Вера Шевелёва
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по теме «Посуда»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-образовательные цели:
• Уточнение и расширение представлений о посуде, ее значении, деталях и частях, из которых она состоит; материалах из которых она сделана.
• Формирование понятий чайная, столовая, кухонная посуда.
• Уточнение и активизация словаря по теме «Посуда» (посуда, чайник, кастрюля, сковорода, ковш, дуршлаг, супница, тарелка, ложка, вилка, солонка, хлебница).
• Формирование навыка составления рассказа – описания о посуде.
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по теме „Посуда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
• Формирование навыка составления простого распространённого и сложноподчинённого предложений
• Учить употреблению существительного в Родительном падеже
Коррекционно-развивающие цели:
• Развитие связной речи, зрительного восприятия и внимания, общей и мелкой моторики, тактильных ощущений.
Коррекционно-воспитательные цели:
• Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, любознательности, активности, воспитывать умение решать логические задачи
Оборудование: контейнер с карандашами, мешочек с мелкой кукольной посудой, предметные разрезные картинки с изображением посуды.
Предварительная работа: Чтение произведения К. Чуковского «Федорино горе»; рассматривание посуды и беседа о ее назначении, материалах, из которых она сделана; частях, из которых она состоит.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед : Ребята, хотите узнать, о чём мы с вами будем говорить сегодня на занятии. Тогда попробуйте выполнить моё первое задание. Опустите руку в мешочек, нащупайте один предмет, ощупайте его и скажите, что это. И как вы догадались об этом.
2. Игра «Волшебный мешочек»
Дети по очереди опускают в мешочек, нащупывают предметы и рассказывают о том, как они их узнали, а затем достают их из мешочка и кладут на стол.
1-й ребенок: Я нащупал чайник. Он круглый. У него есть носик и ручка. (И т. д.)
Логопед : Молодцы. Вы все угадали предметы. А теперь подумайте, как можно назвать эти предметы одним словом.
Дети: Посуда.
Логопед : Правильно. Какую посуду вы знаете? А для чего нужна посуда, вы знаете?
Дети: В посуде готовят и хранят еду, из посуды едят.
Логопед : Вы наверняка уже догадались, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?
Дети: о посуде.
Логопед : Я приглашаю вас в магазин.
Логопед предлагает детям пройти к полкам, на которых стоит разная посуда.
3. Игра: «Магазин»
Логопед : Мы с вами пришли в отдел, где продается посуда. Перечислите, какая посуда стоит на первой полке.
1-й ребенок: Чайник, чашки, блюдца, сахарница.
Логопед : Для чего нужна эта посуда? (ответы детей). Верно. Эта посуда нужна для того, чтобы пить чай. Ее называют чайная посуда. Повторите это название.
Дети: Чайная посуда.
Логопед : Теперь перечислите названия посуды, которая стоит на второй полке.
2-й ребенок: Тарелка, ложка, вилка, солонка.
Логопед : Для чего нужна эта посуда? (ответы детей). Правильно. Этой посудой пользуются за столом во время обеда. Ее называют столовой посудой. Повторите. Как она называется?
Дети: Столовая посуда.
Логопед : И наконец, назовите посуду, которая стоит на третьей полке.
3-й ребенок: Кастрюля, сковорода, ковш, дуршлаг.
Логопед : Для чего нужна эта посуда? (ответы детей). Правильно. Эта посуда нужна на кухне. В ней готовят пищу. Ее называют кухонная посуда. Повторите и это название.
Дети: Кухонная посуда.
Логопед : Скажите, как по другому можно назвать 1 полку. Она находится внизу, значит она … нижняя. Как называется посуда, которая стоит на нижней полке?
Как по другому можно назвать 3 полку. Она находится вверху …. Верхняя. Как называется посуда, которая стоит на верхней полке?
Как назвать 2 полку, которая находится посередине? …. Средняя. Как называется посуда, которая стоит на средней полке?
Логопед : Молодцы! А теперь давайте поиграем!
4. Игра «Что изменилось?».
Логопед : Посмотрите еще раз на верхнюю полку и запомните, что стоит на ней, а потом закройте глаза.
Дети закрывают глаза. Логопед убирает чайник.
Логопед : Чего не стало?
Дети: Не стало чайника.
Логопед : Правильно. Я поставлю чайник на место. Еще раз закройте глаза.
Дети закрывают глаза. Логопед убирает кастрюлю.
Логопед : Чего не стало?
Дети: Не стало кастрюли
Упражнение повторяется еще 3-4 раза. Логопед меняет местами, убирает и добавляет посуду, а дети отвечают на вопросы.
Логопед : молодцы, вы очень внимательные! А сейчас отдохнём немного.
5. Физминутка
Игра: «Изобрази посуду».
Логопед : вы знаете. Посуду можно изобразить. Я вам буду изображать посуду, а вы попробуйте догадаться, что это за посуда. (Логопед изображает посуду телодвижениями). Как догадались?
А теперь вы покажите мне чайник, кастрюлю, чашку, ложка.
6. Игра «Из чего сделана»
Логопед : А теперь подойдите, пожалуйста, к столу. Какую посуду на столе вы видите.
Дети: Чашки.
Логопед : Возьмите пожалуйста палочку и постучите несильно по чашкам. Одинаковый звук вы слышите, когда стучите?
Дети: Нет, не одинаковый.
Логопед : как вы думаете почему?
Дети: Потому что они сделаны из разного материала: стекла, фарфора, металла, пластмассы.
Логопед : А как выдумаете, какие чашки самые прочные и не разобьются если упадут на пол?
Дети: самые прочные металлическая и пластмассовая чашки.
Логопед : А какие чашки самые хрупкие и могут разбиться при падении?
Дети: Могут разбиться фарфоровая и стеклянная чашки.
7. Работа в тетради
Логопед : А теперь я приглашаю вас поработать в тетради.
Посмотрите, у вас в тетради нарисована посуда. У меня на доске тоже нарисована посуда – это дуршлаг. А для чего нужен дуршлаг?
Дети: Он нужен, чтобы промывать макароны и крупу.
Логопед : Но что – то с ним не так. Может вы догадались?
Дети: В нём нет дырок.
Логопед : Правильно! Мой дуршлаг сломался, потому что в нём нет дырок. Посмотрите в тетрадь и скажите, а что случилось с вашей посудой?
Дети: Она разбилась или сломалась.
Логопед : Почему вы так решили? Начните ваш ответ так: Мой чайник разбился, потому что….
Дети: у чайника нет носика, у чашки нет ручки, у кастрюли нет крышки, у ложки нет ручки, у сковороды нет ручки, у ножа нет лезвия.
Логопед : Представьте что посуда в вашей тетради настоящая, а не нарисованная. Как вы думаете, можно ли пользоваться такой посудой?
Дети: нет!
Логопед : Давайте объясним почему.
Будем начинать наш ответ так: Если у дуршлага не будет дырок, то в нём нельзя будет промыть макароны.
если у чайника не будет носика, то….
Если у чашки не будет ручки, то….
Если у ножа не будет лезвие, то ….
Если у кастрюли не будет крышки, то ….
Если у сковороды не будет ручки, то …
Если у ложки не будет ручки, то ….
Логопед : Догадайтесь, как мы можем помочь нашей посуде?
Дети: Нужно дорисовать недостающие части.
Рисование с комментированием. Я рисую у чайника крышку, носик….
8. Зарядка для глаз
9. Составление рассказа про посуду
Логопед : Молодцы, ребята.
А теперь поиграем в игру «Расскажи о посуде». А помогут составить нам рассказ о посуде картинки – помощницы. Давайте вспомним. Что они обозначают.
1 картинка: Название посуды
2 картинка: цвет посуды
3 картинка: размер посуды
4 картинка: из каких частей состоит
5 картинка: Из какого материала сделана
6 назначение посуды (для чего нужна)
Логопед : Сегодня я познакомлю вас с новой картинкой. Догадайтесь, что она обозначает? (какой это вид посуды)
Логопед : А теперь у меня для вас сюрприз. Как вы думаете, какая посуда лежит в этой красивой коробке? (чашка)
Логопед : Давайте составим коллективный рассказ о этой чашке.
Дети составляют рассказ о чашке.
10. Итог:
Логопед : Молодцы. Скажите о чём мы с вами говорили сегодня на занятии? Что нового на занятии вы сегодня узнали? Что больше всего вам понравилось на занятии?
Логопед : Молодцы, Вы сегодня очень хорошо занимались. Спасибо вам за это. Мне очень понравился рассказ о моей любимой чашке. А у вас есть любимая чашка? Давайте сейчас с вами пройдём в группу, и каждый нарисует свою любимую чашку.
Дети идут в группу.