Ирина Анатольевна Андреева
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи «Научи меня рычать»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: автоматизация звука [Р] в словах, в предложении
Задачи: 1. Образовательные:
- формировать слуховой и моторный образ звука [Р];
- автоматизировать звук [Р] изолированно, в слогах, в словах, предложениях;
- активизировать словарь детей по теме «Животные»;
- уточнить название детенышей животных;
- закрепить деление слов на слоги;
- учить подбирать однокоренные слова к слову «рыба».
2. Коррекционные:
- развивать мимику, используя психогимнастику.
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи „Научи меня рычать“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- развивать артикуляционную моторику, используя артикуляционную гимнастику;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать мелкую моторику, используя пальчиковую гимнастику;
- развивать внимание и мышление;
- развитие навыка звукового анализа и синтеза
3. Воспитательные:
- воспитывать желание говорить правильно и красиво;
- воспитывать у детей активность и внимательность на занятии.
Оборудование:.
Щенок Мухтар – перчаточная кукла, мимический кубик, артикуляционный кубик, схема анализа артикуляции звука, схема характеристики звука, схема самомассажа языка, мяч, дид. игра «Телевизор», озеро, удочка, колокольчики, картинки (в траве гитара, в траве карандаш и т. д., пособие «Зоопарк», зеркала, вата, макет города Красивой речи, цветовые фишки для звукового анализа слова, звуковички, элементы буквы Р.
Ход занятия
1. Орг. момент (дети стоят в кругу)
Ребята с каким настроением вы пришли в детский сад? (ответы детей)
Игра с мимическим кубиком (ловят кубик и выполняют
психогимнастику)
«Нужно говорить всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Вспомнить обязательно,
Что учили на занятиях!»
Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (Зима.)
Назовите признаки зимы (стало холодно, морозно, идет, снег, метет метель и т. д. В какие зимние забавы вы играете зимой (играют в снежки, катаются на лыжах, санках, с горки, лепят снеговика и т. д.)
Давайте с вами выполним самомассаж «Снеговик»
2. Самомассаж биологических активных зон «Снеговик»
Раз, два, раз, два –
Лепим мы снеговика Имитируют лепку снежков
Мы покатим снежный ком
Кувырком, кувырком. Поочередно проводят ладонями по шее справа и слева.
Мы его слепили ловко Проводят пальцами по щекам сверху вниз
Вместо носа есть морковка, Растирают указательными пальцами крылья носа.
Вместо глазок –угольки, Прикладывают ладони ко лбу «козырьком» и энергично растирают лоб.
Ручки – веточки нашли Трут ладонями друг о друга.
А на голову – ведро. Раздвигают указательный и средний пальцы «вилочкой» и растирают точкиперед ушами и за ними.
Посмотрите, вот оно! Кладут обе ладони на макушку и покачивают головой.
3. Сообщение темы
Ребята к нам сегодня в гости пришел щенок, а зовут его - Мухтар. Он еще очень маленький, поэтому он не умеет рычать, но очень хочет научиться. А для этого ему надо попасть в город Красивой речи в гости к звуку, а к какому вы должны отгадать загадку и определить последний звук в отгадке:
Почему-то не до игр,
Если рядом бродит …. (тигр)
Правильно, Мухтар хочет отправится в гости к звуку [Р] и просит вас отправится с ним в дорогу. Но дорога в город Красивой речи очень трудная, Мухтару одному не справится. Поможем ему?
Но прежде, чем нам идти в город Красивой речи,
Мы должны показать, как умеем выполнять артикуляционную гимнастику.
4. Артикуляционная гимнастика (с использованием артикуляционного кубика)
Губы: Улыбнемся мы лягушкам.
Губы тянем прямо к ушкам.
Угостили нас вареньем,
Все в хорошем настроенье.
Язык: Упр. «Лопатка»
Язык лопаткой положи.
И спокойно подержи.
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.
Самомассаж языка (с использованием схемы)
Упр. «Маляр»
Пригласили маляра,
Красить стены нам пора.
Упр. «Грибок»
Язык к небу поднимаем
И грибочек получаем.
Воздушная струя: упр. «Фокус»
5. Автоматизация звука [р] изолированно.
Давайте покажем Мухтару как мы с вами научились
рычать : давайте покажем р-р-р
И расскажем, что мы уже знаем про звук Р
6. Анализ артикуляции звука и его характеристика (используя схемы)
Вы на схемы посмотрите,
Все о звуке расскажите.
Губы: в улыбке.
Зубы: разомкнуты.
Язык: язык поднят к верху, боковые края прижаты к верхним зубам, кончик дрожит.
Воздушная струя: прерывистая
Голосок: работает.
- Что еще можно сказать о звуке [р]?
- Звук [р] – согласный (воздух встречает преграду, не тянется, звонкий (голосок работают, твердый (как что).
Дети из звуковичков. выбирают звук [Р].
7. Работа по развитию фонематического слуха.
Мухтар принес нам с вами колокольчики и просит поиграть с ним :
Как услышишь звук [р],
Колокольчиком звени.
р-м-н-р-к-г-р-м-н-б-р-к-н-р;
ра-ма-но-ро-ку-гу-ру-мы-ры-ка-ра;
Роза, мама, арбуз, нога, кукушка, гусь, труба.
8. Автоматизация звука в слогах (с опорой на схемы артикуляции гласных звуков)
Звук [р] сейчас возьмите
К гласным в гости заходите. (выбрать из звуковичков – звук [Р])
ра-ра-ра ар-ар-ар
ро-ро-ро ор-ор-ор
ру-ру-ру ур-ур-ур
ры-ры-ры ыр-ыр-ыр
Чтобы в город Красивой речи попасть, давайте ребята вместе с Мухтаром немножко отдохнем и выполним физминутку.
9. Физминутка Щенок смелый и веселый
Добрый, нежный и здоровый.
Любит, как волчок вертеться
И на солнышке погреться.
Перескакивать, сгибаться,
На коньках любит кататься,
Любит бегать и скакать,
Танцевать и крепко спать.
(имитация движений по тексту)
Звуковичок [Р ] приготовил для вас задания и пригласил нас в зоопарк:
10. Пальчиковая гимнастика «Зоопарк».
В зоопарк пойдем скорей
Много разных там зверей
(«пройти» по столу указательным и средним пальцем обеих рук)
И колючие ежи
(растопырить пальцы как иголки ежей)
И клыкастые моржи
(опустить вниз мизинец и указательный пальцы, а все остальные пальцы зажать в кулачке)
и огромные слоны,
(зажать в кулачки все пальцы, кроме средних – это хоботы)
Уж невиданной длины
(делать волнообразные движения правой рукой)
Зайцы трусливые
(выставить указательный и средний пальцы обеих рук, остальные в кулачке)
Птицы красивые
(помахать кистями скрещенных рук)
Даже крокодилы есть ….
Впрочем, всех не перечесть!
(соединить основания ладоней, смыкать и размыкать кончики слегка согнутых пальцев – это «крокодилова пасть»)
Задание 1. Давайте посмотрим, какие животные живут в зоопарке? Ребята, а только ли животные живут в зоопарке? (птицы) Назовите всех животных и птиц каких вы видите?
(белка, жираф, носорог, обезьяна, кенгуру, крокодил, страус, крот, тигр, рысь, корова, ворона, рак, рыбы, ворона, слон, волк, лось и др.).
А теперь помогите Мухтару выбрать только тех животных, в названии которых есть звук [Р].
(жираф, носорог, кенгуру, крокодил, страус, крот, тигр, рысь, корова, ворона, рак, рыбы, ворона)
• Игра с мячом «Назовите детенышей животных» –
У кенгуру – кенгуренок
У тигра –
У зебры –
У крокодила –
У страуса-
У рыси -
11. Работа по развитию навыка звукового анализа
Задание 2.
Игра «Телевизор» - деление слов на слоги (слова со звуком [р])
• Выполните с помощью фишек схему слова - рак.
• Выложите из элементов букву Р.
Задание 3.
Разминка (подбор слов-родственников к слову рыба).
Давайте закончим стихотворные строчки, подобрав слова в рифму:
Плавники у нас росли бы,
Мы бы плавали как … (рыбы).
Я б хвостом махала гибким
И резвилась, словно … (рыбка)
Вот с крючка срывает крошки
Очень мелкая … (рыбешка)
Выплывает корм ища,
Пребольшая … (рыбища)
«Эх, сорвался мой улов! –
рассердился … (рыболов).-
рыба не клюет никак,
видно, я плохой … (рыбак)».
От обиды чуть не плачет,
Но сидит весь день … (рыбачит)
Рыбаку ужасно жалко,
Что не удалась … (рыбалка)
Давайте поможем Мухтару поймать рыбки из озера.
• Игра «Рыбалка» (картинки - контуры)
В траве гитара. В траве карандаш и т. д.
• Составьте предложение со словом ворона.
12. Итог занятия.
Спасибо ребята, что помогли Мухтару: он научился рычать, послушайте как звонко он рычит: р-р-р, а также он узнал что звук Р – согласный, твердый, звонкий.
Список литературы:
1. Ванюхина Г. А. Речецветик. Занимательное пособие по развитию речи и мышления. – Екатеринбург: Издательство “Сократ”, 2000.
2. Инновации – в логопедическую практику / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/ Сост. О. Е. Громова. – М. :ЛИНКА – ПРЕСС, 2008
3. Картушина М. Ю. праздники для детей 6-7 лет. Сценарии для ДОУ. – М. :ТЦ Сфера, 2008 (серия «Вместе с детьми».)
4. Лебедева И. Л Трудный звук, ты наш друг! Звуки Р, Рь: Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М. : Вентана –Граф, 2004
5. Ярош Е. А. Путешествие по городу Красивой речи. Учебно-методическое пособие. Научно-методический Центр Проблем детства. Лаборатория развития способностей детей и разработки технологий индивидуализации образовательного процесса. Екатеринбург: Издательство “Центр Проблем Детства”, 2001