Инна Сакова
Конспект подгруппового логопедического коррекционно-развивающего занятия с воспитанниками подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Дома
Цель: формирование речевого дыхания у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи старших дошкольников
Задачи:
1. Упражнять старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в навыках речевого дыхания: длительного неречевого выдоха; речевого выдоха на отдельных звуках и длительного речевого выдоха на слогах. Закреплять навыки самоконтроля при вдохе и выдохе при произнесении звуков
2. Закрепление знаний по лексической теме «Дом». Закрепить речевой ряд к словам «гном» и «дом». Ввести в активный словарь детей слова этих речевых рядов.
Публикация «Конспект подгруппового логопедического коррекционно-развивающего занятия с воспитанниками подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
3. Закрепление навыков словообразования с помощью суффиксов -ик, -ище. Формирование навыков слогового анализа и синтеза.
4. Развитие навыков само- и взаимоконтроля, умения работать в группе.
ОБОРУДОВАНИЕ: ширма, индивидуальные зеркала, игрушки, домики из соломы, веток, камня, потолочной плитки, изображения гномов, буквы, ИКТ, магнитная доска и буквы к ней.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Чтение английской сказки «Три поросёнка», беседа по сказке, занятие по лексической теме «Дом».
Ход ЗАНЯТИЯ:
1 часть: ВВОДНАЯ
Логопед : Ребята, я сегодня приглашаю вас в сказочную страну.
Что же это за страна?
Удивительна она.
Герои сказки здесь живут,
Им очень нравится приют.
А ты попробуй их узнать,
Названье сказки угадать.
Логопед : Чтобы увидеть героев нашей сказки, нужно подуть на эту ширму из новогоднего дождя. Напомню правила дыхания (показываю) : сделать глубокий вдох через нос, плечи не поднимать. Задержать воздух и подуть на дождь через рот длинным холодным ветерком. Щёки во время выдоха не надувать.
Логопед : Что вы увидели?
Дети: Я увидел игрушки, это поросята.
Логопед : это не просто игрушки. Это герои из сказки. А какой - догадайтесь.
Поросята в лесу жили,
Дружно жили, не тужили.
И однажды, вдруг, домики
Построить все решили.
Как называется эта сказка?
Дети: Это сказка «Три поросёнка».
Логопед : Как звали поросят?
Дети: Их звали Наф-Наф, Нуф-Нуф, Ниф-Ниф.
Логопед : Прежде чем отправиться в сказку, я предлагаю вам сделать дыха-тельную гимнастику.
1 упражнение – «Цветок распускается». И, п. – стоя, руки опущены. Руки через стороны поднять вверх – вдох. Руки через стороны вниз, поё м: «А-а-а» - выдох.
2 упражнение – «Пускаем облачко». И. п. – стоя, руки опущены. Руки в стороны – вдох. Руки соединяются, кисти складываются, изображая букву «о», продвигаются вперёд ото рта – выдох.
3 упражнение – «Рубим дрова». И. п. – стоя, руки опущены. Ноги шире плеч. Прямые руки вверх – вдох. Наклон, на выдохе поё м: «У – у – у».
4 упражнение – «Поймай лучик». И. п. – стоя, руки вытянуты вперёд. Руки в стороны – вдох. Прямые руки соединяются впереди, поём «И-и-и» – выдох.
2 часть: ОСНОВНАЯ
Логопед : отправляемся в сказку! Что делали поросята, пока было лето?
Дети: Они резвились и играли. У них была любимая игра – «Сдуй шмеля с цветка». Поможем им это сделать. Сделайте глубокий вдох и сильно и долго подуйте на шмеля, который сидит на цветке.
Логопед : Прошло лето, наступила….
Дети: Осень.
Логопед : С каждым днём становилось всё холоднее, на улице часто появлялся осенний туман. Покажем его. Возьмите зеркало, поднесите его ко рту. Сделайте глубокий вдох через нос и длительный тёплый выдох через рот на зеркало. Вот такой был осенний туман.
«Пора нам подумать о зиме», - сказал Наф-Наф.
«Давайте построим дом, будем в нём зимовать». Что ответили ему братья?
Дети: Они ответили, что не будут строить дом, что ещё рано.
Логопед : Да, братьям не хотелось браться за работу. Они бездельничали и играли. И я вам предлагаю поиграть в игру «Волшебная палочка». Нужно повторять слоги и следить за моей волшебной палочкой. Когда я подниму палочку вверх, нужно сразу же закрыть рот.
Слоги: да-да-да; да-да-да-да
До-до-до; до-до-до-до
Ду-ду-ду; ду-ду-ду-ду.
Логопед : Что решил сделать Наф-Наф?
Дети: Он решил построить красивый дом сам.
Логопед : Поможем ему.
Физминутка
«Тук-тук молотком» :
Тук-тук молотком, Ударяют кулачками друг о друга.
Строим, строим новый дом. Кладут горизонтально одну ладонь на другую.
Логопед : Наконец, ленивые братья тоже взялись за работу.
Из чего смастерил дом Ниф - Ниф?
Дети: Он смастерил дом из соломы.
Логопед : Дом из соломы, какой?
Дети: Дом из соломы - соломенный.
Логопед : Из чего смастерил дом Нуф – Нуф?
Дети: Нуф–Нуф смастерил дом из веток и тонких прутьев.
Поросята обрадовались тому, что не надо больше работать и стали весело прыгать и играть (музыкальное сопровождение).
Логопед : Поросята так шумели и резвились в лесу, что разбудили волка. Волк погнался за ними. Ниф – Ниф спрятался в своей соломенной хижине. Что же сделал волк?
Дети: Он начал дуть на хижину.
Логопед : Покажем, как он это сделал. Глубоко вдохните через нос, задержите воздух и подуйте через рот на хижину длинной сильной струёй, не надувая щёк.
Дети выполняют задание.
Логопед : Что случилось с хижиной?
Дети: Она упала, разлетелась.
Логопед : Почему хижина упала?
Дети: Она была ненадёжной, лёгкой. Волк сильно дул на неё.
Логопед : Что сделал Ниф–Ниф, когда его хижина упала?
Дети: Он побежал к Нуф–Нуфу и спрятался в его домике.
Логопед : «От этого дома сейчас ничего не останется!» - прорычал волк и начал дуть. Так ли это? Давайте проверим, ребята. Сделайте глубокий вдох через нос и сильно подуйте на домик Нуф – Нуфа, не надувая щёк.
Логопед : Почему домик Нуф–Нуфа тоже не выдержал и развалился?
Дети: Он тоже был непрочный, лёгкий.
Логопед : Что сделали поросята, когда домик Нуф – Нуфа развалился?
Дети: Поросята бросились бежать к дому Наф – Нафа.
Логопед : Вспомните, из чего построил дом Наф – Наф?
Дети: Он построил дом из камня.
Логопед : Дом из камня, какой?
Дети: Дом из камня – каменный.
Логопед : Наф – Наф впустил братьев и запер дверь.
В этом доме ты поверь,
Заперта надёжно….
Дети: Дверь.
Логопед : Поросята дома?
Дети: Дома!
Логопед : Поросята решили, что им не страшен волк. Почему?
Дети: Они в каменном доме, он очень прочный.
Логопед : Сколько волк ни дул на дом, ни один камушек не сдвинулся с места. Давайте это проверим, ребята. Сделайте глубокий вдох через нос, задержите воздух и сильно подуйте длинной струёй на дом.
Почему дом не упал?
Дети: Наф – Наф построил его из камня, он прочный, надёжный.
Логопед : с тех пор братья стали жить дружно вместе. По вечерам они вспо-минали свои приключения. Очень часто к ним приходили в гости соседи – гномы. Они были разного роста (показываю гномов).
Этот - самый низкий. Как о нем можно сказать ласково?
Дети: Гномик.
Логопед : Этот - самый высокий. Как о нём можно сказать?
Дети: Гномище.
Логопед : Этот - среднего роста. Как о нём можно сказать?
Дети: Гном.
Логопед : Однажды гномы побывали на выставке. Я тоже приглашаю вас, ребята.
Логопед : Что это?
Дети: Дома.
Логопед : Чем они отличаются?
Дети: Они разного размера, цвета, сделаны из разного материала (показать слайд).
Логопед : Для чего нужны дома?
Дети: Они нужны человеку для жилья.
Логопед : Гномы тоже решили построить себе дома. Строили они так:
Пальчиковая игра:
Туки – туки – туки – ток - Кулачки громко и
Так стучит молоток. - медленно стучат.
Туки – туки - точки - Тихо и быстро стучат
Стучат молоточки. указательные пальчики.
Логопед : Маленький гномик
Под кустом построил….
Дети: Домик.
Логопед : вот он. Это домик. Почему о нём так говорят?
Дети: Потому что он маленький.
Логопед : А старый мудрый гномище
Выстроил большой….
Дети: Домище.
Логопед : Почему о нём так говорят?
Дети: Потому что он большой.
Логопед : А самый весёлый гном
В лесу построил…
Дети: Дом.
Логопед : Каждый день соседи – гномы
Навещали друг друга….
Дети: Дома.
Логопед : Чем похожи все наши слова: домик, домище, дома.
Дети: Есть общее слово «Дом».
Логопед : Назовите первый звук в слове «дом».
Дети: Это звук «Д».
Логопед : Слушаем еще раз слов дом «д-о-ом». Назовите второй звук в слове. А теперь назовем третий звук в слове «до-м-м»
Логопед : Затем дети выкладывают слово «дом» на магнитной доске буквами. В ходе работы уточняю названия звуков.
Итог занятия : Мы сегодня были в сказочной стране.
Что мы там делали?
Дети рассказывают: играли с поросятами в сказку, смотрели выставку домов, расселяли гномов по домам, выкладывали слов дом на магнитной доске.