МААМ-картинки

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе «Мордовский народ и его традиции» (1 фото)

Новикова Надежда Васильевна
Конспект познавательного занятия в подготовительной группе «Мордовский народ и его традиции»

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе «Мордовский народ и его традиции»

Цель:

Развитие ценностного отношения к мордовской культуре, к истории мордовского края, развитие эмоционально – эстетической сферы ребенка.

Программное содержание: Познакомить с глобусом, с географической картой, с картой Мордовии, учить «читать» ее;

Публикация «Конспект познавательного занятия в подготовительной группе „Мордовский народ и его традиции“» размещена в разделах

Формировать у детей представление о Республике Мордовия, закрепить понятие «мордовский край»; познакомить детей с мордовским национальным бытом, культурой, этносом.

Развивать у детей интерес к культуре мордовского народа, познавательную активность детей; создавать радостное настроение.

Развивать интерес к истории, любознательность, расширять кругозор; развивать знания детей о богатствах Мордовии, её природе и животном мире.

Материал: иллюстрации, картинки. Мелодии песен, разных национальностей; куклы в национальных костюмах мордовском, татарском, русском)

Шумбратада! (Здравствуйте) Шумбраши тееньте, кельгома ялгат! (Доброго здоровья, вам гости дорогие) !

Воспитатель. Добрый день гости желанные и званные. Рада гостям, как добрым вестям. Всех привечаю, душевно встречаю. Так радушно всегда встречали гостей на Руси и в Мордовии.

Легенда о рождении мордовского народа.

… Однажды в мордовских дремучих лесах свершилось великое чудо. Ранней весной Бог солнца поцеловал своими лучами молоденькую яблоньку - и раскрылся на земле первый яблоневый цвет, красоты первозданной и невиданной. За ним - другой. третий. И стала вся яблонька ослепительно белой и сказочно прекрасной.

Залюбовалась красотой неслыханной птица счастья коснулась своим крылом чудо-яблоньки и превратила её в девицу ненаглядную. И пошла она по цветущей земле, и там, где нога её ступала, рождался мордовский народ : высокий, голубоглазый, златокудрый, мудрый, добрый, трудолюбивый и хлебосольный.

А этим временем на Руси славились своей силушкой и мудростью богатыри русские. В борьбе с врагом, не раз посягавшим на землю родимую, объединился мордовский народ с народами Руси. И окрепла держава. Стеной стояла рать за землю родимую. Русь процветала, приумножала богатства свои, Мордовия гордилась народом своим, сыгравшим огромную роль в развитии Руси.

И поныне живет и процветает народ мордовский на земле Российской.

Прекрасен наш край Мордовский, он зачаровывает нас своей неповторимой природой, своей культурой.

У каждого народа есть свои обычаи, традиции и национальные костюмы.

И сегодня я хочу поговорить с вами о мордовском женском костюме. Мордовский народный костюм появился в глубокой древности. Вся жизнь мордовского народа была связана с различными обрядами и ритуалами, и костюм для них был очень важен. Чем наряднее и краше, тем лучше. Праздничная одежда изготавливалась вручную, хранилась бережно всю жизнь и передавалась от матери к дочери. Мордовский народный костюм был нарядным, ярким, цветным и не утратил нарядности и в наше время.

Воспитатель: Обратите внимание, какой красивый этот костюм. И хочу сказать, что он состоит из десятка предметов.

Воспитатель: Основной одеждой считается рубаха по-мордовски – панар, рукава которой расшиты разноцветными нитками, бисером. Старинный эрзянский костюм обязательно включал – передник, который подвязывали на поясе. И называли по мордовски – икельга паця. А так же набедренное украшение – пулай. Впервые надевали на девочку пулай, когда она взрослела. Мордовочки любили носить большое количество украшений (бусы, ожерелья из монет, ленточек, перьев). Нагрудное украшение называлось – сюлгамо. А на голове носили головные уборы в виде налобной ленты, которые украшали: блестками, бисером, шерстью, бахромой. Или одевали шапочку – венок по-мордовски – паця-коня.

Воспитатель: Ребята, вам понравился мордовский национальный костюм? А давайте теперь вспомним, как называются по-мордовски предметы мордовской национальной одежды и произнесем их.

Рубаха – Панар.

Передник – Икельга паця.

Набедренное украшение – Пулай.

Нагрудное украшение – Сюлгамо.

Шапочка-венок – Паця-коня.

Давайте обратим внимание на цветовую гамму. Какие цвета вы можете выделить в мордовской вышивке? ( Ответы детей: белый, красный, черный, зеленый)

Воспитатель: Правильно, ребята. Есть даже такое стихотворение

Вышивка мордовская, славилась всегда

Может быть понравится? Смотрите вот сюда:

Все узоры разные, черные да красные,

А зеленый след. освежает цвет

(Расцветка мордовской вышивки включает в себя, в основном, четыре цвета: черный с синим оттенком и темно-красный как основные тона, желтый и зеленый для расцвечивания узора. Вышивание было не только обязательным, но и любимым занятием мордовских девушек, за которым они проводили много времени. Обучение вышиванию начиналось с 6–7 лет.)

Воспитатель: - А какими элементами мордовочки украшали свои наряды? ( Ответы детей: ромб, крест… .)

Воспитатель: - Правильно, ребята. Это «ромб», «крест», «треугольники», «галочки». (Дети сами подходят к доске и выкладывают названный элемент для лучшего зрительного усвоения) .

«Троицянь чи» (Троица). Праздник березки.

Основная тема обряда: Украшение домов, улиц ветками березы.

В древние времена мордовские крестьяне совершали моления, которые должны были обеспечить благоприятную погоду, хороший урожай, здоровье людям, приплод скота, благополучие в хозяйстве (атянь озкс, велень озкс, бабань озкс, или бабань каша и др.). Этот праздник впитал дохристианские обычаи, связанные с почитанием растений: ими украшали дома, улицы, церкви. Главным предметом обрядового цикла была нарядная березка, которую проносили по селу. В конце праздника устраивали традиционные гулянья, посвященные проводам весны (тундонь ильтямо). Главным персонажем здесь выступала Весна – девушка с большим венком на голове. По окончании веселья девушки кланяются божеству берёзы, снимают с головы венки и бросают их в воду. До сих пор такие гуляния проводят во многих селениях.

Кизэ, сак, сак! Лето, приди, приди!

Лембе тундо, тук, тук! Весна, уйди, уйди!

Сетьме пизиме кант, кант! Принеси нам теплый дождь!

Тусто сюро макст, макст! Вырастет густая рожь!

Игра, мастер-класс

Дидактическая игра «Продолжи мордовский орнамент»

Цель: Учить детей продолжать заданный орнамент, подбирая и чередуя элементы узора;

развивать чувство симметрии, ритма, мелкую моторику, наблюдательность, творчество.

Материал: Карточки с изображением мордовского орнамента, отдельные элементы орнамента.

Ход игры: Воспитатель даёт детям карточки, на которых изображены 2-3 элемента узора. Детям предлагается найти такие же элементы узора и продолжить выкладывать узор на карточке.

Пригласить гостей фестиваля на игру.

Воспитатель: Ребята, мордва – народ очень веселый, любит трудиться и умеет веселиться. Очень мелодичны мордовские песни и красивые танцы. Мы учили песни и танцы мордовского народа, а сейчас, давайте мы с вами потанцуем под мордовскую мелодию. (Танец под мордовкую мелодию).

Заключительная часть:

Воспитатель: Ребята, как я вам уже говорила, мордовский народ любит не только петь и танцевать, но и играть. Поиграем с вами? Игра называется «Клубочек». Я бросаю клубок и называю предмет мордовской одежды по-мордовски, а вы, возвращая мне клубок, называете его по-русски. (Игра «Клубочек»).

«Национальное угощение»

Любимое блюдо мордвы – блины пачат (м., пачалксеть (э.) из ржаной, пшеничной, пшенной, гороховой муки. Обычно блины делались очень толстые. Ели их с молоком, маслом, мёдом. Для того чтобы блины были мягкие и пышные, в тесто добавляли крахмал или мятый сваренный картофель. Их ели с молоком, маслом, мёдом.

С глубокой древности мордва употребляла в пищу хлеб (кши).

Хлеб занимал важное место в системе традиционного питания мордовской семьи. Он играл основную роль в обрядах, семейных торжествах. С хлебом и солью встречали добрых гостей, отправлялись сватать невесту, предсказывать судьбу. С хлебом связывались все основные магические свойства пищи, в первую очередь обеспечение плодородия. Хлеб считался также символом здоровья, благоденствия. Поэтому над ним молились о счастье и здоровье новорожденного во время обряда кшинь озондома (м., кшинь ознома (э.) - моления над хлебом, устраиваемом в день рождения младенца. Горбушку от этого хлеба клали рядом с ребенком, считалось, что она предохраняет от сглаза. В настоящее время этот обряд уже не совершается. Повитуха поднимала над столом каравай и произносила следующие слова:

Пусть будет счастлив ребенок,

Вырастет большим,

Найдет себе пару.

Как символ богатства хлеб использовали при переселении в новый дом. Окончательно обжитым он считался после того, как хозяйка испечет в печи первые караваи. После этого приглашали гостей и проводили од кудонь озкс (м., э.) - моление в новом доме. Посредине стола ставили хлеб - соль, зажигали свечи и молили бога:

Господи, кормилец прими нас!

Не пугайся, не сердись.

Юртава с нами,

Здесь теперь будем жить.

Хлеб присутствовал практически на всех этапах свадебного цикла: хлебом - солью благословляли молодых родители жениха и невесты; каравай клали в сундук с приданым; им трижды касались головы молодой во время обряда наречения ее новым именем.

Чаще хлеб выпекался из ржаной муки, а по праздникам - из пшеничной.

Еще одно любимое блюдо, которое готовят бабушки для своих внучат по выходным, является каймак. Это открытый пирог с начинкой из картошки и творога. Основой этого пирога является дрожжевое тесто, а сверху выкладывается начинка из творога и мятого картофеля. Когда бабушка готовит такой пирог, все собираются за столом большой и дружной семьей. Очень вкусен он с молоком, но можно и с чаем.

Бюдом угощается на фестивале тот, кто запомнил приветствие на национальном языке или активно участвовал в разучивании игры

Итог:

- Что нового узнали на занятии?

- Что вам запомнилось?

Молодцы все ребята!

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе «Мордовский народ и его традиции»
Публикации по теме:

Фотоотчет «Акция «Велик народ, когда народ единый!»Фотоотчет «Акция «Велик народ, когда народ единый!» Праздник День народного единства наполнен особым смыслом. Он являет собой символ единения народа, стремление людей к миру и взаимопониманию.

Конспект познавательного занятия с элементами драматизации сказки «Кот, петух и лиса» в подготовительной группе Конспект познавательного занятия с элементами драматизации русской народной сказки «Кот, петух и лиса» в подготовительной группе Воспитатель.

Конспект познавательного занятия для детей подготовительной к школе группы «Хвойная красавица лесного царства»Конспект познавательного занятия для детей подготовительной к школе группы «Хвойная красавица лесного царства» Цель: формирование экологической культуры, развитие познавательно-речевых навыков у детей дошкольного возраста. Образовательные задачи:.

Конспект познавательного занятия для детей старшей группы «Новогодние традиции» Цели: формировать первоначальные представления об обычаях и традициях разных народов, познакомить с новогодними традициями России и других.

Конспект познавательного занятия с детьми подготовительной группы «Строим дом для гномов»Конспект познавательного занятия с детьми подготовительной группы «Строим дом для гномов» Конспект познавательного занятия для детей подготовительной группы. Тема: Строим дом для гномов. Цель: Вызвать у детей интерес к разнообразному.

Конспект познавательного занятия «Снег-снежок» в ясельной группеКонспект познавательного занятия «Снег-снежок» в ясельной группе Цель. Ознакомление детей со свойствами снега. Задачи. Способствовать расширению знаний у детей о свойствах снега (белый, холодный, пушистый).

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе «Путешествие в царство стекла»Конспект познавательного занятия в подготовительной группе «Путешествие в царство стекла» Конспект познавательного занятия в подготовительной группе «Путешествие в царство стекла».Блог. Лариса Гацко. Цель: Расширять и систематизировать.

Конспект познавательного занятия в средней группе «Мои руки»Конспект познавательного занятия в средней группе «Мои руки» Цель: продолжение формирования представления детей о руках человека, о значении рук в нашей жизни. Задачи:- закрепить названия пальцев;.

Конспект познавательного занятия «Волшебные магниты» в подготовительной группеКонспект познавательного занятия «Волшебные магниты» в подготовительной группе Конспект познавательного занятия «Волшебные магниты» в подготовительной группе. Цели: 1. Закрепить знания детей о возникновении статического.

Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания»Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания» Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания.» Цель: воспитание гражданина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательного занятия в подготовительной группе «Мордовский народ и его традиции»
Опубликовано: 23 октября 2022 в 09:16
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД