МААМ-картинки

Конспект занятия по развитию речи «Вежливые слово»

Барышева Валентина
Конспект занятия по развитию речи «Вежливые слово»

Развитие речи "Вежливые слова "

Цель занятия : создать условия для активной речевой деятельности детей посредством игр и игровых упражнений.

Задачи занятия :

– формирование словаря : обогащать речь детей словами и словосочетаниями, обозначающими вежливое обращение между людьми.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Вежливые слово“» размещена в разделах

– звуковая культура речи : добиваться правильного отчетливого произношения звуков ц-ч, формировать слуховое внимание – упражнять в различении звуков в речи и выделении заданного звука в слове; развивать интонационную выразительность речи.

– грамматический строй речи : упражнять в образовании однокоренных слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (чашка – чашечка, блюдце – блюдечко и т. д.)

– побуждать детей использовать речь для выражения своих мыслей и чувств, высказываться полным предложением.

развивать социальные чувства, осознанные доброжелательные отношения к окружающим людям.

Образовательные  области: речевое развитие, социально-коммуникативное, познавательное.

Обогащение и активизация словаря : разрешите мне, будьте добры, будьте здоровы, угощайтесь, вы очень любезны, мне очень жаль, приятно познакомиться.

Демонстрационный и раздаточный  материал: фотографии с изображением ситуаций приветствия, мнемотаблицы, картинки с изображением предметов посуды, разноцветные лепестки с напечатанными на них вежливыми словами, листы ватмана, клей.

Предварительная работа: беседы на тему вежливости, дидактические игры «Скажи вежливо», «Так и не так», «Доскажи словечко», чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово».

Ход занятия:

Вводно-организационный момент (активизация внимания детей) – звенит колокольчик (дети подходят к воспитателю и становятся в круг)

Воспитатель: Доброе утро, ребята. Прозвучал условный сигнал, и мы с вами собрались на наше утреннее традиционное приветствие.

Этюд «Приветствие»

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро».

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым

И доброе утро продлится до вечера.

(дети и воспитатель здороваются друг с другом)

Мотивационно-побудительный этап (игровой вход в деятельность – вызвать положительные эмоции, настроиться на совместную работу)

Воспитатель: Ребята, повторите, пожалуйста, каким словом мы начали занятие(Доброе утро)

– Посмотрите, пожалуйста на эти фотографии. Как вы думаете, что они означают? (воспитатель показывает фотографии с изображением различного рода приветствий) Ребята, вы догадались, что изображено на этих фотографиях? На этих фотографиях изображено как люди приветствуют друг друга. Какие слова вы чаще всего говорите, когда хотите поздороваться?  (Здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день, добрый вечер). А можно ли поприветствовать другого человека не произнося слова? (ответы детей) 

Основной этап (овладение основными практическими навыками)

Воспитатель (резюмирует ответы детей) : Совершенно верно. Можно приветствовать и здороваться при помощи слов, что чаще всего и происходит, а можно использовать жесты – кивнуть головой, помахать рукой, пожать руку, улыбнуться. А у некоторых народов принято, например, при встрече потереться друг с другом носами.  

Ребята, как вы думаете, вежливые слова нужны только для того, чтобы здороваться? А для чего еще? В каких ситуациях их можно использовать? (ответы детей; если дети затрудняются, то воспитатель помогает наводящими вопросами – при встрече, прощании, извинении, знакомстве и т. д.). 

Давайте представим, что вы обращаетесь с просьбой к знакомому человеку. Как это лучше сделать? Как вы думаете?

Обязательно нужно назвать по имени, посмотреть в глаза, не забыть сказать слово «Пожалуйста». Давайте попробуем

Речевое упражнение «Обратись с просьбой»

 -Миша, дай мне, пожалуйста, большой мяч.

-Женя, если тебе нетрудно, помоги мне убрать на полку книги.

 -Катя, будь так добра, поправь мне, пожалуйста, воротник.

А теперь представим, что вам нужно обратиться к незнакомому человеку на улице, чтобы узнать, как найти магазин. Как вы думаете, можно сказать так?

 -Будьте добры …

 -Будьте любезны …

-Если Вас не затруднит …

-Помогите мне, пожалуйста.

Представьте, что вам нужно обратиться к воспитателю, маме или другому взрослому, а он в это время разговаривает с кем-нибудь. Как это лучше сделать? Как вы думаете?

-Извините, пожалуйста, что перебиваю вас, можно к вам обратиться?

 – Извините, я вам не помешаю, можно задать вопрос?

Молодцы, ребята, правильно вы говорите – во многих случаях жизни вежливый и воспитанный человек использует вежливые слова. Думаю, что вы не забудете о нашем уроке вежливости и доставите окружающим радость от общения с вами.

Давайте мы сейчас с вами поиграем в игру «Доскажи словечко»

Игра «Доскажи словечко»

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему(Привет)

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик, … (Здравствуй)

 К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала: … (До свиданья)

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он (Извини)

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: … (Спасибо)

Толстая корова Лула

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем: … (Будь здорова)

Говорит Лиса Матрё на:

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала!»

Ты, Лиса, не жалуйся,

А скажи: … (Пожалуйста)

Воспитатель: Может ли вежливое  слово потерять свою волшебную силу? Когда, по-вашему, это бывает? (воспитатель резюмирует – когда слово сказано грубым тоном или слово расходиться с делом). Когда вежливые слова необходимы(ответы) Как вы думаете, почему чаще всего происходят ссоры? 

Воспитатель: Ребята, я вам сейчас прочитаю стихотворение «Совет». Это стихотворение написал очень хороший детский поэт Роман Семёнович Сеф.

Чтение стихотворения Романа Сефа «Совет».

Поссорились

Чашка и блюдце,

Сейчас

Они разобьются,

Скоро

В кухне, на полке,

Будут лежать

Осколки.

И ты

Не ссорься напрасно —

Это очень опасно.

Воспитатель: Молодцы, справились. А если бы посуда могла разговаривать, как бы звучала ее речь? Давайте пофантазируем, как может разговаривать блюдце – ц-ц-ц.  Какой звук слышится в середине этого слова(ц)  Давайте еще раз скажем четко: ц-ц-ц.  (повторить индивидуально и хором 3-4 раза)

Как может разговаривать чашка – ч-ч-ч.  В слове «чашка» где находится звук ч? Давайте еще раз повторим ч-ч-ч (повторить индивидуально и хором 3-4 раза)

А сейчас задание на внимание: тот, кого я назову, будет разговаривать как чашка или как блюдце (индивидуальные задания детям)

Молодцы! А сейчас предлагаю небольшую разминку.

Физкультминутка «Быстро встаньте».

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

 Заключительный этап (рефлексивно-обобщающий – подведение итогов, оценивание своей деятельности)

Воспитатель: Ребята, скажите мне пожалуйста, о чем сегодня мы с вами говорили? Что интересного вы узнали?  Для чего нужны вежливые слова(обобщает ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите, у меня для вас осталось последнее задание. У меня есть разноцветные лепестки, на которых написаны вежливые слова. Я предлагаю вам выбрать понравившийся лепесток и объединится в группы, чтобы из разноцветных лепестков составить волшебные цветы – цветы «вежливости». Они будут находится у нас в группе и напоминать нам, как нужно вежливо разговаривать друг с другом.

(дети выбирают понравившиеся им лепестки и составляют из них цветы «вежливости»)

 

 

-Извините, пожалуйста, что перебиваю вас, можно к вам обратиться?

– Извините, я вам не помешаю, можно задать вопрос?

Молодцы, ребята, правильно вы говорите – во многих случаях жизни вежливый и воспитанный человек использует вежливые слова. Думаю, что вы не забудете о нашем уроке вежливости и доставите окружающим радость от общения с вами. Давайте мы сейчас с вами поиграем в игру «Доскажи словечко»

Обязательно нужно назвать по имени, посмотреть в глаза, не забыть сказать слово «Пожалуйста». Давайте попробуем.

 

Публикации по теме:

Дидактические упражнения по развитию речи «Как звучит слово» «Как звучит слово» Цель приведенных игр - продолжать учить детей вслушиваться в звучание слов, развивать фонематический слух; упражнять.

Дидактические упражнения по развитию речи «Звучащее слово» с использованием звуковой линейки Дидактические упражнения по развитию речи "Звучащее слово"с использованием звуковой линейки. Цель данных упражнений, показать детям, что.

Игра-головоломка по развитию речи «Буква к букве — будет слово»Игра-головоломка по развитию речи «Буква к букве — будет слово» Игра головоломка по развитию речи является ценным средством в работе педагога с детьми дошкольного возраста, и решает ряд педагогических.

Игра по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Послушай слово и нарисуй» Данная игра проводится с подгруппой детей из пяти-шести человек непосредственно на занятиях по развитию речи. Цель: Учить детей свободно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «Вежливые слово»
Опубликовано: 25 марта 2024 в 16:40
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД