Наталия Терциева
Конспект НОД по развитию речи для старшей группы «Весна пришла»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 52 Приморского района Санкт-Петербурга
197345, СПб, ул. Туристская, д. 18, корп. 2, литера А
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
в старшей группе детского сада
Образовательная область: Речевое развитие
Тема: «Весна пришла».
Используемые технологии:
Информационно-коммуникативные технологии
Разработала
Воспитатель ГБДОУ № 52
Публикация «Конспект НОД по развитию речи для старшей группы „Весна пришла“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
Приморского района
Терциева Наталия Ивановна
Санкт-Петербург
2016
Цель: обучать детей правильно определять настроение, отраженное художником в пейзаже картин и писателем в литературном произведении.
Задачи:
ОО «Речевое развитие»
1. Развивать умение составлять предложения и произносить их с различной интонационной окраской, передавать голосом радость и огорчение.
2. Развивать умение строить развёрнутые предложения.
3. Упражнять в подборе определений и сравнений, синонимов и антонимов.
4. Развивать умение подбирать прилагательные к славам: весна, ветер, ручей, лес.
5. Ввести в активный словарь слово «паводок».
ОО «Познавательное развитие»
1. Познакомить с репродукциями картин русских художников: И. И. Левитана и А. К. Саврасова.
2. Формировать у детей умение правильно определять настроение, отраженное художником в пейзаже И. И. Левитан «Весна. Большая вода», А. К. Саврасов «Грачи прилетели» и писателем в литературном произведении И. Соколов-Микитов «Лесные картинки». Передавать эти настроения в своем рассказе.
3. Закрепить представление о явлении природы и признаках ранней весны.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
1. Формировать умение понимать задачу.
2. Развивать чувство любви к природе и бережному отношению к ней
ОО «Физическое развитие»
1. Обеспечить смену деятельности за счет физкультурной минутки «Веснянка», (снять напряжение, активизировать внимание детей).
2. Развивать координацию движения.
Демонстрационный материал: проектор, экран, ноутбук, репродукции картин великих русских художников в виде презентации.
Предварительная работа:
• Наблюдение за природой и ее сезонными изменениями ( любование облаками: какой формы, цвет; за набухшими почками на деревьях и кустах).
• Беседы о времени года – весне : «Приметы весны», «Прогулка в весеннем лесу».
• Подбор сюжетных картин и репродукций великих русских художников для рассматривания: И. И. Левитан «Весна. Большая вода», «Март»; А. К. Саврасов «Грачи прилетели».
• Подбор и чтение художественной литературы: Н. И. Сергиевская Галерея гениев «Левитан».
• Загадывание и отгадывание загадок про весну;
• Прослушивание фрагментов классических произведений …Петр Ильич Чайковский "Весна" "Песня жаворонка", "Подснежник", "Белые ночи", Антонио Вивальди "Весна" Концерт №1 ми мажор «Весна», В. А. Гаврилин "Времена года" Весна.
Ход занятия
Вводная часть.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, что я нашла. (Показывает конверт с письмом, читает его). Прочитав предлагает детям выполнить задание, чтобы расколдовать Весну.
(Включает презентацию).
Основная часть.
Воспитатель. Задание первое. (Слайд №2). Отгадать загадку.
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит к нам пришла …
(Ответ детей)
Воспитатель. - Да! Правильно. С первым заданием справились.
(Слайд №3). Портрет И. И. Левитана. Знакомство детей с изображением художника.
Задание второе. (Слайд №4). На экране изображена картина великого художника: И. И. Левитан «Весна. Большая вода».
Воспитатель. Посмотрите, ребята на картине великого русского художника Левитана нарисована весна и назвал её «Весна. Большая вода». Исаак Левитан очень любил свою Родину и писал картины, на которых изображал родную природу.
Дети рассматривают картину.
Воспитатель. Задает вопросы по картине.
1. Что изобразил художник на картине?
2. Какую весну изобразил художник?
3. Почему художник назвал картину не просто «Весна», а «Весна. Большая вода»?
4. Почему разлилась вода?
5. Какими красками передает художник цвет неба и воды?
6. Почему деревья кажутся такими вытянутыми и изогнутыми?
7. Какие чувства и настроение вызывает у вас эта картина?
Ответы детей: (Обсуждение).
Воспитатель. - Да, совершенно верно. Молодцы ребята! И с этим заданием вы справились.
(Показывает детям ещё другие картины). Задание третье. (Слайд №5). Ребята давай рассмотрим картины и других художников Александра Сарычева «Последний снег», Алексея Саврасова «Грачи прилетели».
Дети рассматривают картины.
Воспитатель. Задаё т вопросы по картинам:
Какое время года изображено на этих картинах?
Какие приметы вам помогли это понять?
Почему вы так решили?
Какое настроение у вас, глядя на эти картины?
Ответы детей (Перечисляют приметы).
Воспитатель. Правильно, молодцы!
Ответы детей…
Воспитатель. Ребята давайте с вами поиграем: становитесь в круг, повторяйте за мной слова и движения.
Физкультминутка «Веснянка».
Солнышко, солнышко, (Дети идут по кругу, взявшись за руки)
золотое донышко,
Гори, гори ясно,
чтобы не погасло!
Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу друг за другом на носочках)
Прилетели сто грачей. (Бегут, взмахивая руками, как крыльями)
А сугробы тают, тают, (Медленно приседают)
А цветочки - подрастают! (Тянутся вверх, встав на носочки и подняв руки).
Воспитатель. Молодцы, ребята! Задание четвертое. (Слайд №6).
А теперь послушайте отрывок, из произведения Ивана Соколова-Микитова «Лесные картинки». (Читает.)
«Радостна, шумна и пахуча весна! Звонко поют птицы, звенят под деревьями весенние ручейки. Смолкой пахнут набухшие почки. Теплый ветер пробегает в высоких вершинах. Скоро, скоро оденется лес листвой, зацветет на опушках черемуха, защелкают над ручьями голосистые соловьи! Прилетят, закукуют длиннохвостые кукушки: «Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!» Забегают по кочкам хлопотливые муравьи, вылетит из зимнего убежища, загудит первый шмель. Побегами молодой травы, голубыми и белыми подснежниками покроются лесные полянки».
- Дети, о какой весне говорится в рассказе? Ранней или поздней?
Ответы детей…
Воспитатель. Правильно! По каким признакам весны вы догадались, что в этом отрывке говориться о весне поздней.
Ответы детей…
Воспитатель. Ребята, вспомните, как автор описывает весну?
Ответы детей…
Воспитатель. Хорошо! Вы очень внимательные! Задание пятое. (Слайд №7). А теперь подберите определения к словам «весна», «ручей» и «лес». Какие они бывают?
Ответы детей…
Воспитатель. Правильно, молодцы! Ещё с одним заданием мы справились Задание шестое. (Слайд №8).
А теперь давайте поиграем в игру «Противоположности» : я буду называть слово, а вы должны подобрать к нему слово, противоположное по значению.
Игра «Противоположности»
Весна ранняя - поздняя.
Весна теплая – холодная.
Весна веселая – грустная.
Ветер холодный – теплый.
Ветер сильный – слабый.
Ответы детей…
Воспитатель. - Молодцы! И последнее задание, придумать предложение о Весне, грустное и радостное.
Ответы детей…
Вы замечательно справились со всеми заданиями! Мы расколдовали весну.
Рефлексия
Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня с вами занимались?
Ответы детей…
Воспитатель:
Что нового вы сегодня узнали?
С какими художниками и их картинами вы познакомились?
А какая весна пришла?
Что общего заметили в этих произведениях?
Одинаковая весна изображена на картине и в рассказе?
Как вы думаете ребята, помогли ли мы Весне?
Ответы детей…
Воспитатель. Ребята разобрались какая бывает весна : ранняя и поздняя, с ветерком, с большой водой (От таяния снега, но как только Зима начнёт отступать, солнце начнёт припекать, вода уйдёт, на полянках опять появится трава и зацветут цветы. Значит будем ждать прихода хорошей и теплой Весны.
Ну а теперь нам пора возвращаться в группу.