альбина зож
НОД по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ТНР по Теме: «Звук и буква Ш»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей компенсирующей группе для детей с ТНР по формированию фонетической стороны речи.
Тема: Звук и буква [Ш]
Цели занятия:
Коррекционно-образовательная:
- познакомить детей со звуком [Ш] и научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам.
Коррекционно-развивающие:
- развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику детей;
- развивать фонематические процессы;
- упражнять в анализе слов и предложений.
Коррекционно-воспитательная:
Публикация «НОД по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ТНР по Теме: „Звук и буква Ш“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
- воспитывать у детей самоконтроль за вновь поставленными звуками.
Оборудование: проектор, ноутбук, презентация, магнитофон, доска магнитная, зеркала, дощечки с резиночками, предметные картинки, мяч, фишки для звукобуквенного анализа, наклейки для поощрения.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Дети становятся около стульчиков.
Приветствие.
Вспомните, с каким звуком мы с вами познакомились на прошлом занятии?
- звук [С’]
- какой это звук?
(согласный, мягкий, глухой, обозначаем фишкой зеленого цвета).
- Поиграем в игру «Доскажи слог» (С МЯЧОМ)
(я буду называть начало слова и бросать мяч, а вы будете прибавлять слог СИ и называть слово полностью и возвращать мне мяч)
КараСИ ГуСИ РыСИ
ТакСИ ЛоСИ
2. Развитие артикуляционной моторики.
(выполнение артикуляционной гимнастики с биоэноргопластикой)
Улыбка
Хоботок
Рупор
Заборчик
Блинчик
Чашечка
3. Объявление темы занятия.
Послушайте отрывок из песни, и скажите какой звук вы услышали и кто его издаёт?
(включить логораспевку на звук «Ш» и к ней презентацию с изображением змеи)
- Какой звук вы услышали?
(звук Ш)
- кто издает этот звук?
(змея)
- С этим звуком мы сегодня и познакомимся.
4. Акустико-артикуляционный образ звука.
(дети проходят к столам, перед ними зеркала) Не садятся!
(Включена презентация с профилем звука Ш)
- вместе с детьми произносим звук Ш, потом по отдельности каждый.
- смотрим в зеркало и даем характеристику звуку –
Как выглядят наши губы – вытянуты рупором;
Зубы – сближены;
Язычок в виде чашечки поднят вверх за зубы.
Из-за рта выходит теплый воздух;
Прикладываем руку к горлу, дрожит или нет?
- Звук «Ш» согласный, всегда твёрдый, глухой, обозначаем фишкой какого цвета? (Синего)
- 2-3 детям повторить характеристику звука [Ш]
5. Связь звука и буквы.
(Пройти к столу где лежат дощечки)
У звука «Ш» есть буква Ш. Давайте мы ее нарисуем в воздухе.
А сейчас выложим букву на дощечках используя резиночки.
6. Развитие фонематического слуха.
(дети садятся за столы, где лежат фишки)
Давайте поиграем в игру «Сигнальщик»
- Я буду называть слова, а вы поднимите фишку если услышите в слове звук [Ш].
Фишку, какого цвета вы будете поднимать? (синего)
Шар Синий Воздушный
Хвостик Шипит
Лопнувший Собака
МОЛОДЦЫ!
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА
Выполнять стоя у столов.
Рыбка плавает в водице ладони сложены вместе
Рыбке весело играть изображают как плывет рыбка
Рыбка, рыбка озорница грозят пальцем
Мы хоти тебя поймать медленно сближают ладони
Рыбка изогнула спинку изображают как плавает рыбка
Крошку хлебную взяла делают хватательные движения обеими руками
Рыбка хвостиком махнула снова плывут
Рыбка быстро уплыла.
7. Закрепление звука в слогах.
Выкладывание из фишек схемы слогов АШ, ША.
А сейчас используя фишки которые лежат у вас на столах, мы будем выкладывать
слог АШ.
(дети выкладывают, потом кто-нибудь комментирует - проверяем).
слог ША
(характеристика звуков)
8. Закрепение звука в словах.
На столах лежат картинки, в которых есть звук [Ш].
- каждый ребенок берет картинку, называет ее и определяет место звука [Ш] в слове.
Затем проходят к столу с фишками и выкладывают схему слова ШИНА.
На доске картинка и напечатанное слово Шина.
- вместе проговорить звукобуквенный анализ слова, характеристика каждого звука.
9. Закрепление звука в предложениях.
Работа над формированной фразой.
(Дети садятся на стульчики перед доской)
А сейчас ребята мы с вами попробуем из слов составить предложение.
На, каша, стоит, столе.
(Каша стоит на столе)
Что? – каша.
Что делает? – стоит?
Где стоит? – на столе.
- В каком слове слышится звук [Ш].
- А теперь начертим схему предложения.
- сколько слов в предложении?
Есть предлоги? Сколько?
- из скольки отрезком мы с вами начертим схему? (4)
Один ребенок по желанию выходит к доске и чертит схему предложения.
10. Итог занятия.
- Какой звук издает змея? ШШШШ
- Какой это звук? (характеристика звука)
В конце занятия дети получают воздушные шары.