Тамара Фролова
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
фронтального логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей 5-6 лет в группе компенсирующей направленности
Тема: «Звук и буква О»
Подготовила: учитель-логопед
Фролова Т. Е.
Цели занятия :
Коррекционно-образовательная:
- познакомить детей со звуком О и способом его характеристики с опорой на артикуляционные признаки.
Коррекционно-развивающие :
Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
- развивать фонематические процессы;
- закреплять понятия «звук», «слово»;
- развивать умение выделять гласный звук в начале слов.
Коррекционно-воспитательная:
-воспитывать речевое внимание детей.
Оборудование: сюжетная картинка «Девочка охает» для звукоподражания, схема для характеристики звуков, цветные фишки для обозначения звуков и составления схем, зеркала по количеству детей, предметные картинки со звуком О в начале слова в ударной позиции, дидактическое пособие «Паровозик». Массажные мячи (для каждого ребенка).
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед : послушайте ряды слов. Выделите в каждом ряду лишнее слово.
Канава-канава-какао-канава.
Ком-ком-ком-кот.
Утенок-утенок-котенок-утенок.
Минута-монета-минута-минута.
2. Развитие общей моторики. «Грибок».
Мы в лесок пойдем,
Мы грибок найдем. Маршируют.
В шапочке нарядной,
Светло-шоколадной. Изображают шапочку.
Ты, не прячь грибок
Закрывают лицо руками.
Под листок свой бок!
Руки на поясе.
3. Развитие мелкой моторики. «Я мячом круги катаю».
Я мячом круги катаю,
Дети совершают мячом круговые движения.
Взад-вперед его гоняю,
Делают движения вверх-вниз.
Им поглажу я ладошки,
Словно им сметаю крошки.
Поглаживают мячом ладони.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапку кошка.
Сжимают мяч поочередно левой и правой рукой.
А теперь последний трюк-
Мяч кидаю между рук.
Перекидывают мяч из одной руки в другую.
4. Развитие артикуляционной моторики.
- «Окошко закрывается и открывается» - спокойное открывание и закрывание рта.
- «Почесывание» нижней и верхней губ зубами.
- высунуть язык, «покусать» его зубами, произнося: дя-дя-дя-дя…
- «Болтушка». Широким языком поводить по верхней губе вперед-назад, произнося: бл-бл-бл…
5. Работа над развитием дыхания и голоса.
Вдохнуть и на выдохе произносить: О.
6. Обьявление темы занятия.
Логопед выставляет сюжетную картинку, на которой больная девочка лежит на кровати.
Логопед. Посмотрите, Оля заболела и охает: О-о-о». какой она звук произносит? (О.) Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком О.
7. Акустико-артикуляционный образ звука.
Хоровое и индивидуальное произнесение звука О, с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом: губы вытянуты вперед, воздух выходит свободно, не встречает преграду. Звук О-гласный, обозначать мы его будем фишкой красного цвета.
8. Связь звука и буквы.
Дети рассказывают на что похожа буква О.
9. Развитие фонематического слуха.
Дети называют картинки, которые выставлены на доске. После этого часть детей выходят к доске и выбирают только картинки, в названии которых звук О находится в начале слова. Если ответ правильный – ребенок забирает картинку и возвращается на свое место.
Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
10. Закрепление звуков в слогах.
Логопед утрированно произносит слог ОП и вместе с детьми проводит его анализ.
Логопед : Сколько звуков я произнесла? Назовите первый звук. (О.) назовите второй звук. (П) О___ это какой звук? (Гласный, обозначаем фишкой красного цвета.) А звук П? (согласный обозначаем фишкой зеленого цвета.)
Выложите из фишек слог ОП. (Дети выкладывают схему слога ОП.) Покажите звук О на схеме. (Дети указывают на синюю фишку.) Сколько в этой схеме гласных звуков? (Один.) сколько согласных звуков? (Один.)
Таким же образом проводится анализ звукосочетаний ОУ, ОА.
10. Закрепление звуков в словах.
Дети, у которых на столах есть картинки со звуком О в начале слова, меняются ими с товарищами. Со второй частью детей проводится игра «Домик». Ребята подходят к макету домика, вставляют картинку в первое окошко (так как звук в названии этих картинок находится в начале слова) и объясняют с свои действия. (Звук О находится в начале слова «окунь».)
11. Закрепление звука в предложениях.
Составление предложений по картинкам. Дети отвечают на вопросы логопеда : «Где живет окунь?» (Окунь живет в воде.); и. т. д.
12. Закрепление звука в тексте.
Ом-ом-ом- плывет по реке сом.
Ок-ок-ок – выпил Ваня вкусный сок.
От-от-от- в зоопарке бегемот.
Ох-ох-ох – вырос на грядке горох.
13. Итог занятия.
Логопед : Как охала Оля? (О-о-о.) Какой это звук? Назовите слова, которые начинаются со звука О.
14. Оценка работы детей.