Юля Свистельникова
Конспект познавательно-исследовательской культурной практики «Историко-краеведческий музей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации культурных практик в ДОО в соответствии с ФГОС ДО
Задачи:
- уточнить знание педагогов об истории заселения города Апшеронска;
- развивать память, внимание.
- прививать любовь к малой Родине, чувство патриотизма и гордости за свой город, за своих предков.
Содержание
Воспитатель. Здравствуйте уважаемые коллеги. Я рада видеть вас в нашем музее. Скажите, пожалуйста, для чего нам нужно знать историю? (Ответы)
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской культурной практики „Историко-краеведческий музей“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Экскурсии в краеведческий музей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Воспитатель. Уважаемые коллеги, где более наглядно можно познакомиться с историей нашего города? (Ответы)
И вот поэтому приглашаю вас на экскурсию по нашему музею, которая называется «Мы первопроходцы».
Воспитатель. Мои дорогие, а знаете ли вы, как нужно вести себя в музее? (Ответы)Если вы не против, я бы дополнила ваши ответы такими правилами как:
- в музее нельзя громко разговаривать, чтобы не мешать другим посетителям;
- в музее следует внимательно слушать экскурсовода: тогда вы узнаете много интересного, нельзя тро-гать музейные экспонаты руками.
Воспитатель. Наш город называется Апшеронск. Как вы думаете почему? А вы знаете, что у этого полка было другое название? (Ответы)А хотите, я вам расскажу какое название носил полк. Раньше этот полк назывался Астрабадский пехотный полк. Так назывался район в Персии, где они воевали. Этот полк часто менял названия. Вот так тогда выглядели его солдаты.
Воспитатель. Мне очень приятно, что вы знаете об истории нашего города, а с какой же целью прибыл полк в наши края? И был ли полк казачьим? (Ответы)
Для подавления бунта и укрепления границы. Да это самое распространенное заблуждение. Многие так считают, но на самом деле. Сам полк не был казачьим. Но предполагалось, что сюда переселяться казаки рядовые, и офицеры, они будут охранять границы России. Из тех казаков, которые прибыли и заселяли станицы, организовали 26-й конный Апшеронский полк. Этот полк уже был казачьим. Поэтому мы говорим, что наша станица и станицы вокруг обжиты и обустроены казаками.
Воспитатель. Уважаемые посетители обратите внимание на одежду казака и казачки. Она совсем не такая, как сейчас носим мы. А кто сможет из вас дать название элементам одежды? (Ответы)
Женский костюм состоял из юбки и кофточки (блузки, назывался «парочка». Блузка могла быть приталенной, но обязательно с длинным рукавом, отделывалась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами, бисером. Юбки шили из ситца или шерсти, широкие, на шнуре — учкуре, для пышности присобранные у пояса. Внизу юбка украшалась кружевами, оборками, мелкими складочками. Холщовые юбки на Кубани носили, как правило, в качестве нижних, и назывались они по-русски — «подол». Нижние юбки надевали под ситцевые, сатиновые юбки, иногда даже по две-три, одна на другую. Самая нижняя, была обязательно белой. Важной деталью был фартук. Казачки его надевали поверх юбки. Особенностью казачьего женского костюма были накидки на голову. Казачки носили платки или колпаки. Молодые девушки носили косу и вплетали в нее разноцветные ленты. Замужние женщины закручивали в узел на затылке косу и надевали шлычку. Шлычка - маленькая шапочка, собранная на тесьме. Чувяки - мягкая кожаная обувь без каблуков, кожаные тапочки с закрытой пяткой. Их изготавливали из кожи буйволов и быков. Вырезали из кожи кусок, соответствующий размеру ноги, и, проделав петли, перевязывались кожаными ремешками, на манер лаптей, которые носили с вязаными носками, а так же чирики — туфли с гладкой подошвой вырезом сверху, которые носились на шерстяных чулках. Праздничной обувью считались черевики —женские остроносые башмачки на каблуках. Шею украшали бусами и монистами, украшениями из янтаря.
Костюм казака складывался веками. Рубаха – основа мужского казачьего костюма. Рубаха шилась длинной, почти до колен, с прямыми рукавами. Украшали рубахи вышивкой по подолу и по краям рукавов, на груди. рубаха заправлялась в шаровары. Первоначально носили рубахи –«голошейки» с разного типа горловинами. Применяли в вышивке шов – мережку. Затем стали носить бешмет. Бешмет носился навыпуск. Шаровары шили на очкуре (шнурке, поскольку застежки из пуговиц крючков не выдерживали джигитовки. Шаровары – очень широкие в бёдрах, часто со сборками на талии и сужающиеся к голени штаны, ведь в узких на коня не сядешь, да и ноги будут натирать, и движения всадника сковывать. Шили одежду казаки из атласа и бархата. Казаки носили черкеску черного цвета. Она похожа на длинный кафтан в талию, сверху облегающий, от пояса с расширяющимися полами. Впереди застегивался на крючки от груди до середины длины, так что полы внизу свободно расходились, не препятствуя широкому шагу воина. Рукав черкески имел яркую подкладку. Из глубокого выреза виднелся бешмет. На груди черкески нашивали подкладку для газырей. Верхушки газырей украшали серебряной накладкой. Башлык (капюшон с двумя длинными концами) Башлык представлял собой квадратный островерхий капюшон с длинными лопастями, которыми укутывали в непогоду шею. Как правило, башлык располагался на плечах казака, закрепляясь тонким шнурком за его шею. Бурка-верхняя одежда в виде плаща – накидки без проемов для рук, валяная из грубой шерсти. Она защищала от дождя, снега, холода, жары, ветра. На привале служила подстилкой и одеялом одновременно. Бурка надетая на плечи маскировала оружие и спасала его от сырости. Головным убором казаку служила папаха – барашковая шапка с суконным верхом. Она могла иметь разные фасоны: низкая с плоским верхом или конусообразная, с суконным тумаком, падавшим набок в виде клина. Существовало большое разнообразие сапог. Особой любовью пользовались мягкие сапоги без каблуков-ичиги. Кинжал и сабля вешались к поясу казака.
Воспитатель. А вы знаете, что цвета носили не только эстетическое, но и духовное значение. Кто может рассказать какие? (Ответы)
В Кубанской вышивке используется основных три цвета: белый, черный и красный. Белый цвет означает цвет, на котором зарождалась жизнь. Черный – цвет Кубанского чернозема. Красный – цвет любви к жизни.
Воспитатель. Как назывались первые жилища переселенцев и где они располагались? И почему Пистолькорс писал в приказе, чтобы следили за возведением деревянных домов? (Ответы)
Подполковник Пистолькорс, был добросовестным, заботливым человеком.
В приказе от 31мая 1863 года, указывая своё местонахождение в станице Апшеронской, Пистолькорс писал : «Замечено мною, что жители порыли землянки и удовольствовались тем, то есть успокоились на этом, отчего развилась страшная болезненность в людях (от проживания в холодных домах…» Прошу станичных и воинских начальников станиц вверенного мне полка строго следить, чтобы возводились деревянные хорошие дома».
Воспитатель. Я очень рада, что вы очень много знаете об истории нашего края. И так раз дома строились из дерева, им необходимы были инструменты. Обратите внимание, в нашем музее представлены некоторые виды инструментов. Кто из вас догадался для чего они были необходимы?
После того как построили дом. Одним из первых, что ставили в новом доме это русская печь. Кто может объяснить почему? (Ответы)
Воспитатель. Правильно, печь –это тепло, это место для приготовления пищи, место где спали. Посуду использовали чугунную, глиняной и деревянной. Коллеги, посмотрите, куда ставили чугунок, очень далеко. А представьте, что там огонь, как же быть? Как же хозяйки не обжигались? А для этого у них были специальные приспособление-ухват.
Воспитатель. Я очень рада уважаемые коллеги, что ваши знания и опыт помогли нам совершить эту удивительную экскурсию по музею. Как вы считаете необходим ли людям музей? (Ответы)
Без музея мы забудем свои корни. Коллеги для чего люди пополняют музей новыми экспонатами? Если у вас возникнет желание пополнить наш музей предметами старины. Мы будем только рады.
Рефлексия:
Воспитатель. Дорогие коллеги, посетив наш музей, вы для себя узнали что-то новое? (Ответы)
Пригодятся эти знания в вашей работе? (Ответы)