Юлия Сохань
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Исследуем соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе
Цель: Формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.
Задачи:
Образовательные
-познакомить детей со свойствами соли;
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе „Исследуем соль“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
-выяснить, что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся?
-узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё?
-исследовать свойства соли опытным путём;
Развивающие
-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
Воспитательные
-воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, самостоятельность, чувство коллективизма, взаимопомощи.
Ход деятельности
1. Организационный момент
Воспитатель:
Собрались все дети вкруг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель:
Ребята, на нашей планете есть вещество, без которого не сможет жить человек. Хотите узнать, что это за вещество?
Тогда отгадайте загадку:
-Отдельно, я не так вкусна,
но в пище- каждому нужна (соль). Слайд 1 .
Стук в дверь. Пришел почтальон.
Ребята, вам пришло письмо.
В нём одна удивительная история. Хотите послушать? (ответы детей)
Однажды Иван – купец, ходил он со своим товаром за тридевять земель по морю – океану. Много стран повидал, торговал – мехами. Вот поднялась в море, буря сильная, выбросило корабль на остров невиданный. Отправился Иван земли разведывать, да набрел на гору великую. Смотрит в той горе не песок, не камень, а чистая соль. Вернулся к берегу, приказал работникам нагрузить корабль солью. Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли – приплыл корабль в страну. А правил этой страной восточный султан. Отправился Иван к султану, чтобы продать ему соли. А султан про соль, ничего не слыхивал: во всем его государстве соли - то не ели. Поразмышлял султан, подумал, да и купил у Ивана соль.
Чтобы связаться с Султаном нам нужно попробовать ему позвонить.
Султан: дорогие ребята, купил я у Ивана-купца мешок белого вещества, ой, ведь даже названия не помню.
Помогите мне разобраться, что это за вещество и для чего оно.
Воспитатель: Ребята, поможем султану?
Дети: Да.
Воспитатель: а как же нам быть? Как помочь тебе, мы же и сами не знаем что это.
Султан: а я все принес в мешочке. (достать из коробки мешок с солью).
Воспитатель: Ребята, для того, чтобы разобраться, что у султана за вещество, предлагаю вам отправиться в лабораторию.
Султан: - А что такое лаборатория?
Лаборатория — оборудованное помещение, приспособленное для специальных опытов и исследований.
В нашей лаборатории есть 3 разных отдела, в которых есть свои обязанности.
Воспитатель: -Ну а какие же мы ученые без тренировки, предлагаю нам размяться.
Руку правую вперёд, а потом её назад
А потом её вперёд и немного потрясём.
Руку левую вперёд, потом её назад
А потом её вперёд и немного потрясём.
Ногу правую вперёд, а потом её назад
А потом её вперёд и немного потрясём.
Ногу левую вперёд, а потом её назад
А потом её вперёд и немного потрясём.
Всем туловищем вперед,
Всем туловищем назад
Покрутись, повертись
И в исследователей превратись.
Воспитатель: Молодцы, вы прошли подготовку и можете отправиться в лабораторию.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним правила поведения в лаборатории.
• Близко не подносить предметы к глазам.
• Без надобности ничего не брать в рот.
Воспитатель: ну что, ребята, вы готовы узнать, что за белое вещество у султана?
Дети: да.
Воспитатель:
- Юные исследователи, обратите внимание, перед вами тарелки.
Что мы видим?
Дети: это соль.
Ребята, на, что похожа соль?
Дети: соль похожа на маленькие кристаллики. Слайд 2
Воспитатель:- А как вы думаете, соль растворяется в воде?
Давайте проверим.
В стаканах налита вода – тёплая и холодная, положите одну столовую ложку соли и размешайте.
Какой вывод можно сделать?
Дети: Соль, в тёплой воде растворяется быстрее и лучше, чем в холодной. Слайд 3
Воспитатель:- Как вы думаете, какая соль на вкус?
Дети: соленая.
Пробовать соль на вкус.
Воспитатель: фу, фу и правда соленая.
Воспитатель: Ребята, понюхайте, имеет ли соль запах?
Дети: нет.
Воспитатель: -Ребята, какой можно сделать вывод?
Дети: соль белая, соленая, не имеет запаха, хорошо растворяется в воде.
Султан: а соль что с неба сыпется или на деревьях растет? Откуда ее берут?
Воспитатель: ребята, давайте расскажем султану, как добывают соль.
Дети: - ее добывают различными способами: добывают в море и на суше, в подземных шахтах
Раньше соль добывали в ручную и это был очень тяжелый труд, но в наше время при добычи соли используют специальные комбайны – солесосы.
Султан: как много интересного вы мне рассказали! Вот только я так и не понял, что с ней делать то надо?
Воспитатель: А для того, чтобы узнать, для чего её используют, нам нужно перейти во второй отдел «лабораторию пищевой продукции».
Ребята, как вы думаете, для чего используют соль?
Дети: для приготовления пищи, засолки
Воспитатель: соль, в качестве добавки к пище, вошла в наш рацион очень-очень давно. Ведь недаром в России дорогих гостей принято встречать «хлебом с солью». Соль необходима всем людям.
- и сейчас мы с вами проверим (нарезаны кусочки огурцов с солью и без, дети пробуют).
-на кухне соль можно использовать не только в качестве приправы к блюдам. Например, чтобы с легкостью очистить вареные яйца от скорлупы, надо в воду, в которой они варятся добавить немного соли. Процесс очистки станет легче.
Султан: значит, соль нужна для приготовления пищи?
Воспитатель: знаешь, Султан, соль нужна не только для приготовления пищи, но и необходима растениям и животным, и конечно же человеку.
Правда, ребята?
Султан: да это не соль, а просто чудо природы!
А чтобы по - больше узнать, мы с вами отправляемся в следующий отдел «химическая лаборатория»
Действительно, соль используют не только на кухне, но ее ещё широко используют в быту.
Как вы думаете, где ее применяют?
Дети: посыпают дороги
Воспитатель: Для чего посыпают дороги солью? (Чтобы быстрее таял лёд)
- Сейчас мы проведем опыт со льдом и с солью.
-соль способна растопить лед. И мы это с вами проверим.
- берем кубики 2 кубика льда, кладу на тарелки и посыпаю один солью, а второй нет.
-что происходит?
Дети: лед тает, где есть соль быстрее, чем где её нет.
Султан: никогда бы не догадался, что такое возможно.
Воспитатель: -Ребята, скажите, мне, пожалуйста, может ли соль быть цветной? (да)
-Чем можно окрасить соль? (цветными мелками, гуашью, пищевыми красителями)
- Сейчас расскажет вам, как красил соль цветными мелками в домашних условиях.
-Я измельчил мел, затем соединил его с солью и смешал.
Получилась соль голубого цвета.
-Сегодня мы с вами будем декорировать баночки из цветной соли. Посмотрите, как можно украсить цветной солью различные ёмкости.
-А делается это так: у вас у всех на столах стоят баночки с солью и баночки с мелом, мы всё соединим, размешаем, для получения цветной соли. Соль нужно насыпать слоями до конца и плотно закрыть крышечкой.
Ставим все баночки в коробку и отправляем на почту.
Воспитатель: молодцы, ребята, что помогли Султану.
Теперь ты понял, что же продал тебе Иван-купец?
Султан: да, это соль. Спасибо вам, ребята, за помощь.
Теперь я буду дорожить солью и обязательно расскажу всем в моей стране чему вы меня научили.
Султан: до свидания, ребята, пора мне отправляться в путь.
Дети: до свиданья.
Подведение итога: Ребята, чем мы сегодня занимались на занятии?
Что нового вы узнали?
Что больше всего вам понравилось?
Воспитатель: ну, что ребята, справились мы с заданием, помогли султану, пора нам заканчивать наш рабочий день в лаборатории и возвращаться в д/с. снимаем исследовательские костюмы.
Всем туловищем вперёд,
Всем туловищем назад
Покрутись, повернись
И в группе окажись.