Анна Сергеевна Обыночная
Конспект занятия по речевому развитию и петербурговедению «Петропавловская крепость» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по речевому развитию. Ознакомление с окружающим миром: «Петропавловская крепость»
Возраст: старший дошкольный возраст (5-6 лет).
Цель: обобщить и дополнить знания и представления детей о достопримечательностях города, дополнить впечатления новыми эмоциями о Петропавловской крепости.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию и петербурговедению „Петропавловская крепость“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ленинградская область, Санкт-Петербург. Петербурговедение
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
1. Развивать социально-коммуникативные навыки, речь, художественно-эстетическое восприятие, воображение, внимание и умение анализировать.
2. Расширять и закреплять представления детей о родном городе. (Петропавловская крепость).
3. Прививать желание любить родной город.
Тематический словарь: шпиль, ангел, собор).
Материалы и оборудование:
Иллюстрация слайдов на компьютере (Петропавловская крепость и Петропавловский собор). Выставка фотографий (изображений) интересных мест Петропавловской крепости. Письмо. Альбомные листы, цветные мелки и карандаши, кисти, краски.
Предварительная работа:
Беседы о городе Санкт-Петербург, в том числе индивидуальные. Рассматривание иллюстраций интересных мест Петропавловской крепости. Чтение художественной литературы, заучивание стихов. Прогулки детей с родителями по городу.
Ход занятия Дети рассаживаются на паласе полукругом.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришел почтальон и принес конверт с письмом. Хотите узнать что в нем?
Дети: Да!
Воспитатель: Письмо от Юры Иванова. Он живет в городе Москве. Он очень хочет увидеть достопримечательности нашего города. А так как, у него не получается приехать к нам, поэтому вместе с письмом он прислал пазл той достопримечательности о которой хотел бы узнать. Давайте вместе соберем этот пазл и узнаем что изображено на нем.
Дети: Да.
Дети собирают из частей целое изображение.
Воспитатель: Дети, изображение какой достопримечательности вы видите?
Дети: Петропавловская крепость.
Обсуждение особенностей архитектуры Петропавловской крепости.
Воспитатель: Посмотрите, какое сооружение крепости больше всего выделяется? Что находится на шпиле? Какого цвета ангел? Почему именно ангел? Какого цвета собор, стены? Как вы думаете почему? А почему стены такие толстые? Пофантазируйте: каким цветом вы бы раскрасили собор и стены, почему? Почему крепость называется Петропавловской?
Ответы детей
Воспитатель: Действительно, Петропавловская крепость названа в честь святых Петра и Павла. А вы знаете, что Петропавловская крепость была первой постройкой города, задумывалась как военная крепость для защиты города и границ страны от врагов, а сейчас это Музей истории Санкт - Петербурга. С Петропавловской крепости ежедневно в 12 :00 производится выстрел сигнальной пушки. А что вы еще знаете о Петропавловской крепости?
Крепость стоит на Заячьем острове, внутри крепости много музеев, есть монетный двор, есть Петропавловский собор, музей космонавтики…
Воспитатель: Дети, вы часто с родителями гуляете по крепости? Расскажите, где вы были?
Дети по очереди отвечают:
Воспитатель:
Кто знает что такое Монетный двор? Ответы детей Монетный двор – одно из старинных мест для печати монет;
При входе в крепость есть необычный (оригинальный) памятник Заяц. А вы знаете что означает этот памятник? Ответы детей
Воспитатель: Этот памятник является символом острова, так как остров на котором стоит крепость называется Заячьей.
Воспитатель: Давайте немного разомнемся и поиграем.
Игра «По болоту Пётр шёл…» Считалкой выбирают царя Петра.
«По болоту Пётр шёл, остров заячий нашёл, он собрал рабочий люд, чтоб построить крепость тут, зайцы пушек испугались по болоту, разбежались. Один, два, три, ну-ка зайчика найди. Дети идут по кругу, ребенок, играющий царя, идет в противоположную сторону. Дети движениями показывают, как созывали рабочих, строили крепость, дети разбегаются врассыпную, садятся на корточки, стараются не шевелиться. Ребенок, играющий царя должен запятнать зашевелившегося «зайца».
Воспитатель: Молодцы! Вот какая интересная и необыкновенная крепость, я думаю, понравилась бы Юре. У вас получились замечательные рассказы и я с вашего разрешения опишу их в письме ему. Надеюсь, он вскоре приедет и сам все посмотрит. Дети, что нового вы узнали сегодня? Какое ваше любимое место крепости?
это изображение в виде пазла (пример)
Конспект по рисованию : «Мои впечатления о Петропавловской крепости» (сюжетное рисование)
Цель занятия : Развивать у детей умение рисовать городской пейзаж с передачей особенностей архитектуры Петропавловской крепости.
Задачи:
• Развивать у детей умение видеть красоту своего города, самостоятельно и творчески отражать свои впечатления разными изобразительно-выразительными средствами;
• Совершенствовать технические умения и навыки работы пастелью;
• Формировать умение сначала выполнять эскиз карандашом, а затем саму работу – в цвете. Совершенствовать умение располагать рисунок на бумаге;
• Закреплять умение рисовать различные здания, элементы декора;
• Развивать интерес к архитектуре, наблюдательность;
• Воспитывать бережное отношение, любовь к городу.
Предварительная работа:
• Просмотр и обсуждение слайдов, фотографий зданий Петропавловской крепости;
Материалы, инструменты, оборудование:
Пастель, цветные карандаши, бумага белая. Фотографии и картинки зданий и сооружений крепости.
Содержание занятия :
Предлагаю детям совершить путешествие по крепости. Показываю слайды мест Петропавловской крепости (красивые здания, собор, монетный двор, памятники).
Обращаю внимание детей на красоту, разнообразие зданий (изящество, цвет, на форму и цвет памятников и их расположение.
Во время просмотра слайдов задаются следующие вопросы:
• Кто создал облик города? (архитекторы, кузнецы, скульпторы).
• Что особенно понравилось вам в этих зданиях? Что делает их нарядными, праздничными (фасад, арочные окна).
• Какие декоративные элементы украшают собор? (ангел).
• Из каких геометрические фигуры похожи элементы зданий? (круг, овал, прямоугольник, квадрат).
А теперь приступим к рисованию. Попробуйте рассказать о прогулке по крепости с помощью рисунков.
Сначала надо выбрать то место, которое вы будете рисовать. Например, «Петропавловский собор», «Монетный двор», «Комендантский дом», и т. д.
Практическая работа:
• С чего художник начинает работу над картиной? (с эскиза).
Выполняем эскиз простым карандашом. Придумываем сюжет, композицию, выявляем главное.
• Можно ли догадаться, глядя на твой рисунок, о каком месте ты рассказываешь, в какое время года совершаешь прогулку?
• Кто еще гуляет с тобой по городу?
Далее приступаем к работе на листе бумаги. Дети рисуют понравившиеся места Петропавловской крепости, проявляя свою индивидуальность, элементы творчества, высказывают предпочтения по отношению к тематике изображения и материалам. Рисуем пастелью и карандашами.
Сначала дети делают контурный рисунок, затем раскрашивают мелками.
Вспоминаем технические приемы работы с пастелью.
Пастель – мелок мягкий, бархатистый. У пастели нежные цвета. Рисовать можно по-разному: плашмя или заточить мелок остро. Иногда цветовые пятна слегка растирают пальцем, цветовые переходы получаются воздушными и прозрачными.
Сначала определяем большие цветовые пятна. Затем прорисовываем детали. Обращать внимание на изменение размеров и яркости цвета предметов в зависимости от расстояния. Цветовую гамму помогает определить время года (зима, осень).Рисуем людей, животных.
В процессе рисования звучит тихая, спокойная музыка.
По окончании работы рассматриваем получившиеся рисунки, определяем, о каком месте в крепости рассказывает художник.
Оформляем выставку работ «Мои впечатления о Петропавловской крепости»