Получи документы

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Орудия труда и предметы крестьянского быта» (старшая группа)

Виктория Таранова
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Орудия труда и предметы крестьянского быта» (старшая группа)

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

по образовательной области

социально-коммуникативное развитие

«Орудия труда

и предметы крестьянского быта»

Старшая группа

Подготовила:

Таранова В. В.

2018 г.

Конспект занятия

Методическая разработка образовательной деятельности по теме:

Публикация «Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию „Орудия труда и предметы крестьянского быта“ (старшая группа)» размещена в разделах

«Орудия труда и предметы крестьянского быта»

Таранова Виктория Викторовна

Возраст воспитанников: старший дошкольный (шестой год жизни)

Виды деятельности: речевая, коммуникативная, познавательная.

Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное, познавательное.

Цель: познакомить детей с орудиями труда и предметами крестьянского быта, о которых рассказывается в народных сказках.

Задачи: Поддерживать интерес к истории нашего народа.

Развивать память, мышление.

Учить отвечать на вопросы воспитателя полным ответом.

Предварительная работа : чтение сказок «Мальчик-с-пальчик», «Вершки и корешки», «Жихарка», «Крошечка-Хаврошечка»; рассматривание и обсуждение иллюстраций по теме «Русская изба».

1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности

Содержание Обратная связь на высказывание детей

(слайд 1)

- Ребята, скажите, какие вы знаете русские народные сказки?

- Я тут недавно подумала, а кто сочинял русские народные сказки? Вы знаете?

- Простые люди складывали сказки, а потом передавали один другому, из уст в уста. Часто сказки были о труде крестьянском и о помощниках крестьянина – орудиях труда. - Молодцы. Много сказок знаете.

- Да, совершенно верно. Народ, люди.

2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности

Содержание Обратная связь на высказывание детей

- Что это за орудия такие не военные, а трудовые? Какие вы знаете орудия труда, которые человек использует в наше время?

- Видите, сколько вы много назвали орудий труда. А какие же орудия труда были у крестьянина? Что было в каждой избе, такое нужное в хозяйстве? Обо всем этом говорится в наших русских народных сказках. Если дети затрудняются ответить, педагог задает наводящие вопросы. (Какое орудие труда использует повар, сантехник, доктор, шофер и т. д.)

3 этап: способствуем реализации детского замысла

Содержание Обратная связь на высказывание детей

(слайд 2)

- Вспомните сказку «Мальчик-с-пальчик». Про какой крестьянский труд там говорится?

- А чем отец пахал землю? (слайд 3)

- Вспомните, что есть у сохи?

- А вот как соху описывали в загадке:

Деревянные рожки,

Железные ножки,

Шла – ковыляла,

Спинку гнуть заставляла.

- Покажите «деревянные рожки»

- А теперь «железные ножки»

- Как вы думаете, почему «ножки» делали железными. Пахать сохой легко?

- Чтобы вспахать землю глубоко, надо было с силой налегать на соху, гнуть спину.

(слайд 4)

- А чем был занят человек в сказке «Вершки и корешки»?

- Перед тем как сеять, он тоже вспахал землю. Чем он пахал? (слайд 3)

- Из чего сеял? (слайд 5)

- Выросла пшеница, и приехал мужик урожай собирать. Взял он с собой такое орудие труда, которое

Согнуто в дугу,

Летом на лугу,

Зимой на крюку.

- Что же взял с собой мужик? (слайд 6)

- В старину косой косили не только траву, но и пшеницу. (слайд 7)

Педагог предлагает детям представить, что у них в руках косы, и помочь мужику скосить пшеницу. Дети имитируют движения.

- А затем, чтобы достать зерна из колосьев, их обмолачивали. Брали в руки цепы и обмолачивали. (слайд 8)

Педагог показывает, как работали цепами. Дети повторяют ее движения.

- А как из зерен муку получить? (слайд 9)

«Брат брата трет, белая кровь течет». Это загадка про жернова и муку. Мука высыпается в миску из отверстия в жерновах. Чтобы испечь мягкий пышный хлеб, ее надо просеять. Что для этого требуется? (слайд 10)

Сотни глаз, а сам слепой –

Засорил глаза мукой.

- Так говорят про сито. Что же из муки можно испечь?

- А что пек из муки маленький умелец Жихарка?

(слайд 11)

- Где Жихарка пек хлеб? (слайд 12)

- Печь во всем помощница. Жихарка и хлеб в ней пек, и щи варил. Чем же он печь топил? (слайд 13)

- А чем Жихарка дрова рубил?

- Чтобы испечь хлеб, Жихарка, после того как дрова прогорали, отодвигал угольки в сторону и освобождал место для новых дров. Чем же он угли сдвигал? Чтобы вам помочь, я загадку загадаю.

Черный конь скачет в огонь,

Только забегает – всех красных выгоняет.

(слайд 14)

- Испек Жихарка хлеб, пора и щи варить. В чем варил Жихарка щи? (слайд 15)

- А как Жихарка ставил чугунок в печь и доставал его оттуда?

Рогат, да не бык,

Хватает, да не ест.

Людям отдает,

А сам на отдых идет. (слайд 16)

- Жихарка – молодец. Но работу, с которой справлялась Крошечка-Хаврошечка, он не делал. Вспомните сказку и скажите, что старуха мачеха заставляла делать Крошечку-Хаврошечку.

- Как вы думаете, на чем пряла Крошечка-Хаврошечка? (слайд 17)

- Ну, а отдыхали люди с этим большим блестящим … угадайте кто это?

Дышит дымом,

Дышит паром,

С жаром!

А зовется… (слайд 18)

- Видите ребятки, сколько помощников было у людей в сказках! Но помогали они только тогда, когда эти сказочные герои и сами трудились. Эти помощники (слайд 19)орудия труда, а эти – предметы, без которых герой не мог обойтись. Все эти вещи были необходимы в хозяйстве.

- Да. Отец пахал землю.

- Правильно. Сохой.

- Рукоятка и сошники.

Дети показывают рукоятку.

Дети показывают режущую часть.

- Это очень тяжелый труд.

- Правильно, он сеял репу и пшеницу.

- Да, плугом.

- Семена бросал он из лукошка-сеялки.

- Верно, косу.

- Зерна перетирают в муку жерновами.

- Правильно, сито.

- Да. Хлеб пек.

- Правильно, в печи.

- Правильно, дровами.

- Конечно, топором.

- Точно, кочерга.

- Да, в чугунке.

- Ваша правда, ему помогал ухват.

- Заставляла она ее прясть, ткать, да дочек своих обшивать.

- Да, на ткацком станке.

- Самоваром

4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности

Содержание Обратная связь на высказывание детей

- Ребята, какие орудия труда мы сегодня вспомнили?

- Про какие предметы, необходимые в хозяйстве, упоминалось в сказках?

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Как меня зовут» для детей 4–5 лет Цель занятия: Развитие идентификации со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я» и осознание собственного тела.

Аппликация «Орудия труда»Аппликация «Орудия труда» Аппликация по теме недели «Труд людей весной в городе и на селе» Цель: Продолжать знакомить с правилами личной гигиены и безопасностью труда.

Конспект НОД для детей старшей группы «Орудия труда» Конспект НОД по экономике «Орудия труда» для детей старшего дошкольного возраста Задачи: • Познакомить детей с понятием «орудия труда».

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Непослушные котята» (первая младшая группа) Программное содержание: Познакомить детей с правилами безопасности во время игры. Воспитывать чувство осторожности и самосохранения. Воспитывать.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Телефонный этикет» (старшая логогруппа) Тема:«Телефонный этикет» Цель: формирование навыков общения и взаимодействия ребенка со сверстниками. Задачи: коррекционно-образовательные:.

Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию «Размножение комнатных растений» (старшая группа) Цель: формировать умение выращивать комнатные растения различными способами. Задачи: 1. Познакомить детей с несколькими способами размножения.

Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию «Тропинка безопасности» (старшая группа) Цель: формировать у детей понятие «безопасность». Задачи: 1. Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход,.

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Государственные символы России» Цель: создать условия для социально-коммуникативного развития детей через знакомство с символикой России. Задачи: Образовательные: обобщить.

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в младшей группе Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание» (формирование целостной картины мира, «Социализация». Виды детской деятельности:.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию дошкольников «Печенье для котика» первая младшая группа Карта образовательной деятельности Познавательное развитие: окружающий мир Тема: Печенье для котика» Целевые ориентиры: развитие навыка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Орудия труда и предметы крестьянского быта» (старшая группа)
Опубликовано: 3 июля 2019 в 12:00
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД