Фаина Колесникова
Конспект открытого фронтального логопедического занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Звук и буква У».
Лексическая тема: «Игрушки».
Цель: Закреплять правильное произношение звука [у], познакомить с буквой У.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• уточнить произношение звука [у];
• определять позицию звука [у] в слове;
• познакомить с буквой У.
Коррекционно-развивающие:
• учить детей выделять звук [у] из ряда гласных звуков;
• развивать фонематический слух и восприятие;
• развивать речевое внимание;
• развивать умение образовывать приставочные глаголы.
Коррекционно-воспитательные:
Публикация «Конспект открытого фронтального логопедического занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе детей с ОНР» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
• воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.
Оборудование: Красный замок и его хозяйка, кукла Уля, красиво оформленная коробочка для картинок, картинки (улей, ужи, улица, укроп, усы, удод, игрушки (поезд, утка с утятами, утюг, удочка, буквенные кассы, демонстрационные буквы У, у, звуковая линейка, интерактивная игра «Услышь звук У».
Ход занятия
1. Организационный момент
Психогимнастика. Релаксация.
Вносится кукла. Это — Ульяна. Послушайте, что с ней произошло.
Шла Ульяна с огорода,
Повстречала там урода.
А урод стоит на палке
С бородою из мочалки.
Что это было? (Огородное пугало.) Покажите, как испугалась Уля. Изобразите огородное пугало. Ой, какое оно страшное!
Логопед и дети изображают испуг.
Огородное пугало долго стояло, всех птиц испугало. Почувствуйте напряжение шеи, рук, туловища, ног. Изобразите летящих птиц. Ваши руки и тело расслаблены. Вы смелые, никого не боитесь. Я хочу посмотреть, какие вы смелые.
2. Развитие общей моторики
«Лошадка»
Я люблю свою лошадку, (Скачут на воображаемой лошадке.)
Причешу ей шёрстку гладко, (Поглаживающие движения сверху вниз по туловищу.)
Гребешком приглажу хвостик (Приглаживают хвостик.)
И верхом поеду в гости. (Скачут на воображаемой лошадке.)
А. Барто
2. Развитие артикуляционной моторики
По утрам Уля, как и мы, любит делать гимнастику для язычка. Давайте все вместе поупражняемся.
«Улыбочка-хоботок»
«Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Хоботок» - Вытягивание сомкнутых губ вперёд.
Улыбайся народ,
Потом губы – вперёд!
И так делаем раз шесть.
Всё! Хвалю! Начало есть!
«Заборчик»
- Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
Подъезжает шофёр,
Ну, а впереди – забор.
Тормозит и назад.
И так восемь раз подряд.
«Лопаточка» - Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Язык широкий покажи
И лопатку подержи.
«Часики»
- Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.
Маятник туда, сюда
Делает вот так: «Раз – два»
3. Развитие голоса
Изображать звук паровозика: У-У-У-У…. Громко (близко подъехал, тихо (далеко отъехал).
4. Сообщение темы занятия
Каким именем мы назвали куклу? (Уля.) Какой первый звук вы услышали в слове Уля? (Звук [у].) Где мы можем услышать звук [у]? Кто воет у-у-у? (Воют волки.) Зимой ветер воет. (у-у-у). Звук [у] произносится с усилением и ослаблением голоса.
Сегодня мы будем произносить много слов со звуком [у], познакомимся с буквой У.
5. Характеристика звука [у] по артикуляционным и акустическим признакам
Выставляется игрушка — поезд.
Какой сигнал подает машинист? (У-у-у.) Поезд гудит. (у-у-у). Произнесите звук [у]. Что стало с вашими губами? (Они вытянулись в трубочку.) Попробуем спеть звук [у]. «Растяните ниточку». Что вы можете сказать об этом звуке? (Он поется, тянется.) Какой это звук? Звук [у] называется гласным.
Выставляется Красный замок. Хозяйка показывает, в каком окошке будет «жить» звук [у].
Сколько гласных звуков поселилось в замке? (Два звука.) На первом этаже живет. (звук а.) На втором этаже живет. (звук у). Звук [у] будем обозначать красным кружочком, как и звук [а]. Как мы назовем оба звука? (Гласные звуки.) Их можно долго, долго тянуть, петь.
Для пения гласные звуки важны,
Они и напевны и очень нежны.
Летят, как птицы, эти звуки в синеву — А-у, а-у, а-у.
6. Выделение звука [у] из ряда гласных. Игра «Услышь звук У»
7. Произношение звука [у] в словах. Словоизменение
Выставляется красиво оформленная коробочка. Уля принесла вам такую красивую коробочку. В ней — картинки и предметы. Отгадайте загадки и вы узнаете, что в коробочке.
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке,
Ниточка в воде.
(Удочка.)
Имитация ловли рыбы.
Чем мы ловим рыбу? (Удочкой.) Где вы услышали звук [у] — в начале, середине или в конце слова? (В начале слова.)
Дети нажимают пальчиком на полоску. Слева на ней нанесена метка, обозначающая начало слова.
Слушайте другую загадку: «Сама ползет, на себе дом везет». Это. (улитка). У кого глаза на ногах, а дом на спине? (У улитки.) Покажите пальчиками, как она высовывает рога, прячется в раковину. Какой первый звук в слове улитка? (Звук [у].)
Давайте с вами договоримся: если будем слышать звук в начале слова, наши пальцы будут ловить его слева, если звук будет звучать в середине слова, пальцы поймают его перед глазами, если звук зазвучит в конце слова — значит, он «попадает» в вашу ладошку справа.
Слушайте еще одну загадку: «Ходит вперевалочку, плавает, ныряет, на пруду и в речке пищу добывает». Кто это? (Утка.) Поймайте пальцами звук [у]. Где вы его произносили? (В начале слова.) Утка здесь не одна, с кем она? (С утятами.) У нее много. (утят). Сосчитайте, сколько их. (Три утенка. Пять утят.)
8. Физическая пауза
Покажите, как ходят утята, как они загребают воду, как ищут корм. В сундучке остался еще один предмет, угадайте, что это?
По реке Простыне
Плывет пароход.
А за ним такая гладь —
Ни морщинки не видать.
(Утюг.)
Имитация работы с утюгом.
Чем ты гладишь? (Утюгом.)
9. Развитие речевого внимания
Выставляются картинки: улей, улица, усы, ужи, удод. Дети называют картинки. Определяется позиция звука у и место символа звука [у] в Звуковом домике. Игра «Подскажите словечко».
Жи-жи-жи, ползут. (ужи).
Сы-сы-сы, у папы выросли. (усы).
В названии какой части тела есть звук [у]? (Уши.)
Мы слушаем усами? (Нет, ушами.)
У ужей нет. (ушей).
А у нас два. (уха).
Ха-ха-ха, из рыбы варится. (уха).
Какие похожие слова вы слышали? (Уха и уха.)
Послушайте, какие слова «заблудились».
Ловили рыбу уточкой. (Удочкой.)
Ныряли вместе с удочкой. (Уточкой.)
Улитка просит удочку:
— Закинь-ка в реку уточку.
Удочка закинула,
Уклейку-рыбку вынула.
Г. Сапгир
Повторение исправленного стихотворения.
Пчелки летели, в утюг залетели. (В улей залетели.)
10. Выделение слов со звуком [у].
Психогимнастика. Дети, послушайте стихотворение:
Удод у дороги А уж зашуршал
Увидел ужа, И уполз в камыши,
Удод улетел, Над глупым удодом
От испуга дрожа. Смеясь от души.
И. Костарев
Я еще раз прочитаю стихотворение, а вы изобразите удода и ужа.
11. Образование приставочных глаголов
Уля спрашивает, кто из вас запомнил слова со звуком [у] из стихотворения про ужа и удода. (Уполз, увидел, улетел, удод, уж.) Что сделал удод? (Улетел.) Удод улетает, а уж. (уползает). Пчелки улетают или уползают? (Улетают.) Улитка. (уползает). Утка. (уплывает).
12. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Знакомство со звуковой линейкой
Мы с Улей будем произносить слова правильно и неправильно. Хлопните в ладошки, если слово сказано правильно:
улитка, лилитка, малитка, вулитка, улитка;
утюг, мутюг, витюг, утюг.
Вы заметили, что в некоторых словах есть «чужие» звуки. Если хоть один звук «заблудился», слово уже становится непонятным. Лилитка — правильное слово или нет? (Нет.)
Есть длинные и короткие слова. Слова, в которых мало звуков, — короткие слова.
Демонстрируется звуковая линейка.
Скажем слово уж и посмотрим, сколько окошек открылось. (Два окошка.) Скажите слово утка.
Слова произносятся медленно, с выделением каждого звука.
Произнесите слово умывальник. Какое это слово? (Длинное.) Почему вы так считаете? (В нем много звуков.)
А сейчас посмотрите, как я могу отхлопать ритм разных слов. У-ли-ца (три хлопка, у-жи (два хлопка, уж (один хлопок, у-мы-валь-ник (четыре хлопка). По количеству хлопков тоже можно догадаться, какое слово — длинное или короткое.
13. Знакомство с буквой У.
Сейчас Уля покажет вам свою любимую букву.
Демонстрируются буквы у, У (строчная и заглавная). Уточняются сходства и различия.
На что похожа буква у?
Ответы детей.
У — сучок.
В любом лесу
Ты увидишь букву У.
В. Степанов
Покажите пальчиками, как торчат «ушки» у буквы у. Найдите в кассах букву у.
Буква у выставляется в окошко Красного замка.
14. Итог занятия
Подарим хозяйке Красного замка слова со звуком [у]. Я буду произносить часть слова, без звука [у]. Вы дополните его звуком [у] и скажете все слово. _казка (указка, _дав (удав, _лыбка (улыбка, _ченик (ученик, _голъ (уголь, _гол (угол, _шко (ушко, _зел (узел). Молодцы.