Ирина Быкадорова
Конспект по развитию речи детей старшей группы «Прогулка по лесу».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытой образовательной деятельности
по развитию речи детей старшей группы на тему : «Прогулка по лесу».
Цель: создать условия для систематизации и обобщения знаний детей по данной теме.
Задачи:
Публикация «Конспект по развитию речи детей старшей группы „Прогулка по лесу“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Образовательные: сформировать грамматический строй речи, закрепить умение отвечать на вопросы полным предложением, правильно строя фразу; закрепить представления о том, какие деревья растут в лесу, о том, что лес многоярусный и многоэтажный дом, где все растения занимают определенную экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях. Пополнить активный словарь словами «хвойный, лиственный, смешанный».
Развивающие : продолжать развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление; личностные качества: активность, любознательность, самостоятельность, творческое воображение, умение аргументировать свои ответы, интерес к познанию природы.
Воспитывающие: задуматься о необходимости воспитания в себе умения видеть красоту природы, о гуманном отношении к родной природе.
Предварительная работа:
- беседы о значении природы для человека, о правилах поведения в лесу. ;
- использование в работе наглядного материала по теме «Лес»;
- чтение рассказов о лесе и его обитателях.
- Дидактические игры: «Кто живёт в лесу?», «Где, чей дом?», «Чей малыш?».
Новые слова: лиственный, хвойный, смешанный, экологически чистая среда.
Место проведения: группа.
1. Организационный момент.
Дети входят в группу. Приветствуют гостей.
«Станем рядышком по кругу, скажем «Здравствуйте!» друг другу, Нам здороваться не лень, всем привет и добрый день. Если каждый улыбнётся, утро доброе начнётся!»
2. Ход образовательной деятельности.
Воспитатель: Ой, ребята, смотрите, тут на пенёчке лежит письмо, интересно от кого оно. Сейчас прочитаем (открывает конверт и читает) : «Дорогие ребята старшей группы! Я живу в лесу и буду очень рад, если вы придёте ко мне в лес на прогулку. Лес я очень люблю и его посетителям всегда рад! С уважением старичок Лесовичок!» Воспитатель: - Ну, что, ребята, отправимся в лес на прогулку. Дети: - Да! Воспитатель: Но прежде, чем отправиться туда, давайте вспомним правила поведения в лесу. (На столе лежат картинки с правилами, надо выбрать те, которые нам нужны). Дети: - Не шуметь, не кричать, не ломать ветки, не рвать много цветов, не сорить, не разрушать муравейники и гнёзда птиц. Воспитатель: – Правильно, дети, надо вести себя тихо, ходить осторожно. Посмотрите как красиво кругом и тихо. – Ой, дети, а тут разрезанные картинки, чтобы узнать, что на них, надо собрать их (Дети выполняют задание). Назовите, какие деревья растут в этом лесу? Дети: - Берёза, клён, дуб, рябина. Воспитатель: - Какие вы молодцы, как назвать одним словом лес, где растут берёзы, клёны, дубы, рябины? Дети: - Такой лес называется лиственный. Воспитатель: Почему он так называется? Дети: - Потому, что в нём растут только лиственные деревья. Воспитатель: - Правильно. Вот как выглядит лиственный лес. (Картина с изображением лиственного леса). А какие виды деревьев вы ещё знаете? Дети: - Сосна, ель, кедр, пихта. (Дети выбирают иллюстрации с изображением этих деревьев). Воспитатель: - А как называется такой лес, где растут только эти виды деревьев? Дети: - Такой лес называется хвойным. Воспитатель: - Правильно. Вот как выглядит хвойный лес. (Макет (картина) - хвойный лес). А как называется лес, где растут и лиственные деревья и хвойные? Дети: - Смешанный лес. Воспитатель: - Да, ребята, мы и очутились с вами в смешанном лесу. Прогулки в таком лесу очень полезны для здоровья человека. Воспитатель: - Ребята, что ещё растет в лесу? Дети: - Грибы! Воспитатель: - А, что нужно помнить о них всегда? Дети: - Грибы бывают съедобные и несъедобные. Воспитатель: - Верно! При сборе грибов грибники обязательно берут с собой нож, они аккуратно срезают им грибы, чтобы не повредить корень (грибницу). Тогда на этом месте ещё вырастут грибы. А какое животное особенно любит грибы? Дети: - Особенно грибы любит белка. Она сушит их на зиму и складывает в дупло. Воспитатель: - Правильно. Давайте соберём грибы для белки. (Дети выбирают съедобные грибы, называют их и кладут в корзинку). Ой, дети, посмотрите, а какие грибы у нас остались? Дети: - Ядовитые. Воспитатель: - Да, но топтать их нельзя, т. к. они являются лекарством для животных и птиц. А, кто знает, какие животные и птицы ими лечатся? Например: лоси, лисы, сороки. А какие ещё растения есть в лесу? Дети: - Кустарники. Воспитатель: - Правильно. Чем отличаются кустарники от деревьев? Дети: - У дерева от корня отходит один ствол, а у кустарника несколько тонких стеблей – стволиков. (Показать картинку с изображением дерева и кустарника). Воспитатель: - Какие кустарники вы знаете? Дети: - Шиповник, боярышник, облепиха, ежевика и другие. Воспитатель: Малина и смородина – это тоже кустарники. Они растут и в лесу, и на даче. Воспитатель: - Плоды (ягоды) этих кустарников очень вкусные и полезные. Какие ещё ягоды растут в лесу? Дети: - Земляника, черника, голубика, брусника. (Дети выбирают иллюстрации с изображением ягод, называют их и выставляют на доску). Воспитатель: - Ребята, я вижу, что вы немного устали, давайте устроим привал и соберём ягоды (физкультминутку) : Мы корзиночки возьмём, В лес по ягоды пойдём. (Дети шагают по кругу друг за другом). Раз, два, три, четыре, пять, Будем ягоды искать. (Останавливаются, выполняют «пружинку», хлопают в ладоши). Пробежимся по дорожке, (Бегут по кругу на носочках). Перепрыгнем через лужи. (Прыгают на двух ногах с продвижением вперёд). Под листочки мы заглянём – (Приседают). Ягод заберё м на ужин: (Имитируют сбор ягод). Ежевики и малины, Голубики и калины. (Шагают на месте). Гроздья спелые брусники, И немного земляники. (Останавливаются, выполняют «пружинку», хлопают в ладоши). Воспитатель: - Отдохнули? Дети: - Да! Воспитатель: - Молодцы! А сейчас продолжим наш путь по лесу. Какие ещё растения есть в лесу? Дети: - Трава. Воспитатель: - Правильно. Я предлагаю вам сейчас отгадать загадки и назвать травянистые растения.
Эх, звоночки, синий цвет, С язычком, а звону нет. (Колокольчик). Путник часто ранит руки, ноги, Вот и лекарь у дороги. (Подорожник)
Стоят в поле сестрички: Жёлтый глазок, белые реснички! (Ромашки). На зелёной хрупкой ножке, Вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал, И развеял этот шар. (Одуванчик)
На травинке, словно льдинки, Белоснежные цветки А от взглядов у тропинки, Прикрывают их листки. (Ландыши).
(Ответы травянистых растений в картинках). Дети: - Одуванчик, подорожник, колокольчик, ландыш, ромашка и т. д. Воспитатель: - У травянистых растений стебли мягкие, сочные. В лесу много травянистых растений, которые очень красиво цветут! Все они лекарственные. Лекарственными растениями лечатся все: и люди и звери, живущие в лесу. Лес – родной дом животным и растениям. Лес – верный друг человека. Лес – украшение планеты! Итог занятия: Воспитатель: А сейчас давайте повторим, где мы с вами были? Дети: - В лиственном лесу, в хвойном лесу, в смешанном, узнали, чем отличаются кустарники от деревьев, собирали съедобные ягоды и грибы, отгадывали загадки о лекарственных растениях.
Воспитатель: - Ой, ребята, смотрите, конверт на пеньке лежит, давайте узнаем, что в нём? (Открывают конверт, там альбом – раскраска с растениями и обитателями леса и записка). Дети, снова письмо от старичка Лесовичка : «Ребята, как же вы меня порадовали – соблюдали все правила поведения в лесу. Молодцы! Уже многое знаете о растениях леса. Я хочу подарить вам на память картинки с изображением растений леса и его обитателей. Я буду очень рад, если вы ещё придёте ко мне в гости. Прогулки по лесу очень полезны и детям и взрослым! Всего вам доброго! С уважением, старичок Лесовичок!»
Воспитатель: - Наша прогулка окончена, пора возвращаться домой! Давайте попрощаемся с нашими гостями и рассмотрим подарок от Лесовичка! Дети: - До свидания!