МААМ-картинки

Конспект занятия познавательно-речевого направления «Читайте Пушкина, друзья!»

Эльмира Гареева
Конспект занятия познавательно-речевого направления «Читайте Пушкина, друзья!»

Ход занятия

Ведущая: - У каждого народа есть свой сказочник. Есть такой сказочник и на русской земле. Давным-давно, много лет тому назад в России родился мальчик

ему рассказывала добрая старая няня – Арина Родионовна. Ей поэт посвятил свои знаменитые стихи

Маша «НЯНЯ»

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь;

Тоска, предчувствия, заботы

Публикация «Конспект занятия познавательно-речевого направления „Читайте Пушкина, друзья!“» размещена в разделах

Теснят твою всечасно грудь.

То чудится тебе…

- Сколько нежности, теплоты в этих строчках, и тревоги, и заботы.

Арина Родионовна вечерами вязала и рассказывала сказки маленькому Саше. И у нас есть клубочек (показывает его). Клубочек наш волшебный, куда он покатится, туда мы с вами и пойдем.

Ведущая:

Бросает клубочек, он катится к дубу и говори

- Наш волшебный клубочек прикатился к дубу.

Егор

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Влад

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух. там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

Ведущая: - Наш клубочек покатился дальше и прикатился к «Сказке о золотом петушке». Кто подарил золотого петушка царю Додону?

Дети: ( Отвечают: мудрец)

Ведущая: - Верно. Подарил и сказал…

Рома

Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка.

„Посади ты эту птицу, —

Молвил он царю, — на спицу;

Петушок мой золотой

Будет верный сторож твой:

Коль кругом всё будет мирно,

Так сидеть он будет смирно;

Но лишь чуть со стороны

Ожидать тебе войны,

Иль набега силы бранной,

Иль другой беды незванной,

Вмиг тогда мой петушок

Приподымет гребешок,

Закричит и встрепенется

И в то место обернется“.

Царь скопца благодарит,

Горы золота сулит.

„За такое одолженье, —

Говорит он в восхищеньи, —

Волю первую твою

Я исполню, как мою“.

Ведущая: - Какими словами заканчивается сказка?

Дети: (Отвечают) «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»

Ведущая: - А наш клубочек покатился дальше и путь его лежит через синее море.

Проводится разминка

Даша А.

Ветер по морю гуляет (Дети поднимают руки через стороны вверх)

И кораблик подгоняет; (Дети помахивают руками)

Он бежит себе в волнах (Дети сцепляют пальцы в замок)

На раздутых парусах (Дети опускают руки)

Мимо острова крутого, (Дети расцепляют пальцы, садятся на корточки)

Мимо города большого; (Дети встают)

Пушки с пристани палят, (Дети хлопают в ладоши)

Кораблю пристать велят. (Дети топают)

Ведущая:

- Посмотрите: ель стоит,

А под ней орех лежит.

А орешек не простой,

С золотою скорлупой.

- В какую сказку мы попали?

Дети: ( Отвечают: В «Сказку о царе Салтане».)

Ведущая: Вы помните с каких слов начинается сказка?

Дети: («три девицы под окном»)

Настя

„Кабы я была царица, —

Третья молвила сестрица, —

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря“.

Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрыпела,

И в светлицу входит царь,

Стороны той государь.

Во всё время разговора

Он стоял позадь забора;

Речь последней по всему

Полюбилася ему.

„Здравствуй, красная девица, —

Говорит он, — будь царица

И роди богатыря

Мне к исходу сентября.

Вы ж, голубушки-сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы,

Поезжайте вслед за мной,

Вслед за мной и за сестрой:

Будь одна из вас ткачиха,

А другая повариха“.

Ведущая: - Каким было первое чудо для царя Гвидона?

Дети: (Отвечают)

Лера П.

Князь пошел себе домой;

Лишь ступил на двор широкий-

Что ж? Под елкою высокой,

Видит, белочка при всех

Золотой грызет орех,

Изумрудец вынимает,

А скорлупку собирает,

Кучки равные кладет,

И с присвисточкой поет

При честном при всем народе

Во саду ли, в огороде…

Ведущая: - Как звали князя? Кто к нему приезжал? Кому потом они рассказывали об увиденном?

Богдан

„Мы объехали весь свет;

За морем житье нехудо;

В свете ж вот какое чудо:

Остров на море лежит,

Град на острове стоит.

С златоглавыми церквами,

С теремами да садами;

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет,

Да орешки всё грызет,

Лада

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра — чистый изумруд;

Слуги белку стерегут,

Служат ей прислугой разной —

И приставлен дьяк приказный

Строгий счет орехам весть;

Отдает ей войско честь;

Из скорлупок льют монету,

Да пускают в ход по свету;

Ведущая: - Каким было второе чудо для царя Гвидона?

Дети: отвечают

Ведущая:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге

И очутятся на бреге

В чешуе, как жарь гоя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые

Великаны молодые.

Все равны, как на подбор

С ними дядька Черномор.

Ведущая: - А каким было третье чудо для царя Гвидона?

Дети: (Отвечают).

Соня

Князь у синя моря ходит,

С синя моря глаз не сводит;

Глядь — поверх текучих вод

Лебедь белая плывет.

„Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ж ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?“ —

Говорит она ему.

Князь Гвидон ей отвечает:

Грусть-тоска меня съедает:

Люди женятся; гляжу,

Неженат лишь я хожу“.

— „А кого же на примете

Ты имеешь?“ — „Да на свете,

Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает —

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

Сладку речь-то говорит,

Будто реченька журчит.

Ведущая: - А наш клубочек прикатился к следующей сказке. (к зеркалу)

Даша О.

- Долго царь был неутешен,

Но как быть? и он был грешен;

Год прошел, как сон пустой,

Царь женился на другой.

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно:

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

С ним одним она была

Добродушна, весела,

С. ним приветливо шутила

И, красуясь, говорила:

"Свет мои, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?"

И ей зеркальце в ответ:

"Ты, конечно, спору нет:

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее".

И царица хохотать,

И плечами пожимать.

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась.

Гордо в зеркальце глядясь.

Ведущая: - Ребята, из какой сказки эти слова?

Дети: Отвечают: «Сказка «О мертвой царевне и о семи богатырях»

Ведущая:

- Как извела мачеха царскую дочку?

- Кто пошел искать царевну?

- К кому обращался королевич с просьбой отыскать невесту?

К Солнышку:

- Свет наш солнышко! Ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь…

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

К месяцу:

- Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок.

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

К ветру:

Саша

"Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

Не боишься никого,

Кроме бога одного.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених ее"--- "Постой,--

Отвечает ветер буйный,--

Там за речкой тихоструйной

Есть высокая гора,

В ной глубокая нора;

В той норе, во тьме печальной,

Гроб качается хрустальный

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов

Вкруг того пустого места,

В том гробу твоя невеста".

Ведущая: - Чем закончилась сказка?

Дети: (Отвечают).

Ведущая: Также Поэт предстает перед нами как историк, описывая военные действия под Полтавой. Вы только представьте, сам бой состоялся 27июня в 1709году, а Александр Сергеевич родился спустя 90лет. Но вы только вслушайтесь, как он рассказывает об этом в своем произведении, можно подумать, как будто он сам прошел через это. Предлагаю вам окунуться на мгновение во время 1709года.

Гриша

Горит восток зарею новой.

Уж на равнине, по холмам

Грохочут пушки. Дым багровый

Кругами всходит к небесам

Навстречу утренним лучам.

Полки ряды свои сомкнули.

В кустах рассыпались стрелки.

Катятся ядра, свищут пули;

Нависли хладные штыки.

Сыны любимые победы,

Сквозь огнь окопов рвутся шведы;

Волнуясь, конница летит;

Пехота движется за нею

И тяжкой твердостью своею

Ее стремление крепит.

И битвы поле роковое

Гремит, пылает здесь и там,

Но явно счастье боевое

Служить уж начинает нам.

- Также хочется, чтобы вы ребята послушали «Гимн Полтавской битве»

Физминутка:

На правой ножке ты постой-ка

Как будто ты солдатик стойкий.

Ну а сейчас постой на левой

Если ты солдатик смелый.

Раз – подняться, подтянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три в ладоши три хлопка

Головою три кивка.

Ведущая: - Во многих произведениях Александра Сергеевича Пушкина описывается красота русской природы.

Так поэт писал об осени:

Лера С.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Ведущая: Вот так писал А. С. Пушкин о весне :

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями.

На потопленные луга.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

Долины сохнут и пестреют.

Стада шумят, и соловей

Уж пел в безмолвии ночей.

Ведущая: А вот так Александр Сергеевич писал о лете:

Ох, лето красное! Любил бы я тебя,

Когда б, не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Ты, все душевные способности губя,

Нас мучишь.

Никита Е.

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,

И молния грозно тебя обвивала;

И ты издавала таинственный гром

И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,

Земля освежилась, и буря промчалась,

И ветер, лаская листочки древес,

Тебя с успокоенных гонит небес.

- Послушайте стихотворение о зиме

Демид

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный -

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела -

А нынче. погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Ведущая: - Мы с вами совершили путешествие по некоторым произведениям Александра Сергеевича Пушкина. Со временем вы познакомитесь и с другими его произведениями и полюбите их. А сейчас я хотела бы вам предложить, сделать книжки по произведениям А. С. Пушкина, возможно, это будет то, что вы услышали сегодня, или то, что уже знали, все это на ваше усмотрение. Все что вам необходимо, находится, на столе для рисования. А потом, после завершения, мы можем разместить наши работы на выставке групп.

Публикации по теме:

Конспект НОД познавательно-речевого направления «Этот загадочный космос» Тема: «Этот загадочный космос». Задачи: Познакомить детей с понятием «Солнечная система». Расширять знания детей о планете земля: Земля.

Конспект образовательной деятельности познавательно-речевого направления в старшей группе Тема: знакомство с рассказом В. Драгунского «Друг детства». Цель: Показать нравственно – духовное значение дружбы в человеческих взаимоотношениях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия познавательно-речевого направления «Читайте Пушкина, друзья!»
Опубликовано: 15 июня 2015 в 14:29
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД