Войтович Оксана Михайловна
Конспект познавательного занятия «Путешествие в осенний лес» в старшей коррекционной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательного занятия в старшей коррекционной группе.
Тема: «Путешествие в осенний лес».
Задачи:
1. Расширять и систематизировать знания детей об осенних явлениях природы.
2. Развивать умение совмещать силуэтное изображение с контурным.
Публикация «Конспект познавательного занятия „Путешествие в осенний лес“ в старшей коррекционной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
3. Развивать зрительно-поисковую функцию.
4. Развивать мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.
5. Развивать слуховое внимание, память.
6. Формировать умения проявлять инициативу, самостоятельность.
7. Формировать интерес к окружающей природе.
Материал к занятию : зонтик, картинки-схемы с осенними приметами, контуры и картинки осенних листьев, мешочек с хвоей, картинки для работы в парах: перелетные и зимующие птицы, картинки на каждого ребенка: белка, заяц, панно «Дерево зимой», карандаши и листы формата А4 для индивидуальной работы «Где, чей дом?», аудиозапись «Голоса осеннего леса», презентация «Путешествие в осенний лес».
Методы и приемы: Беседа, чтение стихотворения, дидактические игры, рассматривание картинок, слушание аудио записи.
Словарная работа: обогащение словаря словами: видоизменные, линька.
Ход занятия:
В. : Ребята, осмотрите внимательно, вы ничего необычного не заметили в нашей группе?
Дети осматривают группу. Подходят к зонтику с осенними листочками.
В. : Как вы думаете, кто мог оставить этот зонтик с разноцветными листочками? (Осень)
В. : Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета.
Затерялось где-то лето…
В. : Ребята давайте вспомним какие приметы осени мы с вами уже знаем.
Предполагаемые ответы детей:
Осенью солнце появляется реже, день становится короче, а ночь длиннее.
Часто идут дожди.
Желтеет листва на деревьях, можно наблюдать листопад.
Птицы собираются в стаи и улетают на юг.
Насекомые прячутся и впадают в спячку.
В. : Осень нам оставила зонтик не простой, а волшебный, с его помощью мы можем отправиться в путешествие. Хотите очутится в осеннем лесу и узнать какие изменения происходят там осенью.
В. : Вставайте под зонтик. Дети встают под зонтик, кружатся,закрывают глаза.
В. : Вокруг себя обернись
И в лесу очутись.
Раз, два, три, смотри!
Со словами смотри дети открывают глаза. Подходят к экрану. На экране картина осеннего леса.
В. : Ребята, полюбуйтесь красотой осеннего леса.
В. : Что произошло с деревьями в лесу с приходом осени? (Листья на деревьях стали желтыми и красными).
На экране анимация «Листопад»
В. : Посмотрите, что это? (листопад). Перед экраном стоит стол с осенними листочками.
В. : Какие красивые листья в нашем осеннем лесу.
В. : Возьмите каждый по листочку, назовите с какого дерева этот лист и найдите его контур на нашей поляне.
Д/и «Узнай листок по контуру».
Дети называют листочек, подходят к столу и выкладывают листочки на контур (контуры листьев на листе ватмана).
Посмотрите какая осенняя поляна у нас получилась
В. : Давайте присядем. Отгадайте, что в мешочке, чем это так пахнет?
Д/у «Узнай по запаху» (В мешочке хвоя ели)
В. : Давайте посмотрим, правильно ли вы отгадали. Воспитатель вынимает из мешочка веточки ели.
В. : У какого еще дерева есть иголки. (У сосны)
В. : Как мы называем деревья, у которых есть иголки? (Хвойные)
В. : Отгадайте загадку: Зимой и летом одним цветом. (Елочка)
В. : На картине ели какого цвета? (Зеленого). Хотите узнать, что я прочитала в энциклопедии про елку? (Хотим)
Осенью все деревья сбрасывают свою листву, а лесная красавица, елка, так и стоит всю зиму зеленая и нарядная. На самом деле зеленые хвоинки-иголки — это видоизмененные листья. Видоизмененные листья - это листья имеют измененный вид в виде иголок. Хвоинки такие маленькие и на ели их так много, что, если елка сбросит свой колючий наряд, ей не хватит весны, чтобы вновь одеться в густую хвою. И все же елка, как и все хвойные деревья, меняет свой зеленый наряд, но делает это очень медленно. Для того чтобы сменились все старые иголки, должно пройти около несколько лет.
В. : Прислушайтесь к звукам осеннего леса, что вы слышите?
Звучит аудиозапись «Звуки леса» (Шум дождя, ветер, шелест листьев, крик журавлей)
Д/У «Что слышишь?» Дети рассказывают, что они слышат.
В. : Да, это все осенние явления в природе.
В: Каким вам показался крик журавлей. (Печальным, прощальным)
В. : Почему? (Птицы улетают на юг).
В. : А все ли птицы улетают на юг
В. : А сейчас поиграем в игру
Д/у «Перелетные и зимующие»
Работа индивидуальная. Дети рассматривают картинки и раскладывают их на столе на два фона. (Картинки птиц стоят на индивидуальных подставках.
Воспитатель обращается к детям.
В. : каких перелетных птиц вы нашли. (Журавль, утка, цапля, кукушка).
Воспитатель обращается к другой паре детей.
В. : У вас такие же птицы?
Аналогично с зимующими (Дятел, ворон, сорока, клест)
В. : Молодцы, вы были очень внимательными, а сейчас давайте отдохнем.
Зрительная гимнастика, сопряженная с физкультминуткой
Вот стоит осенний лес! Круговые движения глазами
В нем много сказок и чудес!
Слева – сосны, справа – дуб, Движения глазами влево – вправо
Дятел сверху, тук да тук. Движения глазами вверх – вниз
Осень. По утрам морозы. (Дети встают на носочки и поднимают руки вверх, а потом приседают.)
В рощах желтый листопад. (Кружатся на носочках. Руки на поясе.)
Листья около березы
Золотым ковром лежат. (Приседают, делают плавные движения руками перед собой влево-вправо.)
Ветер листья вверх поднял
И на землю опускал
В лужах лед прозрачно-синий.
На листочках белый иней. (Бегут по кругу на носочках. Останавливаются, приседают.)
Глазки ты закрой – открой Движения глазами по тексту.
Что сейчас перед тобой?
Дети садятся на места. На экране две картинки (первая картинка (слева) : белка – рыжая, заяц- серый. Вторая картинка (справа) : белка – серая, заяц белый).
В. : Мы продолжаем путешествие по осеннему лесу. Посмотрите на две картинки, чем они отличаются. (Ответы детей)
Д/и «Сравни картинки»
В. : В какое время года у белки рыжая шерсть, а у зайца серая, а когда заяц становится белым, а белка серой. (Летом. Зимой.)
В. : Какие изменения происходят в жизни животных осенью. (Белка и заяц летнюю шубку меняют на зимнюю)
В. : Это называется линька. А еще для чего меняют цвет шерсти? (Чтобы легче было прятаться). Хотите это проверить?
На мольберте панно «Дерево зимой»
Д/у «Спрячь зверя».
В. : Вот картинка зимней поляны, попробуйте спрятать белку и зайца. Где обычно обитает белка, где прячется заяц? (Белка на дереве, заяц под деревом).
Дети прикрепляют к панно картинки и отходят от мольберта. Рассматривают картинку на расстоянии, убеждаются, что на расстоянии трудно разглядеть белку и зайца.
В. : Так они спасаются зимой от своих врагов.
На экране картинка: медведь, барсук, ежик.
В. : А что делают эти звери на нашей поляне? (Они готовятся к спячке).
В. : Как готовятся? (Много едят копят жир, ищут место для спячки).
Д/у «Найди где, чей дом»
В. : Давайте вспомним кто, где чей дом.
Воспитатель раздают детям листы формата А4, разделенные на две части, с одной стороны животные: медведь, барсук, еж. Сдругой стороны: берлога, нора барсука, норка ежа.
В: Найдите и соедините линиями животное и его домик. Дети карандашами проводят линии.
В. : Сравните, правильно ли выполнено задание. Самопроверка.
В. : Эти звери ложатся в спячку. Медведь – в берлогу, барсук в вырытую нору, ежик находит себе под корнями деревье ямку и прячится в нее под опавшуюю листву
В. : Вот подошло наше путешествие к концу. Пора возвращаться в детский сад. Вставайте под зонтик.
Дети встают под зонтик кружатся, закрывают глаза.
В. : Влево, вправо повернись
И на месте покружись
1, 2, 3, 4, 5.
В группе мы опять. Дети с воспитателем подходят к доске.
В. : Вам понравилось путешествие в лес. Что нового вы сегодня узнали?
Предполагаемые ответы детей:
Лиственные деревья изменили цвет листьев, а хвойные стоят зелеными.
В лесу остались птицы зимующие, а перелетные улетели на юг.
Звери линяют: меняют шерсть на густую, теплую, меняется окраска шерсти у белки и зайца.
Медведь, барсук и ежик готовятся к спячке.
Что было сложно? Ответы детей
Рефлексия. Оцените, как вы сегодня поработали (самооценка). Дети выбирают смайлики и показывают воспитателю.
В. : Молодцы, мне понравилось, как вы сегодня работали! Я вижу вы хорошо запомнили приметы осени.