместе с вами подумаем, а что привлекает в женском образе?Ответы: глаза, рот, улыбка, прическа, головной убор, украшения, костюм, осанка. Правильно, молодцы!

Давайте рассмотрим две древних скульптуры. Одна из них выполнена греческим скульптором Скопасом и называется «Менада», изображает танцующую девушку, а другая – царицу Древнего Египта Нефертити. Да,ребята, уже в древнем Египте миром правили женщины! (слайд египетской царицы «Нефертити» и «Менады»). Египетская царица вышла из мастерской Тутмеса. Скульптура выполнена в натуральный размер (высота 48 см) из светлого известняка. Можно без конца смотреть на ее лицо с нежным овалом, с прекрасно очерченным небольшим ртом, прямым носом, чудесными миндалевидными глазами, слегка прикрытыми широкими тяжелыми веками. В правом глазу вставка из горного хрусталя со зрачком из черного дерева. Высокий синий головной убор имеет углубление для соединения с головой. Четкая продуманность образа, отработанная годами технология обработки камня дают поразительный результат. Когда археолог Людвиг Борхардт, дошел до описания бюста царицы,он смог записать только следующее: «Описывать бесцельно-смотреть!» Портрет Нефертити хранится в Берлинском музее.

Скопас - мастер поздней греческой классики. В созданном им образе менады, выражена новая красота-красота той страстной силы порыва, которая господствует над ясным равновесием, бывшим идеалом зрелой классики. В отличие от египетской блочной скульптуры, смотрящей фронтально перед собой в некую вечность (в Египте был развит заупокойный культ) греческая пластика уходит от одной точки восприятия. Менада Скопаса в своем неистовом танце яркое тому подтверждение!

Ребята, как вы успели заметить, за окном настоящая весна. Ярко светит солнце, бегут ручьи и поют птицы.

В Италии в эпоху Кватроченто художник Сандро Боттичелли написал красивую и большую картину «Весна». В центре поместил богиню Флору, рядом с ней фигуры трех танцующих граций, а рядом идет «Весна», вся в цветах, босая, роняя яркие лепестки на темную землю. Красивое, ритмичное, музыкальное произведение удалось мастеру.

Младшим современником Боттичелли был великий художник и ученый-изобретатель Леонардо да Винчи. Он был левшой, это хорошо видно на подготовительном эскизе головы ангела для луврской «Мадонны в скалах» (1483г.)-выдает направление штриховки. Праворукий художник обычно заштриховывает изображение слева направо вверх- так удобнее, а здесь у Леонардо да Винчи, наооборот, слева направо вниз. Каскад параллельных штрихов создает впечатление глубины и пластичности, объемности и законченной грации, которые рождаются, кажется, прямо здесь, на чистом листе бумаги, и многим художникам просто недоступны.

«Дама с горностаем», или по-другому портрет Чечилии Галлерани, картина весьма символичная. Горностай –это ценный пушной и хищный зверек с когтями являлся атрибутом фамильного герба миланского герцога Лодовико Сфорца, которому служил Леонардо да Винчи. В светской живописи горностай символизировал добродетель и целомудрие изображенной модели.

В 17 веке в Голландии в городке Делфт жил большой ценитель женской красоты, художник Вермеер. Практически во всех его полотнах присутствуют женщины. Художник писал в основном жанровые картины, где женщины позируют художнику, музицируют, читают, отдыхают и т. п. В двух приведенных здесь картинах «Девушка, взвешивающая жемчуг» и «Кухарка» Вермеер дает разное освещение (слайд картин художника) В первой царит полумрак, создается некая тайна, так как девушка взвешивает на аптекарских весах драгоценность-жемчуг, мизинец ее правой руки элегантно откинут в сторону, взгляд сосредоточен на занятии. В другой работе кухарка выливает молоко из кувшина в керамическую корчагу, на столе хлеб в корзине, синий кобальтовый делфтский фарфор, давший цвет российской Гжели, которая ранее была полихромной. Сам стол изображен художником в обратной перспективе, как на православной иконе. Вермеер прибегает к этому способу специально, чтобы не перекрывать предметы на столе. Для него очень важно показать каждый из них. Кстати хлеб в то время был достаточно дорогой и жители Нидерландов его очень ценили. Но, ,пожалуй, самая сильная сторона картины голландского живописца - это ее колорит, желтая блуза контрастирует с синим передником, комната полна света и воздуха. Если откуда и можно черпать вдохновения импрессионистам в 19 веке, так это в творчестве таких волшебников, как Вермеер Делфтский.

Прошло два столетия прежде, чем живопись станет менее сюжетной, и приобретет небывалую выразительность и свободу.

В середине 1870-х годов немаловажное значение для французского художника-импрессиониста Пьера Огюста Ренуара приобретает поддержка со стороны мецената, крупного издателя Жоржа Шарпантье. В его доме он и познакомился с актрисой Жанной Самари. Спустя несколько лет портрет купил муж актрисы Поль Лагард. В 1903 году тот уступил полотно Дюран-Рюэлю, который продал ее через год коллекционеру Морозову. Так эта работа оказалась в России (слайд с картиной Ренуара).

Ренуар писал Жанну Самари 12 раз, благо она недалеко жила от него и частенько захаживала в гости к художнику позировать. То, что он приукрасил актрису следует из сравнения портрета с фотографиями и портретов Ж. Самари, выполненных другими художниками. В Эрмитажной коллекции есть ростовой портрет актрисы с полуоткрытым ртом кисти Ренуара. Но самый красивый, безусловно, московский, хранящийся в собрании ГМИИ им. А. С. Пушкина! Ренуар по праву считается живописцем женской красоты.

В русской живописи мы с вами также увидим почитание и благоговение перед женской красотой. Вспомним строчки поэта Якова Полонского, написанные на портрет Марии Лопухиной живописца рококо В. Боровиковского.

Она давно прошла, и нет уже тех глаз.

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье-тень любви, и мысли –тень печали,

Но красоту ее Боровиковский спас…

Очень красивы миниатюрные акварельные женские портреты П. Соколова. Конечно же «Кружевница» московского художника, бывшего крепостного графа Мокрова В. Тропинина. А крестьянские «мадонны» А. Венецианова. Несколько жанровых камерных картин посвятил женщинам П. Федотов. Это и «Сватовство майора» и «Вдовушка», а в нашей подборке обращаю внимание на портрет Н. П. Жданович за клавесином (слайд картины) ,выполненный в 1849г. Серьезное занятие живописью П. Федотовым стало возможным только после отставки с военной службы, куда он попал по словам художника «…Меня отец, да мать назначили маршировать». Но нет худа без добра, бывший николаевский офицер П. Федотов приносит в русское искусство глубокое понимание жизни.

В 80-е годы 19 века в русской живописи наступает расцвет портретного искусства художников –реалистов. Замечательный портрет своей дочери Веры «Осенний букет» пишет И. Репин. Автор знаменитой «Боярыни Морозовой» В. Суриков на своей малой родине в Красноярске создает целую галерею замечательных сибирских красавиц в народных костюмах.

На рубеже веков художники переосмысливают роль женщины в обществе. А. Рябушкин ищет идеал женской красоты в 17 веке, а В. Серов – среди знаменитых современниц- портрет Марии Ермоловой (слайды с картинами художников). Этот портрет –своеобразный памятник великой актрисе, чтобы создать подобное, художник применяет в живописи метод кинематографа - выразительный силуэт и показ с двух точек зрения, тем самым зрительно увеличивая фигуру М. Ермоловой.

В конце 19 в. -нач. 20 в. наконец-то одаренным женщинам предоставляется возможность проявить себя в изобразительном искусстве, до этого момента путь в большое искусство был практически закрыт (Два автопортрета «Зинаида Серебрякова в образе Пьеро» и «Наталья Гончарова с лилиями») .

Пауза.

Практическая работа.

Выполнение рисунка женский силуэтный или графический портрет.

Конспект урока по предмету «Беседы об искусстве» в 4 классе ДШИ «В поисках идеала женской красоты». Занятие в музее

Фото Кузичева Р. "Москвичка" творческая копия с картины В. Ефанова Веры М. 11 лет, бум. пр. кар М

Фото Кузичева Р.

Материалы: пр. кар, ластик, черная бумага, ножницы, клей.

Рефлексия Подведение итогов занятия.

Общее фото на память.

Спасибо за внимание.

Литература:

Ю. Д. Колпинский "Великое наследие античной Эллады"Москва Изобразительное искусство» 1988

М. Лебедянский «Рафаэль» Москва, «Изобразительное искусство»1995

Роберт Уоллэйс «Мир Леонардо» Москва «Терра-Терра»1997 и др.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект урока математики в 1 классе «Уравнение» Технологическая карта урока математики Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: 22.01.2014 г. Класс 1А Тема. Уравнение. Тип.

Конспект урока по математике в 4 классе «Действия с многозначными числами». Тип урока-закрепление Цели: 1. Закрепить вычислительные навыки по теме «Действия с многозначными числами»; совершенствовать умения решать задачи, уравнения; продолжить.

Конспект урока технологии «Фонарик» во 2 классе ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет: Технология Класс: 2 «а» класс Оборудование: доска, учебники по предмету, рабочие тетради, наглядный.

Конспект урока технологии в 3 классе «Почта» Технологическая карта урока технологии Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «24» апреля 2015 года. Тема. Почта Тип урока:.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Изучаем цвета
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Конспект урока по предмету «Беседы об искусстве» в 4 классе ДШИ «В поисках идеала женской красоты». Занятие в музее
Опубликовано: 6 марта 2021 в 20:03
+91Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 30.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 апреля. Всемирный день книг и авторского права

Книги — наши верные друзья, без книг нам быть никак нельзя! Под таким девизом проходит очередной тематический день, посвященный международному книжному празднику. Воспользуйтесь нашей специальной...

23 апреля. День английского языка

ООН учредила международные праздники в честь каждого из пяти своих официальных языков. Исторически так сложилось, что главным и самым распространённым из них стал английский. Дата 23 апреля была избрана...


Горячие темочки