МААМ-картинки

Организация познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Волшебная соль»

Богатрива Альбина Вениаминовна
Организация познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Волшебная соль»

Организация познавательно-исследовательской деятельности

в подготовительной к школе группе на тему : «Волшебная соль»

Цель: формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.

Задачи исследования.

Публикация «Организация познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе „Волшебная соль“» размещена в разделах

Образовательные: выяснить, что такое соль, какая бывает соль, откуда она берётся? узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё? исследовать свойства соли опытным путём; стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей.

Развивающие: развивать познавательные потребности, стимулировать интерес к изучению неживой природы; творческие способности, воображение, любознательность; монологическую и диалогическую речь, навыки учебной и экспериментальной деятельности.

Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи; воспитывать у детей правильное, осознанное отношение к природе. Познакомиться со способами выращивания кристаллов; освоить методику выращивания кристаллов.

Интегрированные образовательные области: познавательное, социально коммуникативное, речевое, физическое развития

Оборудование для педагога материалы:

Подготовка к исследованию

- карточки с символическим изображением методов исследования:

«Связаться со специалистами». «Посмо,треть по телевизору».

«Получить информацию у компьютера» «Понаблюдать»

«Спросить у другого человека». «Провести эксперимент»

«Посмотреть в книгах» «Подумать самостоятельно»

Энциклопедия от А до Я, мультимедиа (презентация «Где и как добывают соль» лист для зарисовки схем, сундучок, кристалл соли.

Оборудование для детей: соль, стаканчики пластиковые, подносы, стаканы с кипяченой водой и чайные ложки (по количеству детей, стакан с насыщенным раствором соли, 2 сырых яйца салфетки, еловые веточки на каждого ребенка, фломастеры.

Методы формы и приё мы:

• наглядный ( мультимедиа карточки с символическим изображением методов исследования:);

• словесный (рассказ);

• игровой (татарская игра «Командир»);

• приём эмоциональной заинтересованности (сюрпризный момент)

• исследование,

• информационно коммуникативный метод,

• эксперимент, наблюдение, рассуждение, анализ

Предпосылки учебной деятельности

• Концентрация внимания

• Умение понимать задачу, поставленную воспитателем

• Умение анализировать свою работу с предложенным образцом воспитателя

Ход занятия

1 часть : вводная, 3 мин

Дети входят в группу, на столе шкатулка

Воспитатель. Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась шкатулка Давайте посмотрим, что там лежит (шкатулка не открывается, на ней записка) Шкатулка откроется тогда, когда вы угадаете загадку

«Без нее, ребята, повар как без рук,

И становится вся пища не съедобной вдруг!

Если в ранку попадет - испытаешь боль

Вы, конечно, догадались. Что же это? Правильно, это соль.

Воспитатель. Соль, один из важнейших минералов на земле. Поваренная соль-это пищевой продукт. На первый взгляд может показаться, что это обычная приправа к нашей еде. Но, не так. Когда-то, несколько сотен лет назад соль была очень дорогим товаром. Цена соли была настолько велика, что она играла роль денег. За соль можно было купить все что угодно: одежду, продукты, лошадь и даже дом. Соль подавали на стол в дорогих солонках, ее берегли, экономили, хвастались ею: наличие соли на столе было признаком достатка и благополучия. «Хлеб-соль»-так встречали на Руси гостей. Это пожелание добра. Соль-это символ дружбы. Беречь хлеб и соль-значит, дружить. Отсюда и народная примета: рассыпал соль - к соре, к неудаче. Потому что, древние времена соль считалась драгоценностью. Пословица «Без соли не проживёшь» справедлива и в наши дни. Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу. Человек может прожить без соли не больше 10 дней, т. к. нарушается пищеварение. Хотите узнать больше о соли? Я предлагаю вам стать учёными и провести самостоятельное исследование,

2 часть. 25 мин Что нужно сделать, чтобы провести исследование?

Дети. Получить как можно больше информации.

Воспитатель. Правильно. Чтобы хорошо запомнить полученную информацию, предлагаю вам в блокнотах делать соответствующие схемы, рисунки.

Воспитатель. Где мы можем получить необходимую информацию?

Дети. Спросить у другого человека, подумать самостоятельно, прочитать в книге, спросить у специалиста, посмотреть в телевизоре

(воспитатель выставляет карточки с названием этапов исследования)

I этап.

Воспитатель. Верно, существует много способов сбора информации. Но с чего мы начнем?

Дети. Подумать самостоятельно.

(картинка 1 этапа «Подумать самостоятельно»)

Нужно вспомнить, что мы знаем о соли.

Соль вещество белого цвета, на вкус соленая

УМК игра «Что можно посолить»

II этап. Воспитатель. Следующий этап (выставляет картинку следующего этапа) Дети. Прочитать в книге.

В какой книге мы можем узнать о соли?

Дети. Словарь, энциклопедия, ….

Воспитатель. Посмотрите, ребята, как в словаре располагаются слова. По - алфавиту. Где, мы будем искать слово «соль». В начале или в конце словаря?

Зачитываю из словаря «Что такое «соль (зарисовывают в блокноты)

III этап.

Воспитатель. Какой следующий этап нашего исследования?

232

(Игра «специальный корреспондент»)

1 ребенок скажите пожалуйста откуда она берётся? (Источниками соли являются моря и океаны)

2 ребенок Для чего нужна соль? (Соль нужна для усвоения пищи, для дыхания, для движения мышц. Употребление суточного употребления соли составляет 1 чайная ложка. Соль нужна для производства лекарств, бумаги, ткани, мыла, даже стекла. Животным, тоже нужна соль. Растения тоже живые существа, им тоже нужна соль. Пища растений- это вода, а в воде содержится соль. Значит, и растениям нужна соль.)

3 ребенок Какие виды соли существуют в природе (. Есть много видов соли. Есть морская соль - содержащаяся в морской воде. Каменная соль, добытая из горных месторождений. Поваренная соль, отбеленная и очищенная каменная соль, в виде кристаллов.

IV этап. Воспитатель. Переходим к следующему этапу. Позвонить специалисту. Ребята мы будем звонить папе

Вопрос: Как получают соль?

(На территории России для получения поваренной (пищевой соли) используются следующие способы добычи: шахтный способ; озерный способ; способ добычи из моря; способ выпаривания.)

V этап.

Воспитатель. Следующим этапом нашего исследования что будет?

Дети. Посмотреть по телевизору.

Прошло очень много времени, прежде чем люди научились получать соль из морской воды, путем выпаривания. Но выпаривание соли - это очень долгий и дорогой процесс. Поэтому люди продолжали искать другие способы добычи соли и нашли их.

Просмотр презентации о добыче соли в глубоких рудниках (шахтах) .(Дети садятся на ковёр и просматривают видеоролик затем делают зарисовки в блокнотах).

УМК игра «Командир»

VI этап. Воспитатель. Что будем следующим этапом нашего исследования? (показывает на карточки)

Дети. Сейчас мы будем проводить эксперимент

Давайте рассмотрим поваренную соль (лежит горкой на черных листиках перед каждым ребенком) Но сначала я вам напомню правила безопасности при проведении опытов.

Опыт 1. Имеет ли соль запах?

Опыт 2. Какое это вещество: жидкое, твердое, сыпучее?

Соль похожа на порошок. Но если внимательно рассмотреть соль, то видно, что это маленькие кристаллики. Давайте попробуем ложечкой немного придавить соль, что мы слышим? (хруст). Когда мы надавливаем ложечкой, кристаллики ломаются, поэтому мы слышим хруст. рассматривания соли через лупу

Опыт 4. А теперь сделаем такой опыт. В стаканчиках вода, в одном -солёная, а в другом - пресная. Беру яйцо, кладу сначала в пресную воду. Что происходит с яйцом? (оно тонет) А теперь положу в солёную воду. Теперь, что происходит с яйцом? (оно всплывает)-Какой вывод можно сделать? (в солёной воде яйцо (предметы не тонут)

4 Про соль говорят : «В воде родиться, а воды боится». А так ли это, действительно ли соль боится воды, мы сейчас проверим. «Соль растворяется в воде» (в сравнении с крупой) .

На мультимедиа показываю озеро соленое. Обратите внимание, края озера покрыты соляными залежами. Это явление в природе называется кристаллизация. Иногда кристаллы образуются прямо из паров, а не из жидкости. В этом случае они бывают особенно правильными. Примером этого является образование инея и снежинок из водяных паров воздуха. Но нас с вами сегодня интересует кристаллизация озера Можно ли такую красоту вырастить дома? Давайте сегодня с вами попробуем вырастить настоящий кристалл.

Опыт №5 Скажите, пожалуйста, может ли соль быть цветной? (да) -Чем можно окрасить соль? (цветными мелками, гуашью, пищевыми красителями)

-Я вам покажу, как покрасить соль цветными мелками. (Тру мел через тёрку, затем насыпаю тёртый мел в стакан с солью и смешиваю. Получилась соль розового цвета.)

Кто хочет рассказать о соли?

Дети рассказывают по схеме

3 часть Итог занятия 3 мин

С каким веществом мы познакомились сегодня.

Что вам понравилось? Запомнилось? Хотели бы продолжить разговор о соли?

Публикации по теме:

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Электричества» .

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте «Удивительная соль» Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте «Удивительная соль» Цель: Создание социальной ситуации.

Фотоотчет НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Воздух-невидимка»Фотоотчет НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Воздух-невидимка» Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом. Задачи: оразовательные:.

Фрагмент занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе (классификация) Профессии План-конспект фрагмента занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе (классификация) «Профессии».

Конспект открытого занятия в средней группе по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница соль»Конспект открытого занятия в средней группе по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница соль» Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение. Задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Блокадный хлеб» Цель: Создание социальной ситуации развития посредством поисково-исследовательской деятельности. Цель детская: сравнить блокадный хлеб.

Конспект СОД по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебная бумага» в старшей группе ДС Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Подпорожский детский сад №21 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в первой младшей группе «Волшебная вода»Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в первой младшей группе «Волшебная вода» Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в 1 младшей группе Тема: «Волшебная вода». Возрастная группа : 2 – 3 лет.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Волшебная сила воды» Цели: • Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель. • Сформировать у детей знания.

Познавательно-исследовательский проект в подготовительной к школе группе «Соль-волшебница»Познавательно-исследовательский проект в подготовительной к школе группе «Соль-волшебница» Дошкольное детство – очень любознательный возраст. Доказательством тому служат нескончаемые вопросы. Вот и мы с детьми решили всё узнать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Волшебная соль»
Опубликовано: 29 сентября 2018 в 11:42
+52Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД