Получи документы

Конспект урока по предмету «Беседы об искусстве» в 4 классе ДШИ «В поисках идеала женской красоты». Занятие в музее (3 фото)

Роман Кузичев
Конспект урока по предмету «Беседы об искусстве» в 4 классе ДШИ «В поисках идеала женской красоты». Занятие в музее

Царство женщины - это царство нежности, тонкости, терпимости.

Жан Жак Руссо

Рафаэлевские мадонны, что может быть на свете прекраснее? Рисунок гения из итальянской Умбрии, художника, уже при жизни прославившийся знаменитыми Станцами,комнаты в Ватиканском дворце,лучшая из которых «Афинская школа»(Впрочем, наибольший интерес для педагогов, родителей, людей занятых воспитанием детей,полагаю, имеет другая фреска Рафаэля -«Мудрость, Мера и Сила»).

Публикация «Конспект урока по предмету „Беседы об искусстве“ в 4 классе ДШИ „В поисках идеала женской красоты“, Занятие в музее» размещена в разделах

Ученики художественных европейских Академий копировали рафаэлевских мадонн, так зарождался совершенный идеал женской красоты. Позднее В 19 веке в Англии было создано целое братство «прерафаэлитов»- продолжателей искусства великого художника. Эпитафия на могиле Рафаэля, которая находится в римском Пантеоне, гласит:» Здесь покоится тот Рафаэль, при жизни которого великая прародительница всего сущего боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть». Смысл этой эпитафии можно передать и так: сама природа боялась быть побежденной Рафаэлем, творцом бессмертных произведений; когда же оказалось, что Рафаэль бессилен перед смертью, то и природа стала бояться, что она тоже не вечна.

В Эрмитажной коллекции есть небольшое полотно великого Рафаэля «Мадонна Конестабиле», написанное художником в 1502-1503гг. (слайд картины) Работа была написана молодым мастером в Перудже, а через несколько столетий, в 1871 году, эта картина была куплена за 100 000 рублей для Эрмитажа у графа Конестабиле (отсюда и ее название, в семье которого она хранилась по наследству от ее первых владельцев. Картина была написана на доске, но позднее была переведена в Петербурге на холст, так как начали увеличиваться трещины. Певучесть линий рисунка, целостность впечатления, пейзажный фон картины, простой, незамысловатый сюжет- Мадонна и Младенец рассматривает книгу –говорят об особенностях творческой манеры Рафаэля, так ярко и поэтично раскрывшейся в этом раннем произведении.

Ребята, как вы уже догадались, сегодня мы будем говорить о женской красоте, воспетой художниками.

Цель: познакомить детей среднего школьного возраста с произведениями русских и зарубежных художников, посвященных женщинам, а также с выставкой портретов в Данковской картинной галерее.

Задачи: воспитательные - прививать чувство прекрасного, развивать художественный вкус, умение анализировать произведение искусства, и изобразительные, графические при изображении женского силуэта или портрета.

Оборудование: ноутбук.

Зрительный ряд: картины Данковской картинной галерее и презентация «Женские образы в изобразительном искусстве».

Ребята, давайте, вместе с вами подумаем, а что привлекает в женском образе? Ответы: глаза, рот, улыбка, прическа, головной убор, украшения, костюм, осанка. Правильно, молодцы!

Давайте рассмотрим две древних скульптуры. Одна из них выполнена греческим скульптором Скопасом и называется «Менада», изображает танцующую девушку, а другая – царицу Древнего Египта Нефертити. Да,ребята, уже в древнем Египте миром правили женщины! (слайд египетской царицы «Нефертити» и «Менады»). Египетская царица вышла из мастерской Тутмеса. Скульптура выполнена в натуральный размер (высота 48 см) из светлого известняка. Можно без конца смотреть на ее лицо с нежным овалом, с прекрасно очерченным небольшим ртом, прямым носом, чудесными миндалевидными глазами, слегка прикрытыми широкими тяжелыми веками. В правом глазу вставка из горного хрусталя со зрачком из черного дерева. Высокий синий головной убор имеет углубление для соединения с головой. Четкая продуманность образа, отработанная годами технология обработки камня дают поразительный результат. Когда археолог Людвиг Борхардт, дошел до описания бюста царицы, он смог записать только следующее: «Описывать бесцельно-смотреть!» Портрет Нефертити хранится в Берлинском музее.

Скопас - мастер поздней греческой классики. В созданном им образе менады, выражена новая красота-красота той страстной силы порыва, которая господствует над ясным равновесием, бывшим идеалом зрелой классики. В отличие от египетской блочной скульптуры, смотрящей фронтально перед собой в некую вечность (в Египте был развит заупокойный культ) греческая пластика уходит от одной точки восприятия. Менада Скопаса в своем неистовом танце яркое тому подтверждение!

Ребята, как вы успели заметить, за окном настоящая весна. Ярко светит солнце, бегут ручьи и поют птицы.

В Италии в эпоху Кватроченто художник Сандро Боттичелли написал красивую и большую картину «Весна». В центре поместил богиню Флору, рядом с ней фигуры трех танцующих граций, а рядом идет «Весна», вся в цветах, босая, роняя яркие лепестки на темную землю. Красивое, ритмичное, музыкальное произведение удалось мастеру.

Младшим современником Боттичелли был великий художник и ученый-изобретатель Леонардо да Винчи. Он был левшой, это хорошо видно на подготовительном эскизе головы ангела для луврской «Мадонны в скалах» (1483г.)-выдает направление штриховки. Праворукий художник обычно заштриховывает изображение слева направо вверх- так удобнее, а здесь у Леонардо да Винчи, наооборот, слева направо вниз. Каскад параллельных штрихов создает впечатление глубины и пластичности, объемности и законченной грации, которые рождаются, кажется, прямо здесь, на чистом листе бумаги, и многим художникам просто недоступны.

«Дама с горностаем», или по-другому портрет Чечилии Галлерани, картина весьма символичная. Горностай –это ценный пушной и хищный зверек с когтями являлся атрибутом фамильного герба миланского герцога Лодовико Сфорца, которому служил Леонардо да Винчи. В светской живописи горностай символизировал добродетель и целомудрие изображенной модели.

В 17 веке в Голландии в городке Делфт жил большой ценитель женской красоты, художник Вермеер. Практически во всех его полотнах присутствуют женщины. Художник писал в основном жанровые картины, где женщины позируют художнику, музицируют, читают, отдыхают и т. п. В двух приведенных здесь картинах «Девушка, взвешивающая жемчуг» и «Кухарка» Вермеер дает разное освещение (слайд картин художника) В первой царит полумрак, создается некая тайна, так как девушка взвешивает на аптекарских весах драгоценность-жемчуг, мизинец ее правой руки элегантно откинут в сторону, взгляд сосредоточен на занятии. В другой работе кухарка выливает молоко из кувшина в керамическую корчагу, на столе хлеб в корзине, синий кобальтовый делфтский фарфор, давший цвет российской Гжели, которая ранее была полихромной. Сам стол изображен художником в обратной перспективе, как на православной иконе. Вермеер прибегает к этому способу специально, чтобы не перекрывать предметы на столе. Для него очень важно показать каждый из них. Кстати хлеб в то время был достаточно дорогой и жители Нидерландов его очень ценили. Но, ,пожалуй, самая сильная сторона картины голландского живописца - это ее колорит, желтая блуза контрастирует с синим передником, комната полна света и воздуха. Если откуда и можно черпать вдохновения импрессионистам в 19 веке, так это в творчестве таких волшебников, как Вермеер Делфтский.

Прошло два столетия прежде, чем живопись станет менее сюжетной, и приобретет небывалую выразительность и свободу.

В середине 1870-х годов немаловажное значение для французского художника-импрессиониста Пьера Огюста Ренуара приобретает поддержка со стороны мецената, крупного издателя Жоржа Шарпантье. В его доме он и познакомился с актрисой Жанной Самари. Спустя несколько лет портрет купил муж актрисы Поль Лагард. В 1903 году тот уступил полотно Дюран-Рюэлю, который продал ее через год коллекционеру Морозову. Так эта работа оказалась в России (слайд с картиной Ренуара).

Ренуар писал Жанну Самари 12 раз, благо она недалеко жила от него и частенько захаживала в гости к художнику позировать. То, что он приукрасил актрису следует из сравнения портрета с фотографиями и портретов Ж. Самари, выполненных другими художниками. В Эрмитажной коллекции есть ростовой портрет актрисы с полуоткрытым ртом кисти Ренуара. Но самый красивый, безусловно, московский, хранящийся в собрании ГМИИ им. А. С. Пушкина! Ренуар по праву считается живописцем женской красоты.

В русской живописи мы с вами также увидим почитание и благоговение перед женской красотой. Вспомним строчки поэта Якова Полонского, написанные на портрет Марии Лопухиной живописца рококо В. Боровиковского.

Она давно прошла, и нет уже тех глаз.

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье-тень любви, и мысли –тень печали,

Но красоту ее Боровиковский спас…

Очень красивы миниатюрные акварельные женские портреты П. Соколова. Конечно же «Кружевница» московского художника, бывшего крепостного графа Мокрова В. Тропинина. А крестьянские «мадонны» А. Венецианова. Несколько жанровых камерных картин посвятил женщинам П. Федотов. Это и «Сватовство майора» и «Вдовушка», а в нашей подборке обращаю внимание на портрет Н. П. Жданович за клавесином (слайд картины) ,выполненный в 1849г. Серьезное занятие живописью П. Федотовым стало возможным только после отставки с военной службы, куда он попал по словам художника «…Меня отец, да мать назначили маршировать». Но нет худа без добра, бывший николаевский офицер П. Федотов приносит в русское искусство глубокое понимание жизни.

В 80-е годы 19 века в русской живописи наступает расцвет портретного искусства художников –реалистов. Замечательный портрет своей дочери Веры «Осенний букет» пишет И. Репин. Автор знаменитой «Боярыни Морозовой» В. Суриков на своей малой родине в Красноярске создает целую галерею замечательных сибирских красавиц в народных костюмах.

На рубеже веков художники переосмысливают роль женщины в обществе. А. Рябушкин ищет идеал женской красоты в 17 веке, а В. Серов – среди знаменитых современниц- портрет Марии Ермоловой (слайды с картинами художников). Этот портрет –своеобразный памятник великой актрисе, чтобы создать подобное, художник применяет в живописи метод кинематографа - выразительный силуэт и показ с двух точек зрения, тем самым зрительно увеличивая фигуру М. Ермоловой.

В конце 19 в. -нач. 20 в. наконец-то одаренным женщинам предоставляется возможность проявить себя в изобразительном искусстве, до этого момента путь в большое искусство был практически закрыт (Два автопортрета «Зинаида Серебрякова в образе Пьеро» и «Наталья Гончарова с лилиями») .

Пауза.

Практическая работа.

Выполнение рисунка женский силуэтный или графический портрет.

Конспект урока по предмету «Беседы об искусстве» в 4 классе ДШИ «В поисках идеала женской красоты». Занятие в музее

Фото Кузичева Р. "Москвичка" творческая копия с картины В. Ефанова Веры М. 11 лет, бум. пр. кар М

Фото «В поисках идеала женской красоты»

Фото Кузичева Р.

Материалы: пр. кар, ластик, черная бумага, ножницы, клей.

Рефлексия Подведение итогов занятия.

Конспект урока по предмету «Беседы об искусстве» в 4 классе ДШИ . Занятие в музее - фото

Общее фото на память.

Спасибо за внимание.

Литература:

Ю. Д. Колпинский "Великое наследие античной Эллады"Москва Изобразительное искусство» 1988

М. Лебедянский «Рафаэль» Москва, «Изобразительное искусство»1995

Роберт Уоллэйс «Мир Леонардо» Москва «Терра-Терра»1997 и др.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект урока математики в 1 классе «Уравнение» Технологическая карта урока математики Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: 22.01.2014 г. Класс 1А Тема. Уравнение. Тип.

Конспект урока по математике в 4 классе «Действия с многозначными числами». Тип урока-закрепление Цели: 1. Закрепить вычислительные навыки по теме «Действия с многозначными числами»; совершенствовать умения решать задачи, уравнения; продолжить.

Конспект урока технологии «Фонарик» во 2 классе ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет: Технология Класс: 2 «а» класс Оборудование: доска, учебники по предмету, рабочие тетради, наглядный.

Конспект урока технологии в 3 классе «Почта» Технологическая карта урока технологии Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «24» апреля 2015 года. Тема. Почта Тип урока:.

Конспект урока технологии «Виды пиломатериалов» в 5 классе Конспект урока "ВИДЫ ПИЛОМАТЕРИАЛОВ" 5 класс Цель: изучить с учащимися профили различных пиломатериалов, способ их изготовления и область.

Конспект урока по окружающему миру «Насекомые» во 2 классе Цели: познакомить учащихся с признаками насекомых; научить отбирать насекомых из всего разнообразия животного мира; выявить важнейший признак.

Макет карточки-задания для учителя по предмету «Изобразительное искусство» в 6 классе. Пейзаж в русской и советской живописи Вид занятий: беседы по искусству. Тема урока: «пейзаж в русской и советской живописи». Задание: Проанализируйте содержание художественных.

Конспект урока по ОБЖ в 5 классе «Пешеход. Безопасность пешехода» Пояснительная записка УРОК № 7 5 класс Тема урока: Пешеход. Безопасность пешехода. Цель урока: Познакомить учащихся с сигналами регулировщика.

Урок по предмету «Человек и мир» во 2 классе по теме «Звери» в музееУрок по предмету «Человек и мир» во 2 классе по теме «Звери» в музее Цель: создание условий для формирования представлений о зверях, их образе жизни, питании, заботе о потомстве. Задачи: познакомить.

Презентация «Внеурочная деятельность по предмету «Кубановедение» во 2 классе. Заочная экскурсия» Добрый день, уважаемые коллеги! Приглашаю Вас совершить заочную экскурсию с учащимися 2 класса по городу Краснодару. Ученики подготовили.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по предмету «Беседы об искусстве» в 4 классе ДШИ «В поисках идеала женской красоты». Занятие в музее
Опубликовано: 6 марта 2021 в 20:03
+92Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 31.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД