Формы, методы и приёмы развития фонетико-фонематической стороны речи у детей с ТНР

Таисия Сергеевна Сидорова
Формы, методы и приёмы развития фонетико-фонематической стороны речи у детей с ТНР

Формы,методы и приёмы развития фонетико- фонематической стороны речи у детей c ТНР посредством авторских игр и практических игровых упражнений. Цель формирующего этапа исследования- развитие фонетико- фонематической стороны речи детей 6-7 лет посредством авторских игр и практических игровых упражнений с использованием ИКТ. Представленный опыт соответствует потребностям детского сада, школы, социальному заказу. Научив детей дошкольного возраста чисто и красиво произносить все звуки родного языка, мы решили следующие задачи формирующего этапа.

1. Оказали своевременное логопедическую помощь, преодолев фонематические нарушениями.

2. Сформировали фонематические процессы, обучили грамоте на материале правильно произносимых ребенком звуков и слов, обеспечили точную и прочную связь между звуком и буквой.

3. Научили слышать, различать и определять первый звук в предложенных картинках.

4. Научили определять любую позицию звука в слове (в начале, конце и в середине).

5. Научили в подборе предметных картинок с заданным звуком.

6. Отработали в играх правильное произношение слов сложной слоговой структуры.

7. Добились качества и устойчивых знаний по преодолению фонетико- фонематического недоразвития речи у дошкольников в процессе поэтапного ознакомления с гласными и согласными звуками, включая в коррекционно-развивающие занятия авторские игры и практические игровые упражнения.

8. Сформировали способность в выполнении основных мыслительных операций.

9. Достигли определенного уровня психической выносливости (внимание стало более устойчивее, дети научились запоминать большее количество предметных картинок с заданным звуков).В обучающий эксперимент были включены авторские разработки фронтальных занятий с использованием игр.

К работе на фронтальных занятиях детей готовили на индивидуальных и подгрупповых занятиях. На фронтальных занятиях изучали звуки, которые правильно произносятся всеми детьми изолированно и в облегченных фонетических условиях. Фронтальные занятия включали несколько этапов. Все они тесно связаны между собой и взаимообусловлены.

На первом этапе закрепляли правильное произношение изучаемого звука. При подборе лексического материала предусматривали его разнообразие, насыщенность изучаемым звуком, при этом исключили по возможности дефектные и смешиваемые звуки. Включали упражнения на употребление усвоенных детьми лексико-грамматических категорий (единственное и множественное число существительных и т. д., а также различные виды работ, направленные на развитие связной речи (составление предложений, распространение их однородными членами, составление рассказов по картине, серии картин, пересказ).

В процессе выработки правильного произношение звуков учили детей сопоставлять изучаемые звуки, делать определенные выводы о сходстве и различии между ними в артикуляционном укладе, способе их артикулирования и звучания.

На втором этапе проводили дифференциацию звуков. Процесс овладения детьми произношением предусматривал активную мотивационно-насыщенную познавательную работу по наблюдению над звуками речи, словами, морфологическими элементами.

Работу по развитию фонематической стороны речи проводили одновременно с работой по различению фонем родного языка. От умения каждого ребенка воспринимать и правильно произносить имеющиеся в их речи звуки во многом зависело точное воспроизведение звуко-слоговой структуры слов. Направленность внимания на звуковую сторону языка, на отработку фонем из разных противопоставленных групп позволило активизировать фонематическое восприятие. Систематические, последовательные занятия по отработке всех звуков, по дифференциации часто смешиваемых звуков обеспечили основу подготовки детей к овладению элементами грамоты.

В процессе овладения фонематической стороной речи в занятия постепенно включали упражнения по обучению детей осознанному анализу и синтезу звукового состава слова. Развитие умения выделять звуки из разных позиций в слове; в свою очередь, помогли пополнить пробелы фонематического развития. Система упражнений по подготовке детей к обучению грамоте начиналась с выделения звука в слове и заканчивалась анализом и синтезом односложных слов.

Публикации по теме:

Формы, методы и приёмы воспитания речевого этикета у детей старшого дошкольного возраста Основная цель можно работы по развитию считала речи и обучению говорила родному языку целостной детей – формирование первый устной речи.

Игры на звук [Ы] для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников Дидактическое упражнение «Что за, чем» (усвоение последовательности элементов автоматизированного ряда). Взрослый выкладывает ряд цифр.

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей 5–6 лет Конспект фронтального логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей 5-6 лет в группе компенсирующей направленности.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей старшей группы «Звук [З]. Буква З» Коррекционно-образовательные задачи: Учить детей характеризовать звук 3 с опорой на акустические и артикуляционные признаки. Познакомить.

Конспект НОД по развитию фонетическо-фонематической стороны речи у детей старшей группы «Дифференциация звуков [У] — [A]» .

Конспект НОД по формированию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте «Звуки [К, К’] Буква [К]» КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ с группой воспитанников детского дома старшего и подготовительного к школе возраста.

Конспект НОД по формированию фонетико-фонематической стороны речи у детей с ФФН подготовительной группы на речевом материале Познавательно-речевое развитие. Образовательные области. «Коммуникация»: Совершенствование фонетико-фонематической стороны.

Консультация для воспитателей «Методы и приёмы развития речи у детей младшего дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 84 Консультация для воспитателей «Методы и приёмы стимулирования речевой.

Методы коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи Нарушения звуковой стороны речи у дошкольников с ЗПР являются самыми распространенными расстройствами речи и проявляются преимущественно.

Эффективные формы, методы и приёмы работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста Эффективные формы, методы и приёмы работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста. (из опыта работы) Воспитатель:.

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Формы, методы и приёмы развития фонетико-фонематической стороны речи у детей с ТНР
Опубликовано: 23 января 2018 в 18:32
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Событие на МAAM: «двойное попадание в семёрку»
25 марта на портале МААМ произошло интересное событие: была опубликована 777 777-я публикация в блоге. Публикацией с таким необычным порядковым номером...
Дидактическая игра для развития речевого дыхания «Метелица»
Лариса Пяткина Дидактическая игра для развития речевого дыхания" Метелица" Дорогие друзья, вашему вниманию предлагаю изготовление игры для развития речевого...
Снежные постройки на участке второй младшей группы. Взаимодействие с родителями
Цель: создание снежных построек для творческих и подвижных игр, спортивных развлечений и других видов деятельности детей на свежем воздухе. Немного...
Внеклассное учебное занятие в начальном общем образовании по произведению...
Аннотация мероприятия Внеклассное учебное занятие в начальном общем образовании духовно-нравственного направления. Предметные области: литературное чтение,...
День археолога в ДОУ 2018
Часть 1. Теоретическая Презентация ( слайды. Слайд 1. Добро пожаловать в археологию! Слайд2. Под землей хранятся тайны, Всех эпох и всех веков. Но,...