Папки-передвижки

Конспект по экологии в подготовительной к школе группе «Подземные обитатели земли»

Зульфия Мезенцева
Конспект по экологии в подготовительной к школе группе «Подземные обитатели земли»

Тема: «Подземные обитатели земли»

Цель: Продолжать формирование представлений о окружающем мире ребенка.

Задачи:

1. Расширять представления детей о почве, как компоненте природы.

2. Учить выдвигать предположения, проверять и делать элементарные выводы о свойствах почвы в процессе опытнической деятельности.

3. Продолжать знакомить с особенностями строения и поведения подземных жителей, показать их приспособленность к жизни под землей.

4. Развивать познавательную активность: внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.

Публикация «Конспект по экологии в подготовительной к школе группе „Подземные обитатели земли“» размещена в разделах

5. Воспитывать бережное отношение и соблюдение правил поведения в природе.

Оборудование: ИКТ- музыкальная запись грустная песня Дюймовочки; презентация: «Поземные жители», музыкальная видео физкультминутка «Ветер веет над полями и колышется трава»

Материал: Д\и «Обитатели стихии»; Схема поведение в мини лаборатории; Карточки заданием проведения опытов: «Если в почве воздух» и «Если в почве влага»; Для опыта: емкость с почвой, ложки одноразовые по количеству детей, емкость с водой, плошка с влажной салфеткой, плотная бумага, фартуки; Цветные карточки; Д/ и «Подземные жители»; Карточки: крот, слепыш, землеройка, Дюймовочка; Схема составление рассказа «Подземные жители».

Предварительная работа: Беседа «Если жизнь под землей, «Какую роль играет почва в жизни людей?», «Как человек может заботится о почве»; Составление рассказа «Крот», рассматривание иллюстрации «Подземные жители»,

ЧХЛ: Сказка Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», С. Н. Николаев экологические сказки «Слепые землекопы» Отгадывание загадок «подземные жители»

Д\ и: «Обитатели стихии», «Подземные жители»

Хот занятия

Организационный момент: Ребята, играют настольную игру «Обитатели стихии» (Воспитатель включает грустную песню Дюймовочки)

- Ребята, вы слышите, кто так грустно поет. Как вы думаете кто это? (ОР Это Дюймовочка)

- Интересно, почему она грустит. Что у нее могло случится? (ОД Ее кто-то обидел. Она могла упасть, Может Дюймовочка заблудилась и т. д.)

- Как вы думаете, о чем Дюймовочка мечтала в сказке? (ОД)

- Ребята, предлагаю найти Дюймовочку и спросить почему она грустит, может ей нужна наша помощь. Ребята, вы её видите, и я не вижу почему? (ОР Потому что она очень маленького роста.)

- Ну где же мы будем её искать. Давайте вспомним в сказке осенью, где жила девочка? (ОР В сказке осенью Дюймовочка жила в норке у мышки под землей)

-А где мы найдем мышку (ОР. Нужно спустится подземное царство)

-Молодец Костя. Интересно есть ли жизнь под землей. Кто там живет? Чем они дышат? Что они едят? А хотите узнать есть ли в почве воздух? (ОД)

- На все эти вопросы мы с вами сегодня постараемся ответить, а я знаю кто нам поможет найти ответы на наши вопросы, отгадайте загадку.

Она весь мир кормит, сама же ничего не ест.

Она частенько умывается. Четыре раза в году переодевается.

Её все матушкой зовут, по ней все ножками бегут

- Догадались, что это? (ОР Земля)

- Матушка Земля предлагает вам всем стать учеными. Кто знает, чем занимаются ученые? (ОД Ученые исследуют, наблюдают, проводят опыты.)

- Где они проводят опыты? (ОР В лаборатории)

- Матушка земля, приглашает Вас в подземную лабораторию, а чтоб туда попасть нужно ответить на её вопросы, но вопросов мало, а вас много. Что будем делать? (ОР Кто ответит на вопрос, тот забирает собой друга)

- Подумайте и скажите почему люди говорят: «Земля – матушка, кормилица наша», как вы это понимаете? (ОР Люди весной сажают семена в землю, а осенью собирают урожай)

- Кирилл, зачем нам нужна земля? (ОР Земля- наш общий дом)

- София, как бы на этот вопрос ответила лопата? (ОР Лопата ответила бы, для того чтобы копать)

- Василиса, как бы ответили ботинки? (ОР ботинки ответили. чтобы ходить или бегать)

- Эсмира, как бы ответили люди? (ОР Земля заботится о нас, дает на щедрые подарки - урожай)

- Миша, а кто ещё живет на планете Земля? (ОР На планете живут животные, птицы, насекомые, растения)

- Ну что у всех есть пара? Тогда пойдемте за мной, как темно здесь, сыро, прохладно и никого не видно. Включим свет вот и подземная лаборатория.

Работа в лаборатории подгруппами (экспериментальная деятельность)

Давайте вспомним правила? (ОД На столах ничего не трогать без разрешения руководителя. Пробовать на вкус, брать в рот – в лаборатории запрещено. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место. Соблюдать тишину, не мешать работать другим)

- Хорошо, сейчас мы разделимся на две группы, девочки проведут опыт, выяснят и нам расскажут если в почве воздух. А мальчики проведут эксперимент выяснят и расскажут нам есть ли в почве влага. Вот вам схема опыта, пожалуйста приступаем к выполнению экспериментов. ( Дети выполняют опыты по карточкам заданием: «Если в почве воздух» и «Если в почве влага»)

ОПЫТ 1: в контейнер с водой девочки опустят комочки почвы с помощью ложек. Алиса, что вы делали? (ОР Мы опускали аккуратно почву в воду)

- Лера, что вы увидели? (ОР. Когда мы опустили почву в воду, появились пузырьки)

-Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта? ( ОР Вывод: Мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух)

- Молодцы, девочки, а что на расскажут мальчики.

ОПЫТ 2: Возьмите промокательную бумагу, насыпьте на неё немного почвы. Придавите её плотно к бумаге.

- Что делали вы, Миша? (ОР Мы насыпали немного почвы на влажную салфетку, затем приложили сухую салфетку)

- Что вы увидели на бумаге, Леша? (ОР. Салфетка стала сырой)

- Костя, какой вывод можно сделать? ( ОР Вывод: почве есть влага)

- Откуда же она берется в почве? (ОД)

Работа за столами

- Все правильно, дети. Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы. В хорошей почве в достаточном количестве содержатся воздух, соли, перегной, влага. Все эти компоненты нужны для всего живого, поэтому почву называют кормилицей. А еще ее называют «Поземным царством», как вы думаете почему? (ОР Потому что под землей живут разные животные)

- Под поверхности земли обитают множество животных и насекомых. Одних вы видите постоянно, про некоторых мы не слышали, а остальные настолько редкие в природе, о них знают только ученые. Я предлагаю вам разделится на три компании по цвету, цветовую карточку вы получите за правильный ответ получив карточку садитесь за стол нужного цвета. По цепочки вы будите называть жителей подземного царства, а поможет вам моя иллюстрация на экране телевизора. (ОР Крот, слепыш, медведица, дождевые черви, личинки майского жука, многоножка, мокрица, земляные клещи, сурки, полевая мышка и т. д.)

- Многообразный мир животных предлагаю вам поиграть. Желтая компания будет подбирать тех животных, которые роют туннели под землей? ( ОР Роют туннели: крот, туки – туки, землеройка, гигантский крепыш, голый землекоп, дождевые черви, и т. д.)

Молодцы, Зеленая компания будет выбирать тех животных, которые роют себе норы? ( ОР Норы роют: барсук, лесные мыши, дикие кролики, суслики, сурки, хомяк и т. д.)

- Правильно, хорошо. Красной компания выбирают карточки, только тех животных, которые селятся брошенных чужих норах и подстраивают их под себя ( ОР: Занимают чужие норы: лисы, хорьки, горностаи, скунсы)

Физкультминутка: «Ветер веет над полями и колышется трава»

- Молодцы Выходите все на веселую физкультминутку. (Включается видео)

Ветер веет над полями и колышется трава

Облако плывет над нами словно белая гора.

Ветер пыль над полем носит, наклоняются колосья

Вправо-влево, взад-вперед а потом наоборот.

Мы взбираемся на холм, там немного отдохнем.

- Молодцы, садитесь. По очереди отгадайте мои загадки.

- В одежде богатой, да сам слеповатый.

Живёт без оконца, не видывал солнца (ОР Крот)

- К нам на дачу забрела, а потом в норе жила.

И питалась червяками, безобидными жуками

С хоботком, как у слона, только малая она! (ОР Землеройка)

- Кто земли насыпал кучи? Роет кто подземный ход?

Крот огромный, крот могучий? Не малышка чёрный крот

Трудится здесь, то крепыш серый и слепой (ОР Слепыши)

- Молодцы посмотрите внимательно на этих подземных животных что общего у этих зверьков. Давайте попробуем рассказать об этих удивительных животных. Желтая компания расскажет нам об строение подземных жителей? (ОР Эти грызуны отличается небольшими размерами, у них вытянутая форма туловища, тело покрывает густой шерстью, ворс шубки всегда растет только прямо)

- Молодец. Основное отличие – это холоднокровность, повышенная стойкость к условиям подземельного мира.

- Алиса, что можно сказать об ушах этих животных? (ОР Уши у них не большие, закрытые)

- Миша, как ты думаешь, хорошее у них зрение? (ОР Зрение очень слабое и им это не нужно)

- Правильно. Слышали такое выражение «Слепой, как крот» - как вы это понимаете? (ОР это говорят о людях, которые плохо видят)

- Давайте проверим, закройте глаза ладошками, вы что-то видите? (ОД Нет)

- Вы правы, все подземные жители плохо видят, можно сказать что они слепые, потому что под землёй нет света там темно. Все это условия необходимо для подземного образа жизни, ведь под землей зрение и слух не столь важный, главную роль играет обоняние. Благодаря своему носу вы можете определить, что приготовила ваша мама на обед? (ОР Да)

- Вот и подземные жители благодаря своему обонянию находят себе пропитание или находят дорогу домой.

- Молодцы. Зеленая компания расскажет, как передвигаются эти зверьки под землей? ( ОР: животные способны успешно продвигаться под землей в любом направлении, занимаясь успешным прокладыванием ходов)

- Люба, а почему у подземных жителей такого неприметный цвет, невзрачной окраски? (ОР)

- Совершенно верно, в почве темно, поэтому яркая окраска не нужна, её никто не увидит.

- Молодцы. Красная компания расскажет нам чем питаются подземные жители? (ОР. Эти животные питаются насекомыми, дождевыми червями)

-Как вы думайте, а зачем эти животные роют себе норы? (ОД Норы нужны для защиты от хищников; Это место для хранения запасов продуктов; Оно нужно для выведения потомство; Оно служить для укрытия от непогоды)

- Лера, как ты считаешь, если опасности под землей? (ОР Да, за ними охотятся хищники)

- Леша, а зачем подземные жители делают много запасных выходов? (ОР Что бы можно обхитрить хищников)

- А еще есть опасность затопление норок водой. Поэтому барсуки роют вход свою норку с боку на пригорках, а кроты накидывают землю вокруг хода в туннель, что бы вода туда не попала.

- Посмотрите, на наших подземных жителей, что их объединяет? (ОД Они хорошо приспособлены условиям подземной жизни)

- А вы бы смогли жить под землей? Почему? (ОД)

- Да, мы бы не смогли прожить под землей, мы к этому не приспособлены. А Дюмовочка, смогла бы жить в норе у крота? (ОД Нет)

- Правильно, она больше похожа на людей, а не поземных жителей и поэтому она пела грустную песню. Но скажу вам по секрету за доброе отношение, за заботу, когда наступит следующая осень Ласточка заберет её в теплые края и наша Дюймовочка, будет счастлива жить среди таких же крохотных людей как она.

Вывод нашего занятия:

- Сегодня вы познакомились с жизнью подземных жителей. Узнали какие условия нужны для жизни под землёй. Вы бы хотели дружить с поземными жителями? Почему? (ОД они помогают)

- Что мы можем сделать, чтобы сберечь почву для этих существ? ( ОД: не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей» - ведь они нужны почве)

- Что бы вы подумали о людях, которые загрязняют почву? (ОД)

Вы сегодня молодцы, хорошо занимались. Теперь, выходя на улицу и видя

землю у себя под ногами, вы может быть, посмотрите на неё по- другому

Вы сегодня молодцы, хорошо занимались. Теперь, выходя на улицу и видя

землю у себя под ногами, вы может быть, посмотрите на неё по- другому…

Публикации по теме:

Интегрированная НОД по экологии и лепке в средней группе «День Земли» Задачи: Расширять представления детей о планете Земля. Создавать у детей радостное, весеннее настроение. Формировать экологически грамотное.

Интегрированное занятие по экологии «Путешествие в Королевство Природы» в подготовительной к школе группе Интегрированное занятие по экологии в подготовительной к школе группе «Путешествие в Королевство Природы» Трофимова Екатерина Александровна.

Конспект интегрированного занятия по экологии в средней группе «День Земли»Конспект интегрированного занятия по экологии в средней группе «День Земли» еализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира, «Речевое развитие»,.

Конспект комбинированного занятия по экологии и лепке на тему «Морские обитатели» в старшей группе КОНСПЕКТ КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИИ И ЛЕПКЕ НА ТЕМУ: «Морские обитатели». Старшая группа Автор: Т. В. Колесникова г. Невинномысск.

Конспект ООД по формированию целостной картины мира «Обитатели пруда» в подготовительной к школе группе Конспект ООД по формированию целостной картины мира «Обитатели пруда» в подготовительной к школе группе. Программное содержание: Цель: формировать.

Конспект занятия по экологии «Мы защитники Земли» Задачи: Обучающие: 1. Расширять представления детей о планете Земля. Расширять знания детей об окружающей нас природе. 3. Формировать понятие.

Конспект занятия по экологии в подготовительной к школе группе «Определение времени по растениям и птицам»Конспект занятия по экологии в подготовительной к школе группе «Определение времени по растениям и птицам» Конспект занятия по экологии в подготовительной к школе группе Занятие по экологии. Подготовительная к школе группа. Живые часы или определение.

Конспект НОД по экологии в подготовительной к школе группе «В гостях у феи природы» Цель: 1. Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе. 2. Закрепить правила поведения в лесу. 3. Закрепить.

Занятие по экологии «В гостях у Лесовичка» в подготовительной к школе группе Образовательная область «Познавательное развитие»: - обобщить экологические знания детей об окружающем мире, о правилах поведения в лесу;.

Заседание клуба «Умники и Умницы «» Мы и природа» Итоговый НОД по экологии в подготовительной к школе группе ЦЕЛИ: закреплять знания детей о природе ЗАДАЧИ Обучающие: - формировать устойчивый интерес к природе через эмоциональное отношение; - соблюдать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект по экологии в подготовительной к школе группе «Подземные обитатели земли»
Опубликовано: 26 октября 2019 в 23:33
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД