МААМ-картинки

Конспект по развитию пространственной ориентировки и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Надежда Бербасова
Конспект по развитию пространственной ориентировки и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи:

1. Формировать пространственные представления и развивать пространственные признаки предметов.

2. Закрепить представления детей о характерных особенностях разных времен года; развивать образное мышление.

3. Воспитывать у детей любовь к природе, к родному краю, желание заботиться о природе, поддерживать чистоту в экологической среде.

Публикация «Конспект по развитию пространственной ориентировки и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» размещена в разделах

Оборудование: аудиозапись П. И. Чайковского «Времена года»; слайд-шоу с пейзажами и сюжетами времён года (весна, лето, осень, зима, проектор, доска, картинки с временами года; коврограф (зеленого цвета); геометрические фигуры для коврографа (треугольник, квадрат, круг, овал, прямоугольник); иллюстрации перелетных и зимующих птиц; «чудесный мешочек» с овощами и фруктами; картинка с изображением Емели; сказочный персонаж Домовёнок Кузя; мяч, волшебная палочка.

Ход:

Дети заходят в группу под музыку П. И. Чайковский «Времена года».

Учитель-дефектолог:

Придумала мать дочерям имена:

Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна – зеленеют леса,

И птичьи повсюду звенят голоса.

А Лето пришло все под солнцем цветет

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая осень приносит плоды,

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля.

Зимой отдыхает и дремлет земля.

Дети останавливаются в круге, берут картинки, разложенные на ковре, и называют времена года.

Учитель-дефектолог: Сегодня мы поговорим с вами о нашей природе. Мы отправляемся в путешествие по разным временам года и вспомним, что мы о них знаем.

- Путешествовать мы будем на необычном сказочном транспорте - ковре-самолете. Ребята, как вы думаете, почему именно этот транспорт я выбрала для нашего путешествия в мир природы?

Дети отвечают: (- ковер-самолет не загрязняет окружающую среду;

- сверху лучше видны все красоты природы).

Учитель- дефектолог: Именно на таком ковре-самолете мы продолжим наш путь.

Задание 1: «УКРАСЬ КОВЕР» (индивидуальные действия с геометрическими фигурами)

- А сейчас мы подойдем к доске, на который будет изображать ковер. Но он у нас некрасивый, просто зеленый. Нам надо его украсить, чтобы он всем понравился. Каждый из вас по очереди сделает то, что я его попрошу:

- Правой рукой возьми треугольник и положи его в левый верхний угол ковра.

- Левой рукой возьми квадрат и положи его в нижний правый угол ковра.

- Правой рукой возьми круг и положи в центр ковра.

- Левой рукой возьми овал и положи в правый верхний угол ковра.

- Правой рукой возьми прямоугольник и положи в нижний левый угол ковра.

- Посмотрите, какой нарядный ковер у нас получился.

Задание2: Зрительный диктант «ВЫЛОЖИ УЗОР»

Учитель- дефектолог: Молодцы, ребята, а сейчас чтобы нам двинуться с места- необходимо посчитать до 10 и на своих столах выложить такой же узор как у нашего ковра- самолета. Давайте еще раз назовем месторасположение геометрических фигур нашего ковра- самолета.

Дети передают палочку друг другу и называют: последовательно числа, а потом после счета местонахождение геометрических фигур и присаживаются за столы, затем выкладывают узор из геометрических фигур (по памяти).

(включается магнитофон «Звуки моря»)

Учитель-дефектолог: Ой, мы пролетаем над морем! А на море опустился туман. Чтобы выйти из тумана, надо ответить на вопросы

Задание 3: «ОТВЕТЬ НА ВОПРОС» (игра с мячом) :

Какой день недели сегодня?

Какой день недели был вчера?

Какой день недели будет завтра?

Назовите первый месяц весны.

Назовите второй месяц лета.

Какой день недели между понедельником и средой?

Какой день недели до вторника?

Учитель- дефектолог: К нам в гости пришел нарисованный человечек. Ребята узнали его?

Дети:- К нам в гости пришел Емеля.

Учитель- дефектолог: - Правильно. Это он. А хотите узнать, что Емеля делал в течении недели.

Дети: -Да.

Задание 4: «ВЫЛОЖИ ФИШКОЙ ДЕНЬ НЕДЕЛИ»

Учитель- дефектолог: - Я буду читать стихотворение про Емелю, а вы друг за другом будете выходить и выставлять на фланелеграфе фишки- дни недели.

На столе стоит фланелеграф, Фишки, обозначающие дни недели: Красная - понедельник, оранжевая - вторник, желтая - среда, зеленая - четверг, голубая- пятница, синяя- суббота. фиолетовая- воскресенье

Учитель- дефектолог читает ("Каков Емеля, такова и неделя", автор: А. Усачев) :

Мы спросили у Емели :

-Назови нам дни недели

Стал Емеля вспоминать

Стал Емеля называть

-Дядька крикнул мне : "Бездельник!"

Это было в понедельник.

На чердак я влез и дворник.

Гнал меня метлой во вторник.

В среду я ловил жука

И свалился с чердака.

Воевал в четверг с котами

И застрял под воротами.

В пятницу дразнил собаку,

Разорвал себе рубаху.

А в субботу- вот потеха!

на свинье верхом поехал.

В воскресенье отдыхал,

На мосту лежал,скучал,

Да с моста свалился в реку.

Не везет же человеку!

Так у нашего Емели

Дни недели пролетели.

Учитель- дефектолог: Ребята, давайте не будем лениться как Емеля, а лучше поиграем с нашими массажными шариками.

Задание 5: «ИГРА С МАССАЖНЫМИ ШАРИКАМИ»

Положите шарик на правую ладонь, сверху накройте левой ладонью

И повторяйте за мной.

Я мячом круги катаю (мяч между ладоней)

Взад – вперед его гоняю (смена рук)

Им поглажу я ладошку, (соответственно)

Будто я сметаю крошку. (смена рук)

И сожму его немножко (сжимаем шарик)

Как сжимает лапку кошка. (смена рук)

Каждым пальцем мяч прижму (соответственно)

И другой рекой начну. (смена рук)

А теперь последний трюк: (перебрасывание мяча

Мяч летает между рук. (из руки в руку)

Учитель-дефектолог: Хорошо поиграли. Я вижу как наш ковер-самолет снова набирает ход.

1 остановка: Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой – улей – пчела

Первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Весна.)

Проекция слайд - шоу весенних пейзажей и сюжетов на доску.

Учитель- дефектолог:

- Какая весна в нашем краю?

(холодная и теплая, пасмурная и солнечная, дождливая, зеленая и т. д.).

- Что хорошего вы знаете о весне?

(природа оживает, появляются подснежники –первые цветы, набухают почки на деревьях и появляются листья и т. п.)

- Назовите весенние месяцы?

(март, апрель, май)

- Кто весну на крыльях приносит?

(птицы.)

- Как называются эти птицы?

(перелетные.)

- А как называют птиц, которые не улетают в теплые края?

(зимующие)

Физкультминутка. Подвижная игра «Зимующие и перелетные».

(игра проводится с использованием иллюстраций птиц)

Учитель- дефектолог:Ребята, давайте поиграем, становитесь в круг. Если я назову перелетных птиц – «летите» и «машите крыльями». Если назову зимующих птиц – приседайте и хлопайте в ладоши.

Дети поют: «Друг за другом мы идем, дружно, весело поём. Надо думать не зевать, только верно называть».

Учитель- дефектолог:Молодцы! Продолжим наше путешествие. Садимся на ковер-самолет. Закрываем глаза (музыка П. И. Чайковского).

2 остановка: Весна пройдет, а за нею …

Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь колосится,

Золотится пшеница,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (лето).

Проекция слайд - шоу летних пейзажей и сюжетов на доску.

- Какое лето в нашем краю?

(теплое, ясное, жаркое, долгожданное, красное).

- Что хорошего несет с собой лето?

(веселье, цветы, ягоды, зелёная трава и ясная, солнечная погода и т. п.)

Приглашает нас лето поиграть, по лугу поскакать.

Учитель- дефектолог:Замечательно, молодцы! Продолжим наше путешествие. Садимся на ковер-самолет. Закрываем глаза (музыка П. И. Чайковского).

3 остановка: Прошло лето, а за ним…

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает,

Когда это бывает? (Осенью).

Проекция слайд - шоу осенних пейзажей и сюжетов на доску.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

- Прислала нам осень свои дары: спелые плоды. Закройте глаза, представьте сад, в котором много фруктов. Постучите по столу. Слышите, как осыпаются с деревьев фрукты? А теперь представьте огород, в котором выросли овощи. Ваши руки превратились в лопатки, выкопайте ими овощи.

Опустели сады и огороды, а все фрукты и овощи оказались в «Чудесном мешочке». Догадайтесь (на ощупь, что в мешочке, достаньте это и опишите.

Дети составляют описательные рассказы об овощах и фруктах

(один ребенок рассказывает, остальные дополняют).

- Чем вам осень нравится?

(красивый осенний пейзаж, сбор богатого урожая)

- Чем осень может огорчить?

(пасмурной, дождливой погодой)

Учитель- дефектолог:Молодцы! Продолжим наше путешествие. Садимся на ковер-самолет. Закрываем глаза (музыка П. И. Чайковского).

4 остановка: Прошла осень, а за нею …

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет –

Когда это бывает? (Зимой).

Проекция слайд - шоу зимних пейзажей и сюжетов на доску.

Учитель- дефектолог:

- Какие ваши любимые развлечения зимой?

(катание на горке, санках, коньках, игры с друзьями в снежки)

- Какая зима в нашем краю?

(снежная, морозная, долгая, белая, веселая и т. д.)

Слышится стук. Появляется кукла домовё нка Кузи:

Взрослый: - Ой- ой – ой! Я так спешил, так бежал, а все равно опоздал! Мы с друзьями помогали взрослым красить заборчик около дома. А вы, ребята, что делали? (ответы детей)

Подведение итогов:

Игра в кругу с мячом (обратная связь) :

Учитель- дефектолог: Куда мы с вами сегодня путешествовали?

- Перечислите последовательность времён года.

- Что вам понравилось, запомнилось?

- В чём возникали трудности?

- Как вы с ними справились?

Домовенок – Кузя всем дарит угощение и приглашает к столу на чаепитие.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Крышечки»Дидактическая игра «Крышечки» Детям очень нравятся игры, сделанные из необычных предметов. Игры из крышек получаются яркими, необычными, прочными и многофункциональными.

Дидактическое пособие «Круглый год»Дидактическое пособие «Круглый год» ЦЕЛЬ :-Развивать мелкую моторику рук. -Систематизировать представления детей о временах года. - учить детей определять времени года по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект по развитию пространственной ориентировки и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Опубликовано: 9 февраля 2015 в 18:13
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект по развитию пространственной ориентировки и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Бербасова (УИ 266020) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД