Конспект фронтального логопедического занятия с обучающимися 1 класса с системным недоразвитием речи

Ирина Ищенко
Конспект фронтального логопедического занятия с обучающимися 1 класса с системным недоразвитием речи

Тема: Звук и буква З.

Цель: Формирование ритмико-мелодико-интонационной базы языка

Задачи:

коррекционно-образовательные:

• закрепить символ звука «З»;

• учить четкому произношению звука в слогах, словах, предложениях;

• учить плавному слиянию звуков в слоги;

• закреплять навык звуко-буквенного анализа и синтеза;

• активизировать словарь по теме "Зима";

• закреплять умение подбирать слова - признаки и действия к словам;

• подбирать ритмы слов к слоговым схемам;

коррекционно-развивающие:

• развивать психические процессы: внимание, память, мышление;

• развивать ритмико-интонационную выразительность речи;

• развивать координацию речи с движением;

• развивать умение плавно и длительно выдыхать;

• Развивать общую и мелкую моторику;

• Развивать подвижность артикуляционного аппарата.

коррекционно-воспитательные:

• воспитывать познавательный интерес;

• формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

• воспитывать любовь к природе.

Оборудование: мультимедийное оборудование для демонстрации презентации занятия, карта с окнами № 2, символы звуков, символы ритмов, зеркала, наборное полотно, буквы, фишки для составления звуковых схем, фонограмма мелодии Новиковой-Иванцовой, бумажные снежинки, предметные картинки, магнитная доска.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Ребята, сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости. Они хотят посмотреть чему научились ребята 1-б класса.

Начнем занятие мы с правила, которое вы хорошо знаете.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Громко, четко говорим,

Никогда мы не спешим!

Я знаю, что вы можете и любите отгадывать загадки.

Снег пушистый стелется,

Улица бела,

И метет метелица.

К нам пришла ….

Зима (картинка).

Без рук, без ног, а рисовать умеет.

(Мороз)

- Какой 1-ый звук в слове Зима?

- А какой последний звук в слове МОРОЗ?

2. Сообщение темы занятия

3. Дыхательные упражнения

- Представим, что мы с вами в волшебном, сказочно красивом зимнем лесу

(Слайд 2)

Я предлагаю закрыть глаза и понаблюдать как тихо-тихо идет снег. Красивые снежинки, сверкая в воздухе, медленно опускаются на землю, деревья, на ваши раскрытые ладошки. Полюбуемся этой красотой.

(Дети сидят за партами с закрытыми глазами, логопед раскладывает на парты перед обучающимися бумажные снежинки).

-Теперь можно открывать глаза, мы возвращаемся на занятие.

Посмотрите, сколько к нам залетело снежинок. Сейчас мы эту комнату превратим в заснеженный лес.

а) «Снежинки»

Возьмите снежинку, положите ее на раскрытую ладошку и подуйте. Затем возьмите следующую снежинку и сделайте тоже самое. Губы округлить и слегка вытянуть вперёд. Старайтесь не надувать щеки.

(Упражнение повторить 3-4 раза)

- Вдохнём свежий морозный воздух.

б) Поочерёдное втягивание воздуха то через правую, то через левую ноздрю. Выдох через рот. (Упражнение повторить 4-5 раз)

в) «Погреем ручки».

Сделать глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. (Повторить 3-4 раза)

4. Артикуляционная гимнастика

- Погреем губы, они тоже замерзли.

а) «Улыбка» - «Трубочка»

б) «Горка»

Слепим снеговика. Покатили снежный ком влево, затем вправо, опять влево и вправо. Снежный ком увеличивается и становится все больше и тверже.

в) При закрытом рте упирать напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку. (Повторить 6-8 раз)

Отлично! Молодцы!

5. Работа по теме

Артикуляция звука «З».

Язычок широкий ниже,

Кончик к нижним зубкам ближе!

И со звонким ветерком

Звонко «З-З-З» произнесем.

- Получается песенка Комарика.

Закрепление символа звука [З] (Рисунок 2)

Указательным жестом обучающийся проходит звуковые дорожки с длительной фонацией звука [З].

Плавное слияние звуков в слоги с опорой на символы

Комарику стало скучно и решил он полететь к Ане.

(Символ звука А)

- Какая песенка у них получится? (Рисунок 3)

Указательным жестом обучающийся проходит звуковую дорожку с длительной фонацией звуков [З] и [А].

Какая совместная песенка у них получится?

З——›А

Затем Комарик полетел к Оле (Символ звука [О]).

(Рисунок 4)

Какая совместная песенка у них получится?

З——›О

Затем он решил поплавать на кораблике (Символ звука [У])

(Рисунок 5)

Какая у них совместная песенка получится?

З——›У

И, наконец, Комарик полетел к Мишке (Символ звука [Ы])

(Рисунок 6)

З——›Ы

Соотнесение символа звука [З] с буквой.

Составление слогов ЗА, ЗО, ЗУ, ЗЫ из букв.

Чтение и пение слогов ЗА, ЗО, ЗУ, ЗЫ под фонограмму с движениями рук. (Слайды 3- 6)

Развитие фонематического восприятия.

Игра «Услышь звук [з]»

Ловите снежинки, если услышите звук [З]:

- среди звуков (с, з, л, а, с, з, з, с, ш, х, з);

-среди слогов (са, за, ос, шо, зы, аз, су, уз);

-среди слов (санки, зима, Зина, шуба, коза, стул, зонтик).

Назовите картинки

Роза, ваза, зубы, лоза, таз, снежинка, замок.

- Подумайте и скажите, в названии какой картинки нет звука [З]?

Определение места звука [З] (начало, середина, конец) в названиях остальных картинок.

Пальчиковая гимнастика.

На двери висит замок.

Кто открыть его бы мог?

Потянули,

Покрутили,

Постучали

И открыли.

Звуко-буквенный анализ

-Ребята, есть много слов со звуком З. (Слайд 7)

Есть буква З в зонте, земле,

В зеленке, в зеркале, зерне.

Есть буква З в старинном замке,

В веселом шумном зоопарке,

В холодной сказочной зиме!

- Какие буквы кроме з есть в слове зима?

Составление слова из букв.

Составление звуковой схемы слова.

(Звуко-буквенный анализ слова)

Физминутка «Хлопья белые»

Хлопья белые летят. (Лёгкий бег на месте.)

Холоднее стало, (Приседания.)

Только, зимушка, ребят (Наклоны туловища влево-вправо.)

Ты не испугала. (Прыжки на месте.)

Нет! Нет! Ты не испугала.

Отработка ритмического рисунка слов с опорой на символы.

1-й ритм 2 слога с первым ударным - «громко» - «тихо» (Зайка).

2-й ритм 2 слога со вторым ударным «тихо» - «громко» (Коза).

(Рисунок 7)

Отработка слов I и II ритмов с опорой на символы

Дифференциация I и II ритмов с опорой на символы

Дифференциация ритмов со слухом.

(дети выслушивают цепочку, состоящую из двух ритмов и определяют, какой ритм был первым, а какой вторым)

Определение ритма слова ЗИМА

Определение ритмов слов:

Роза, ваза, зубы, лоза

Дифференциация ритмов III, IV, V с опорой на символы.

III ритм - 3 слога с первым ударным (Рисунок 8)

IV ритм - 3 слога со вторым ударным, «тихо» - «громко»- «тихо»

(Рисунок 9)

V ритм - 3 слога с третьим ударным «тихо» - «тихо» - «громко»

(Рисунок 10)

Дифференциация ритмов со слухом.

(Дети выслушивают цепочку, состоящую из двух ритмов и определяют, что было первым, а что вторым)

Подбор картинок к ритмам III, IV, V (Слайды 8-11)

Закончить предложение.

Пахнет роза. Пахнут …

Идёт коза. Идут …

Красивая ваза. Красивые …

Новый таз. Новые …

Сильный мороз. Сильные …

Игра: «Сегодня и вчера?»

Я очень много знаю о снеге и о том, что с ним может происходить.

Я буду рассказывать, что происходит со снегом сейчас, а вы должны ответить так, как будто это происходило вчера.

- Сегодня снег блестит, а вчера (блестел)

- Сегодня снег падает, а вчера (падал)

- Сегодня снег сверкает, а вчера (сверкало)

- Сегодня снег тает, а вчера (таял)

-Сегодня снег валит, а вчера (валил)

Сегодня снег блестит – произнесите вопросительно;

Сегодня снег падает – произнесите утвердительно;

Сегодня снег сверкает - произнесите удивительно;

Сегодня снег валит - произнесите радостно.

6. Итог занятия.

-О каком времени года сегодня разговаривали?

Какие звуки изучили?

Что вам больше всего понравилось?

Какие упражнения вам понравились?

Конспект фронтального логопедического занятия с обучающимися 1 класса с системным недоразвитием речи
Публикации по теме:

Групповое логопедическое занятие с обучающимися 3 класса с системным недоразвитием речиГрупповое логопедическое занятие с обучающимися 3 класса с системным недоразвитием речи Групповое логопедическое занятие с обучающимися 3 класса с системным недоразвитием речи Тема занятия: Выделение гласных из слов. Лексическая.

«Фрукты». Конспект фронтального логопедического занятия для детей средней группы«Фрукты». Конспект фронтального логопедического занятия для детей средней группы Тема: Фрукты Цель: · Формировать гуманное отношение к природе · Обогащать активный словарь детей · Уточнить и расширить представления детей.

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию связной речи в средней группе «Как мы искали кораблик» I г. о. Тема: «Как мы искали кораблик». Цель: Составление рассказа по серии сюжетных картин. Задачи: - активизировать и расширять словарь.

Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Игрушки» в старшей группе Тема: «Игрушки» (старшая группа) Цель: формирование представлений об игрушках. Задачи: образовательные: • уточнить, расширить и активизировать.

Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Овощи» "Овощи" Цель: Накопление и обогащение словарного запаса, закрепление понятия Овощи в словаре ребёнка. Знакомство детей с процессом выращивания.

«Мебель». Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе Тема «Мебель» Коррекционно-образовательные цели. Расширение и конкретизация представлений о мебели, ее назначении, частях, из которых она.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе «Звук [К]. Буква К» Фронтальное логопедическое занятие. (Старшая группа) Тема: «Звук [К] Буква К» Цель: Закрепление знаний о звуке К -, знакомство с буквой.

Конспект фронтального подгруппового логопедического занятия в старшей группе «Звуки С, Сь». Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в старшей группе. Тема «Звуки [с], [с‘]. Задачи. 1. Корекционно- образовательные:.

Конспект занятия для детей с интеллектуальной недостаточностью и системным недоразвитием речи старшего дошкольного возраста. Тема: «К нам пришел Мишутка» Цель: Вызвать положительный эмоциональный настрой у детей на игровую ситуацию и желание выполнять действия.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Космос
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект фронтального логопедического занятия с обучающимися 1 класса с системным недоразвитием речи
Опубликовано: 22 декабря 2016 в 08:38
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Уроки изобразительного искусства в гимназии
Мы проходим по длинной галерее нашей гимназии. По обеим сторонам перехода выставлены творческие работы учащихся, выполненные в различной технике. Здесь можно...
Фотоотчёт с ООД по художественно-эстетическому развитию (лепке) на тему: «Зимние...
Доброе время суток всем, кто нашел минуточку и заглянул в гости. Зима прекрасное время года, как и каждое по-своему. Но только зимой мы катаемся на...
Конспект НОД «Конь в жизни казака» старшая группа
Цель: Развитие у детей ценностного отношения к культуре и истории Донского края. Задачи: 1. Дать детям представление, что мы живём в Донском крае, что...
«День обнимашек» в младшей (разновозрастной) группе (фотоотчет)
"День обнимашек" в младшей ( разновозрастной) группе. 21 января отмечается необычайный праздник – международный «День объятий». Это праздник, в который...
Сценарий к 8 марта для разновозрастной группы 3–4 года «Цветик — разноцветик»
Вед: Весенним нежным ручейком Стучится март-проказник, Весну-красавицу привел И добрый мамин праздник. Пусть принесет он в каждый дом Счастливые улыбки И...