Лучший педагог года

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей старшей группы «Звук [З]. Буква З»

Марина Смирнова
Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей старшей группы «Звук [З]. Буква З»

Коррекционно-образовательные задачи: Учить детей характеризовать звук 3 с опорой на акустические и артикуляционные признаки. Познакомить детей с буквой З. Учить детей составлять предложения по сюжетной картинке.

Коррекционно-развивающие задачи: Развивать фонематические процессы, словестно-логическое мышление, зрительно-осязательное восприятие, зрительно-моторную координацию, развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, развивать дыхание, голос. Упражнять детей в звуковом анализе слогов; развивать умение анализировать предложения. Продолжить учить определять позицию звука З в слове (начало, середина, конец). Закреплять навыки определения количества слогов в словах со звуком З.

Публикация «Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей старшей группы „Звук [З], Буква З“» размещена в разделах

Коррекционно-воспитательные задачи: Учить детей самостоятельно контролировать правильное произношение вновь поставленных звуков в спонтанной речи. Воспитывать интерес к занятию.

Оборудование: Зеркала, картинки для звукоподражания; предметные картинки, в названии которых присутствует звук 3; буква 3, дидактическое пособие «Согласный звук», цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы предложения, игра «Квадрат», буква З из наждачной бумаге по количеству детей, нитки, бархатная бумага, игрушка Губка Боб, экран, проектор, магнитная доска.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед приветствует детей и предлагает им пройти на свои места.

Логопед: Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим!

Посмотрите кто пришел к нам сегодня на занятие (Губка Боб). Губка Боб сегодня будет вместе с нами заниматься.

Логопед. Ребята, скажите, чем мы сегодня будем заниматься на занятии?

Дети. Слушать внимательно, делать артикуляционную гимнастику, работать со схемой, делать пальчиковую гимнастику, правильно произносить звук.

2. Развитие артикуляционной моторики.

Логопед: Губка Боб предлагает вам вместе с ним сделать гимнастику для язычка. Возьмите зеркала, которые лежат у вас на столе.

— «Лягушка» — «Хоботок».

— «Блинчик».

— «Киска сердится».

— «Чистим нижние зубки».

3. Работа над развитием дыхания и голоса.

Логопед: Губка Боб хочет загадать вам загадку.

Звонкий, тонкий голосок.

Голосок как волосок.

Мал да удал!

Всех покусал. (Комар.)

Правильно это комар. Посмотрите у вас на столе лежат комарики, давайте поможем им взлететь. (Логопед следит, чтобы дети не надували щеки)

4. Объявление темы занятия.

Логопед: Молодцы! Помогли комару взлететь.

Кто скажет, как звенит комар? Кто догадался, с каким звуком мы сегодня познакомимся? Правильно, со звуком [З].

5. Акустика-артикуляционный образ звука.

Произнесение звука 3 хором и индивидуально. Наблюдение за артикуляцией, с подключением орального, акустического и тактильно-вибрационного контроля. Характеристика артикуляции звука З:

- губы в улыбке;

- зубы сближены и создают преграду для воздушной струи;

- кончик языка упирается в нижние зубы;

- посередине языка идёт сильная, холодная, плавная воздушная струя.

- голосовые складки работают.

Звук 3 — согласный, твёрдый, обозначаем фишкой синего цвета, звонкий.

6. Связь звуков и буквы.

Логопед: На письме звук [З] обозначаться буквой З.

Давайте нарисуем букву З в воздухе. А теперь я предлагаю вам провести пальчиком по букве З, для этого положите перед собой карточки с буквой З.

«З» - не просто завитушка,

На эту букву посмотри,

«З» - пружинка, крендель, стружка.

Она совсем как цифра три.

Мы с вами потрогали, написали в воздухе эту букву, а сейчас выложите букву З из ниток.

7. Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Логопед: Губка Боб предлагает вам немножко отдохнуть.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз – сюда, два – туда

Повернись вокруг себя

Раз присели, два привстали

Руки к верху все подняли

Раз - два, раз – два

Заниматься нам пора.

8. Игра «Квадрат» (Развитие фонематического слуха)

Логопед: Возьмите карточки для игры «Квадрат».

Поставьте фишку на красный треугольник. Если услышите звук [З] передвиньте фишку на следующую фигуру.

9. Игра "Выдели звук" (Закрепление звука в слогах).

Логопед утрированно произносит слог ЗУ и вместе с детьми проводит его анализ.

Логопед: Сколько звуков я произнесла? Назовите первый звук. (З.) Назовите второй звук. (У.) З - это какой звук? (Согласный, звонкий, твердый, обозначаем фишкой синего цвета.) А звук У? (Гласный, обозначаем фишкой красного цвета.)

Выложите из фишек слог ЗУ. (Дети выкладывают схему слога ЗУ, один ребенок работает у доски.) Покажите звук [З] на схеме. (Дети указывают на синюю фишку.) Покажите звук [У]на схеме. (Дети указывают на красную фишку.) Сколько в этой схеме гласных звуков? (Один.) Сколько согласных звуков? (Один.)

10. Офтольмопауза

Логопед: Губка Боб предлагает сделать гимнастику для глаз.

Теперь друг к другу повернитесь,

И широко соседу улыбнитесь.

Теперь немного поморгайте,

Поочередно каждым глазом помигайте.

Теперь опять немного поморгайте,

Глаза закройте, просто отдыхайте.

А вот теперь глаза зажмурьте крепко вы –

Откройте широко,

Где очутились вы?

11. Закрепление звука в словах.

Логопед: Положите перед собой домики и фишку. Мы будем искать, где спрятался звук [З] в словах (начале, середине, конце).

Посмотрите, какие картинки предлагает нам Губка Боб - зонт, коза, Незнайка, замок и т. д. Дети обозначают местонахождение звука в "звуковом домике".

А теперь поможем Губке Бобу правильно определить количество слогов в этих словах. (Деление слов на слоги с обозначением количества слогов на слоговой дорожке.)

12. Закрепление звука в предложениях.

Логопед: Губка Боб приготовил картинки, но не может составить по ним предложения. Давайте ему поможем. (Дети составляют предложения и выкладывают схему к составленному предложению. (Один ребенок работает у доски.) Особое внимание уделяется предлогам.)

13. Итог занятия.

Логопед: Губке Бобу очень понравилась с вами заниматься.

Помогите ему вспомнить, с каким звуком мы сегодня познакомились? Какой это звук? Почему он согласный? Почему он звонкий? Какой буквой обозначается звук [З]? А что вам понравилось? Какие задания показались вам интересными? Какое задание было самым трудным? (Дети отвечают. Логопед оценивает работу каждого ребенка.)

Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей 5–6 лет Конспект фронтального логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей 5-6 лет в группе компенсирующей направленности.

«Транспорт». Звук [ф]». Конспект фронтального логопедического занятия по развитию речи для детей с ОВЗ Тема: «Транспорт». Звук «Ф». Задачи: Коррекционно-развивающие: - развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, словесно-логическое.

Конспект логопедического занятия для детей старшей группы с общим недоразвитием речи «Звук [О] в конце слова» Тема занятия «Звук О в конце слова» Цель – формирование фонематического восприятия • Задачи: • Закреплять понятие «гласный звук» • Закреплять.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ц]. Буква Ц. Цыплёнок Цып в гостях у детей»Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ц]. Буква Ц. Цыплёнок Цып в гостях у детей» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [ц]. • Продолжать формировать навыки звуко-буквенного анализа.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе на тему: «Звук [Ш] и буква Ш» — закрепление Конспект открытого подгруппового занятия в подготовительной логопедической группе. на тему : «Звук и буква Ш.» (закрепление) Цель: Закрепить.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в группе для детей с ТНР «Насекомые. Звук и буква Й» Программное содержание: 1. Обогащать словарь детей, развивать речь, учить строить сложные предложения со словами - а, потому что. 2. Развивать.

Конспект подгруппового логопедического занятия с воспитанниками старшей группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи Конспект подгруппового логопедического занятия с воспитанниками старшей группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (III период).

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе на тему «В поисках золотого ключика». Тема: В поисках золотого ключика. Программное содержание: закрепить знание детей о звуках; дифференцировать гласные и согласные звуки. Выполнять.

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Звук [К] и буква К» Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы (6-7 лет) «ЗВУК И БУКВА К» Воспитатель: Фоменко Татьяна Сергеевна.

НОД по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ТНР по Теме: «Звук и буква Ш» Конспект НОД в старшей компенсирующей группе для детей с ТНР по формированию фонетической стороны речи. Тема: Звук и буква [Ш] Цели занятия:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей старшей группы «Звук [З]. Буква З»
Опубликовано: 16 сентября 2017 в 21:14
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД