Папки-передвижки

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи «Научи меня рычать»

Ирина Анатольевна Андреева
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи «Научи меня рычать»

Цель: автоматизация звука [Р] в словах, в предложении

Задачи: 1. Образовательные:

- формировать слуховой и моторный образ звука [Р];

- автоматизировать звук [Р] изолированно, в слогах, в словах, предложениях;

- активизировать словарь детей по теме «Животные»;

- уточнить название детенышей животных;

- закрепить деление слов на слоги;

- учить подбирать однокоренные слова к слову «рыба».

2. Коррекционные:

- развивать мимику, используя психогимнастику.

Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи „Научи меня рычать“» размещена в разделах

- развивать артикуляционную моторику, используя артикуляционную гимнастику;

- развивать фонематический слух и восприятие;

- развивать мелкую моторику, используя пальчиковую гимнастику;

- развивать внимание и мышление;

- развитие навыка звукового анализа и синтеза

3. Воспитательные:

- воспитывать желание говорить правильно и красиво;

- воспитывать у детей активность и внимательность на занятии.

Оборудование:.

Щенок Мухтар – перчаточная кукла, мимический кубик, артикуляционный кубик, схема анализа артикуляции звука, схема характеристики звука, схема самомассажа языка, мяч, дид. игра «Телевизор», озеро, удочка, колокольчики, картинки (в траве гитара, в траве карандаш и т. д., пособие «Зоопарк», зеркала, вата, макет города Красивой речи, цветовые фишки для звукового анализа слова, звуковички, элементы буквы Р.

Ход занятия

1. Орг. момент (дети стоят в кругу)

Ребята с каким настроением вы пришли в детский сад? (ответы детей)

Игра с мимическим кубиком (ловят кубик и выполняют

психогимнастику)

«Нужно говорить всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Вспомнить обязательно,

Что учили на занятиях

Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (Зима.)

Назовите признаки зимы (стало холодно, морозно, идет, снег, метет метель и т. д. В какие зимние забавы вы играете зимой (играют в снежки, катаются на лыжах, санках, с горки, лепят снеговика и т. д.)

Давайте с вами выполним самомассаж «Снеговик»

2. Самомассаж биологических активных зон «Снеговик»

Раз, два, раз, два –

Лепим мы снеговика Имитируют лепку снежков

Мы покатим снежный ком

Кувырком, кувырком. Поочередно проводят ладонями по шее справа и слева.

Мы его слепили ловко Проводят пальцами по щекам сверху вниз

Вместо носа есть морковка, Растирают указательными пальцами крылья носа.

Вместо глазок –угольки, Прикладывают ладони ко лбу «козырьком» и энергично растирают лоб.

Ручки – веточки нашли Трут ладонями друг о друга.

А на голову – ведро. Раздвигают указательный и средний пальцы «вилочкой» и растирают точкиперед ушами и за ними.

Посмотрите, вот оно! Кладут обе ладони на макушку и покачивают головой.

3. Сообщение темы

Ребята к нам сегодня в гости пришел щенок, а зовут его - Мухтар. Он еще очень маленький, поэтому он не умеет рычать, но очень хочет научиться. А для этого ему надо попасть в город Красивой речи в гости к звуку, а к какому вы должны отгадать загадку и определить последний звук в отгадке:

Почему-то не до игр,

Если рядом бродит …. (тигр)

Правильно, Мухтар хочет отправится в гости к звуку [Р] и просит вас отправится с ним в дорогу. Но дорога в город Красивой речи очень трудная, Мухтару одному не справится. Поможем ему?

Но прежде, чем нам идти в город Красивой речи,

Мы должны показать, как умеем выполнять артикуляционную гимнастику.

4. Артикуляционная гимнастика (с использованием артикуляционного кубика)

Губы: Улыбнемся мы лягушкам.

Губы тянем прямо к ушкам.

Угостили нас вареньем,

Все в хорошем настроенье.

Язык: Упр. «Лопатка»

Язык лопаткой положи.

И спокойно подержи.

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык можно убирать.

Самомассаж языка (с использованием схемы)

Упр. «Маляр»

Пригласили маляра,

Красить стены нам пора.

Упр. «Грибок»

Язык к небу поднимаем

И грибочек получаем.

Воздушная струя: упр. «Фокус»

5. Автоматизация звука [р] изолированно.

Давайте покажем Мухтару как мы с вами научились

рычать : давайте покажем р-р-р

И расскажем, что мы уже знаем про звук Р

6. Анализ артикуляции звука и его характеристика (используя схемы)

Вы на схемы посмотрите,

Все о звуке расскажите.

Губы: в улыбке.

Зубы: разомкнуты.

Язык: язык поднят к верху, боковые края прижаты к верхним зубам, кончик дрожит.

Воздушная струя: прерывистая

Голосок: работает.

- Что еще можно сказать о звуке [р]?

- Звук [р] – согласный (воздух встречает преграду, не тянется, звонкий (голосок работают, твердый (как что).

Дети из звуковичков. выбирают звук [Р].

7. Работа по развитию фонематического слуха.

Мухтар принес нам с вами колокольчики и просит поиграть с ним :

Как услышишь звук [р],

Колокольчиком звени.

р-м-н-р-к-г-р-м-н-б-р-к-н-р;

ра-ма-но-ро-ку-гу-ру-мы-ры-ка-ра;

Роза, мама, арбуз, нога, кукушка, гусь, труба.

8. Автоматизация звука в слогах (с опорой на схемы артикуляции гласных звуков)

Звук [р] сейчас возьмите

К гласным в гости заходите. (выбрать из звуковичков – звук [Р])

ра-ра-ра ар-ар-ар

ро-ро-ро ор-ор-ор

ру-ру-ру ур-ур-ур

ры-ры-ры ыр-ыр-ыр

Чтобы в город Красивой речи попасть, давайте ребята вместе с Мухтаром немножко отдохнем и выполним физминутку.

9. Физминутка Щенок смелый и веселый

Добрый, нежный и здоровый.

Любит, как волчок вертеться

И на солнышке погреться.

Перескакивать, сгибаться,

На коньках любит кататься,

Любит бегать и скакать,

Танцевать и крепко спать.

(имитация движений по тексту)

Звуковичок [Р ] приготовил для вас задания и пригласил нас в зоопарк:

10. Пальчиковая гимнастика «Зоопарк».

В зоопарк пойдем скорей

Много разных там зверей

(«пройти» по столу указательным и средним пальцем обеих рук)

И колючие ежи

(растопырить пальцы как иголки ежей)

И клыкастые моржи

(опустить вниз мизинец и указательный пальцы, а все остальные пальцы зажать в кулачке)

и огромные слоны,

(зажать в кулачки все пальцы, кроме средних – это хоботы)

Уж невиданной длины

(делать волнообразные движения правой рукой)

Зайцы трусливые

(выставить указательный и средний пальцы обеих рук, остальные в кулачке)

Птицы красивые

(помахать кистями скрещенных рук)

Даже крокодилы есть ….

Впрочем, всех не перечесть!

(соединить основания ладоней, смыкать и размыкать кончики слегка согнутых пальцев – это «крокодилова пасть»)

Задание 1. Давайте посмотрим, какие животные живут в зоопарке? Ребята, а только ли животные живут в зоопарке? (птицы) Назовите всех животных и птиц каких вы видите?

(белка, жираф, носорог, обезьяна, кенгуру, крокодил, страус, крот, тигр, рысь, корова, ворона, рак, рыбы, ворона, слон, волк, лось и др.).

А теперь помогите Мухтару выбрать только тех животных, в названии которых есть звук [Р].

(жираф, носорог, кенгуру, крокодил, страус, крот, тигр, рысь, корова, ворона, рак, рыбы, ворона)

• Игра с мячом «Назовите детенышей животных»

У кенгуру – кенгуренок

У тигра –

У зебры –

У крокодила –

У страуса-

У рыси -

11. Работа по развитию навыка звукового анализа

Задание 2.

Игра «Телевизор» - деление слов на слоги (слова со звуком [р])

• Выполните с помощью фишек схему слова - рак.

• Выложите из элементов букву Р.

Задание 3.

Разминка (подбор слов-родственников к слову рыба).

Давайте закончим стихотворные строчки, подобрав слова в рифму:

Плавники у нас росли бы,

Мы бы плавали как … (рыбы).

Я б хвостом махала гибким

И резвилась, словно … (рыбка)

Вот с крючка срывает крошки

Очень мелкая … (рыбешка)

Выплывает корм ища,

Пребольшая … (рыбища)

«Эх, сорвался мой улов! –

рассердился … (рыболов).-

рыба не клюет никак,

видно, я плохой … (рыбак)».

От обиды чуть не плачет,

Но сидит весь день … (рыбачит)

Рыбаку ужасно жалко,

Что не удалась … (рыбалка)

Давайте поможем Мухтару поймать рыбки из озера.

• Игра «Рыбалка» (картинки - контуры)

В траве гитара. В траве карандаш и т. д.

• Составьте предложение со словом ворона.

12. Итог занятия.

Спасибо ребята, что помогли Мухтару: он научился рычать, послушайте как звонко он рычит: р-р-р, а также он узнал что звук Р – согласный, твердый, звонкий.

Список литературы:

1. Ванюхина Г. А. Речецветик. Занимательное пособие по развитию речи и мышления. – Екатеринбург: Издательство “Сократ”, 2000.

2. Инновации – в логопедическую практику / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/ Сост. О. Е. Громова. – М. :ЛИНКА – ПРЕСС, 2008

3. Картушина М. Ю. праздники для детей 6-7 лет. Сценарии для ДОУ. – М. :ТЦ Сфера, 2008 (серия «Вместе с детьми».)

4. Лебедева И. Л Трудный звук, ты наш друг! Звуки Р, Рь: Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М. : Вентана –Граф, 2004

5. Ярош Е. А. Путешествие по городу Красивой речи. Учебно-методическое пособие. Научно-методический Центр Проблем детства. Лаборатория развития способностей детей и разработки технологий индивидуализации образовательного процесса. Екатеринбург: Издательство “Центр Проблем Детства”, 2001

Публикации по теме:

Динамика развития фонетико-фонематической стороны речи у детей с ТНР Авторские игры использовались на фронтальных занятиях, что дало возможность привлечь в игру большее количество детей и отработать много.

Теоретические основы развития фонетико-фонематической стороны речи детей с ТНР в ДОУ Теоретические основы развития фонетико-фонематической стороны речи детей дошкольного возраста. Сущность понятия развитие фонетико-фонематической.

Формы, методы и приёмы развития фонетико-фонематической стороны речи у детей с ТНР Формы,методы и приёмы развития фонетико-фонематической стороны речи у детей c ТНР посредством авторских игр и практических игровых упражнений.

Конспект логопедического подгруппового занятия для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи «Звук [ш]. Буква ш» Цель: закреплять умение детей правильно произносить звук [ш], выделять, различать этот звук в звучащей речи; закрепить знания зрительного.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей старшей группы «Звук [З]. Буква З» Коррекционно-образовательные задачи: Учить детей характеризовать звук 3 с опорой на акустические и артикуляционные признаки. Познакомить.

Конспект НОД по формированию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте «Звуки [К, К’] Буква [К]» КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ с группой воспитанников детского дома старшего и подготовительного к школе возраста.

Конспект НОД по формированию фонетико-фонематической стороны речи у детей с ФФН подготовительной группы на речевом материале Познавательно-речевое развитие. Образовательные области. «Коммуникация»: Совершенствование фонетико-фонематической стороны.

Конспект подгруппового логопедического занятия с воспитанниками старшей группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи Конспект подгруппового логопедического занятия с воспитанниками старшей группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (III период).

Методы коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи Нарушения звуковой стороны речи у дошкольников с ЗПР являются самыми распространенными расстройствами речи и проявляются преимущественно.

Технология развития фонетико-фонематической стороны речи у детей с ТНР посредством авторских игр и практических игровых .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи «Научи меня рычать»
Опубликовано: 11 февраля 2018 в 21:10
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД