Приложение МААМ

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи «Научи меня рычать»

Ирина Анатольевна Андреева
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи «Научи меня рычать»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: автоматизация звука [Р] в словах, в предложении

Задачи: 1. Образовательные:

- формировать слуховой и моторный образ звука [Р];

- автоматизировать звук [Р] изолированно, в слогах, в словах, предложениях;

- активизировать словарь детей по теме «Животные»;

- уточнить название детенышей животных;

- закрепить деление слов на слоги;

- учить подбирать однокоренные слова к слову «рыба».

2. Коррекционные:

- развивать мимику, используя психогимнастику.

Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи „Научи меня рычать“» размещена в разделах

- развивать артикуляционную моторику, используя артикуляционную гимнастику;

- развивать фонематический слух и восприятие;

- развивать мелкую моторику, используя пальчиковую гимнастику;

- развивать внимание и мышление;

- развитие навыка звукового анализа и синтеза

3. Воспитательные:

- воспитывать желание говорить правильно и красиво;

- воспитывать у детей активность и внимательность на занятии.

Оборудование:.

Щенок Мухтар – перчаточная кукла, мимический кубик, артикуляционный кубик, схема анализа артикуляции звука, схема характеристики звука, схема самомассажа языка, мяч, дид. игра «Телевизор», озеро, удочка, колокольчики, картинки (в траве гитара, в траве карандаш и т. д., пособие «Зоопарк», зеркала, вата, макет города Красивой речи, цветовые фишки для звукового анализа слова, звуковички, элементы буквы Р.

Ход занятия

1. Орг. момент (дети стоят в кругу)

Ребята с каким настроением вы пришли в детский сад? (ответы детей)

Игра с мимическим кубиком (ловят кубик и выполняют

психогимнастику)

«Нужно говорить всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Вспомнить обязательно,

Что учили на занятиях

Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (Зима.)

Назовите признаки зимы (стало холодно, морозно, идет, снег, метет метель и т. д. В какие зимние забавы вы играете зимой (играют в снежки, катаются на лыжах, санках, с горки, лепят снеговика и т. д.)

Давайте с вами выполним самомассаж «Снеговик»

2. Самомассаж биологических активных зон «Снеговик»

Раз, два, раз, два –

Лепим мы снеговика Имитируют лепку снежков

Мы покатим снежный ком

Кувырком, кувырком. Поочередно проводят ладонями по шее справа и слева.

Мы его слепили ловко Проводят пальцами по щекам сверху вниз

Вместо носа есть морковка, Растирают указательными пальцами крылья носа.

Вместо глазок –угольки, Прикладывают ладони ко лбу «козырьком» и энергично растирают лоб.

Ручки – веточки нашли Трут ладонями друг о друга.

А на голову – ведро. Раздвигают указательный и средний пальцы «вилочкой» и растирают точкиперед ушами и за ними.

Посмотрите, вот оно! Кладут обе ладони на макушку и покачивают головой.

3. Сообщение темы

Ребята к нам сегодня в гости пришел щенок, а зовут его - Мухтар. Он еще очень маленький, поэтому он не умеет рычать, но очень хочет научиться. А для этого ему надо попасть в город Красивой речи в гости к звуку, а к какому вы должны отгадать загадку и определить последний звук в отгадке:

Почему-то не до игр,

Если рядом бродит …. (тигр)

Правильно, Мухтар хочет отправится в гости к звуку [Р] и просит вас отправится с ним в дорогу. Но дорога в город Красивой речи очень трудная, Мухтару одному не справится. Поможем ему?

Но прежде, чем нам идти в город Красивой речи,

Мы должны показать, как умеем выполнять артикуляционную гимнастику.

4. Артикуляционная гимнастика (с использованием артикуляционного кубика)

Губы: Улыбнемся мы лягушкам.

Губы тянем прямо к ушкам.

Угостили нас вареньем,

Все в хорошем настроенье.

Язык: Упр. «Лопатка»

Язык лопаткой положи.

И спокойно подержи.

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык можно убирать.

Самомассаж языка (с использованием схемы)

Упр. «Маляр»

Пригласили маляра,

Красить стены нам пора.

Упр. «Грибок»

Язык к небу поднимаем

И грибочек получаем.

Воздушная струя: упр. «Фокус»

5. Автоматизация звука [р] изолированно.

Давайте покажем Мухтару как мы с вами научились

рычать : давайте покажем р-р-р

И расскажем, что мы уже знаем про звук Р

6. Анализ артикуляции звука и его характеристика (используя схемы)

Вы на схемы посмотрите,

Все о звуке расскажите.

Губы: в улыбке.

Зубы: разомкнуты.

Язык: язык поднят к верху, боковые края прижаты к верхним зубам, кончик дрожит.

Воздушная струя: прерывистая

Голосок: работает.

- Что еще можно сказать о звуке [р]?

- Звук [р] – согласный (воздух встречает преграду, не тянется, звонкий (голосок работают, твердый (как что).

Дети из звуковичков. выбирают звук [Р].

7. Работа по развитию фонематического слуха.

Мухтар принес нам с вами колокольчики и просит поиграть с ним :

Как услышишь звук [р],

Колокольчиком звени.

р-м-н-р-к-г-р-м-н-б-р-к-н-р;

ра-ма-но-ро-ку-гу-ру-мы-ры-ка-ра;

Роза, мама, арбуз, нога, кукушка, гусь, труба.

8. Автоматизация звука в слогах (с опорой на схемы артикуляции гласных звуков)

Звук [р] сейчас возьмите

К гласным в гости заходите. (выбрать из звуковичков – звук [Р])

ра-ра-ра ар-ар-ар

ро-ро-ро ор-ор-ор

ру-ру-ру ур-ур-ур

ры-ры-ры ыр-ыр-ыр

Чтобы в город Красивой речи попасть, давайте ребята вместе с Мухтаром немножко отдохнем и выполним физминутку.

9. Физминутка Щенок смелый и веселый

Добрый, нежный и здоровый.

Любит, как волчок вертеться

И на солнышке погреться.

Перескакивать, сгибаться,

На коньках любит кататься,

Любит бегать и скакать,

Танцевать и крепко спать.

(имитация движений по тексту)

Звуковичок [Р ] приготовил для вас задания и пригласил нас в зоопарк:

10. Пальчиковая гимнастика «Зоопарк».

В зоопарк пойдем скорей

Много разных там зверей

(«пройти» по столу указательным и средним пальцем обеих рук)

И колючие ежи

(растопырить пальцы как иголки ежей)

И клыкастые моржи

(опустить вниз мизинец и указательный пальцы, а все остальные пальцы зажать в кулачке)

и огромные слоны,

(зажать в кулачки все пальцы, кроме средних – это хоботы)

Уж невиданной длины

(делать волнообразные движения правой рукой)

Зайцы трусливые

(выставить указательный и средний пальцы обеих рук, остальные в кулачке)

Птицы красивые

(помахать кистями скрещенных рук)

Даже крокодилы есть ….

Впрочем, всех не перечесть!

(соединить основания ладоней, смыкать и размыкать кончики слегка согнутых пальцев – это «крокодилова пасть»)

Задание 1. Давайте посмотрим, какие животные живут в зоопарке? Ребята, а только ли животные живут в зоопарке? (птицы) Назовите всех животных и птиц каких вы видите?

(белка, жираф, носорог, обезьяна, кенгуру, крокодил, страус, крот, тигр, рысь, корова, ворона, рак, рыбы, ворона, слон, волк, лось и др.).

А теперь помогите Мухтару выбрать только тех животных, в названии которых есть звук [Р].

(жираф, носорог, кенгуру, крокодил, страус, крот, тигр, рысь, корова, ворона, рак, рыбы, ворона)

• Игра с мячом «Назовите детенышей животных»

У кенгуру – кенгуренок

У тигра –

У зебры –

У крокодила –

У страуса-

У рыси -

11. Работа по развитию навыка звукового анализа

Задание 2.

Игра «Телевизор» - деление слов на слоги (слова со звуком [р])

• Выполните с помощью фишек схему слова - рак.

• Выложите из элементов букву Р.

Задание 3.

Разминка (подбор слов-родственников к слову рыба).

Давайте закончим стихотворные строчки, подобрав слова в рифму:

Плавники у нас росли бы,

Мы бы плавали как … (рыбы).

Я б хвостом махала гибким

И резвилась, словно … (рыбка)

Вот с крючка срывает крошки

Очень мелкая … (рыбешка)

Выплывает корм ища,

Пребольшая … (рыбища)

«Эх, сорвался мой улов! –

рассердился … (рыболов).-

рыба не клюет никак,

видно, я плохой … (рыбак)».

От обиды чуть не плачет,

Но сидит весь день … (рыбачит)

Рыбаку ужасно жалко,

Что не удалась … (рыбалка)

Давайте поможем Мухтару поймать рыбки из озера.

• Игра «Рыбалка» (картинки - контуры)

В траве гитара. В траве карандаш и т. д.

• Составьте предложение со словом ворона.

12. Итог занятия.

Спасибо ребята, что помогли Мухтару: он научился рычать, послушайте как звонко он рычит: р-р-р, а также он узнал что звук Р – согласный, твердый, звонкий.

Список литературы:

1. Ванюхина Г. А. Речецветик. Занимательное пособие по развитию речи и мышления. – Екатеринбург: Издательство “Сократ”, 2000.

2. Инновации – в логопедическую практику / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/ Сост. О. Е. Громова. – М. :ЛИНКА – ПРЕСС, 2008

3. Картушина М. Ю. праздники для детей 6-7 лет. Сценарии для ДОУ. – М. :ТЦ Сфера, 2008 (серия «Вместе с детьми».)

4. Лебедева И. Л Трудный звук, ты наш друг! Звуки Р, Рь: Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М. : Вентана –Граф, 2004

5. Ярош Е. А. Путешествие по городу Красивой речи. Учебно-методическое пособие. Научно-методический Центр Проблем детства. Лаборатория развития способностей детей и разработки технологий индивидуализации образовательного процесса. Екатеринбург: Издательство “Центр Проблем Детства”, 2001

Публикации по теме:

Динамика развития фонетико-фонематической стороны речи у детей с ТНР Авторские игры использовались на фронтальных занятиях, что дало возможность привлечь в игру большее количество детей и отработать много.

Теоретические основы развития фонетико-фонематической стороны речи детей с ТНР в ДОУ Теоретические основы развития фонетико-фонематической стороны речи детей дошкольного возраста. Сущность понятия развитие фонетико-фонематической.

Формы, методы и приёмы развития фонетико-фонематической стороны речи у детей с ТНР Формы,методы и приёмы развития фонетико-фонематической стороны речи у детей c ТНР посредством авторских игр и практических игровых упражнений.

Конспект логопедического подгруппового занятия для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи «Звук [ш]. Буква ш» Цель: закреплять умение детей правильно произносить звук [ш], выделять, различать этот звук в звучащей речи; закрепить знания зрительного.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей старшей группы «Звук [З]. Буква З» Коррекционно-образовательные задачи: Учить детей характеризовать звук 3 с опорой на акустические и артикуляционные признаки. Познакомить.

Конспект НОД по формированию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте «Звуки [К, К’] Буква [К]» КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ с группой воспитанников детского дома старшего и подготовительного к школе возраста.

Конспект НОД по формированию фонетико-фонематической стороны речи у детей с ФФН подготовительной группы на речевом материале Познавательно-речевое развитие. Образовательные области. «Коммуникация»: Совершенствование фонетико-фонематической стороны.

Конспект подгруппового логопедического занятия с воспитанниками старшей группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи Конспект подгруппового логопедического занятия с воспитанниками старшей группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (III период).

Методы коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи Нарушения звуковой стороны речи у дошкольников с ЗПР являются самыми распространенными расстройствами речи и проявляются преимущественно.

Технология развития фонетико-фонематической стороны речи у детей с ТНР посредством авторских игр и практических игровых .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи «Научи меня рычать»
Опубликовано: 11 февраля 2018 в 21:10
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи «Научи меня рычать»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Анатольевна Андреева (УИ 917070) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД