Козлова Ольга
Конспект и видеоотчет познавательного занятия в старшей группе «Бурундук. Экспедиция в лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Экспедиция в лес»
(открытое занятие по познавательному развитию в старшей группе)
Выполнила: Козлова Ольга Григорьевна
МДОУ «СКАЗКА» п. г. т. Забайкальск
2016
Тема: «Экспедиция в лес».
Цель. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
Публикация «Конспект и видеоотчет познавательного занятия в старшей группе „Бурундук, Экспедиция в лес“» размещена в разделах
Воспитывающие задачи: Развивать интерес к совместной познавательно-исследовательской деятельности; воспитывать любознательность, положительное отношение к природе Забайкальского края. Формировать бережное отношение к обитателям леса.
Развивающие задачи: обобщать начальные представления о жизни диких животных Забайкальского региона (белка, мышь, бурундук) в естественных условиях. Продолжать развивать внимание, память, творческое воображение, самостоятельность, логическое мышление через игры и игровые упражнения, мелкую моторику рук.
Обучающие задачи: Дать представления о жизни бурундука (чем питается, чем покрыто тело, как готовится к зиме, какое у него жилище, обучать детей анализировать, делать выводы.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Методы и приемы.
Методы: наглядные, игровые, словесные, практические.
Приемы: слайды, видеофильм, мультфильм, подвижная игра, дидактические игры, вопросы к детям, указания, словесное сопровождение, поощрение, работа с индивидуальными картами, работа в команде.
Предварительная работа. Чтение художественной литературы: С. Пи-лигримов. «Лесной светофор»; заучивание стихотворения А. Алиевой «Бурундучок», считалки «Шел по лесу бурундук». Беседы «Что растет в лесу?», «Какие чудеса нам дарит лес?», «Как звери готовятся к зиме?». Загадывание загадок о животных, грибах, ягодах. Дидактические игры «Съедобное - несъедобное», «Кто как передвигается», «Чей хвост?», «Что лишнее?», подвижные игры «Зайцы и волк», «Бездомный заяц»; сюжетно-ролевые игры «Зоопарк», «Доктор Айболит». Продуктивная деятельность: лепка - «Угощение для зверят»; рисование – «В осеннем лесу». Просмотр документального фильма «Бурундук-чистюля». Фотовыставка «Природа Забайкалья»
Активизация словаря. Экспедиция, утро загорается, припасы, запасливый, научный сотрудник.
Оборудование. Карточки (по три) с изображением семечек, орехов, ели, леса, подсолнуха, шишки, лисы, совы; карточки для индивидуальной работы детей; 6 медалей в виде листочков – зеленого цвета, одна медаль - на ленточке красного цвета; яблока, кедровые орехи, семечки, поднос; два мольберта, 18 магнитов, карандаши; шапочка медведя, напольные подушки – цветы.
Мультимедиасредства. Проектор, аудиозапись со звуками природы (пение птиц, документальный фильм «Запасливый бурундук»; слайд с изображением лисы, совы, орехов, семечек, дерева, леса, бурундука, белки, мыши, мультфильм «Откуда полоски на спине у бурундука?».
Сруктура:
- организационный момент;
- беседа об экспедиции;
- просмотр видеофильма «Запасливый бурундук»;
- беседа по содержанию фильма;
- подвижная игра «Спрячься в норку»;
- работа с индивидуальными картами;
- динамическая пауза «Запомни и не ошибись!»;
- изготовление угощения для бурундука;
- просмотр отрывка из мультфильма «Медвежьи истории»;
- итоги.
Ход экспедиции
Дети (в кругу, взявшись за руки).
Чуть утро загорается,
Как я уже в саду.
Для всех, кто повстречается,
Подарочек найду:
Всем улыбка и привет,
Ничего дороже нет. (С. Погореловский)
Восп: Ребята, сегодня мы отправляемся в экспедицию! Вначале скажите: какое сейчас время года?
Дети: Весна.
Восп: А какой месяц весны?
Дети: Апрель.
Восп: А апрель это ранняя или поздняя весна?
Дети: Поздняя.
Восп: Правильно, ребята. Сейчас конец второго месяца. Природа и животные просыпаются от зимней спячки: меняют свои шкурки на летние. А какие животные живут в наших лесах?
Дети: Медведь, кабан, волк, лиса, заяц, лось, енот.
Восп: В нашей экспедиции мы узнаем много нового и интересного. На предыдущих занятиях, когда мы говорили о диких животных, мы договорились, что познакомимся поближе с бурундуками. Так вот! Цель нашей сегодняшней экспедиции - получение знаний о бурундуке. Итак, в путь!
Восп: Ребята предлагаю вам закрыть глаза.
Нужно нам закрыть глаза,
Сделать два больших прыжка,
Руки вытянуть вперед,
А затем - наоборот.
Как листочки покружиться,
Чтоб в лесу нам очутиться.
Вот так чудо из чудес:
Мы попали с вами в лес! (Слайд 1)
(Звучит аудиозапись с голосами птиц, зверей. Дети гуляют по лесной поляне).
Восп: Ой, ребята, смотрите как же тут красиво! Посмотрите, какую кучу листьев собрал ветер! Какие они красивые! А давайте возьмем себе по одному листочку (дети берут медальоны в виде листьев и вешают себе на шею). В нашей экспедиции вы научные сотрудники, а я руководитель. Сейчас я предлагаю всем сесть на подушечки и посмотреть небольшой фильм о бурундуках (просмотр документального фильма «Запасливый бурундук»). (Слайд 2)
Восп: Что можно сказать об этом зверьке? Какой он?
Дети: Он маленький, полосатый, очень быстрый, похож на белку. У него пушистый хвост.
Восп: А где живет бурундук?
Дети: Он живет в глубокой норке, в земле.
Восп: Чем питается бурундук?
Дети: Они питаются орехами, семенами, зелеными частями растений, ягодами, грибами.
Восп: Впадает ли в спячку бурундук?
Дети: Да, впадают.
Можно ли сказать, что бурундук – жадный зверек?
Дети: Да. Он не пускает на свою территорию чужих и охраняют от других бурундуков свои запасы.
Восп: Почему бурундука называют медвежьей совестью?
Дети: Что его прозвали сибирские охотники, за то что он своим отчаянным жалобным писком заставляет устыдиться медведя, когда он начинает грабить бурундучью кладовую.
Восп: Молодцы ребята. А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру «Спрячься в норку».
Подвижная игра (по считалке) «Спрячься в норку!». Дети выбирают водящего - медведя. Считает тот ребенок, у кого ленточка на медальке красного цвета. Пока медведь спит, дети-бурундуки бегают по лесу. По сигналу: «Осторожно, медведь!» - дети-бурундуки убегают в норку. Если медведь кого-то поймал, он становится водящим. Игра повторяется 2 раза. Восп: Наша экспедиция продолжается, а чтобы идти дальше, вам нужно выполнить следующие задания. Нужно разделиться на три команды по два человека. Каждая группа выполняет свое задание.
Работа с индивидуальными картами по подгруппам.
1-я подгруппа - «Кто где живет?» : соединить стрелками бурундука, белку, мышку с тем местом, где они живут.
2-я подгруппа – «Чем покрыто тело бурундука?» : найти и обвести кружочком то, чем покрыто тело бурундука.
3-я подгруппа – «Лабиринт» : найти и обвести карандашом правильный путь бурундука к норке.
После выполнения заданий воспитатель их проверяет, ответы обсуждаются с детьми. (Слайд 3)
Восп: Скажите мне, пожалуйста, чем похожи бурундук, белка и мышь?
Дети: Они все – маленькие зверьки, у всех маленькие глазки, есть хвост, покрыты шерстью.
Восп: Что они запасают на зиму?
Дети: грибы, семена, орехи, ягоды.
Восп: Молодцы, ребята. Давайте продолжим свой путь. Вам нужно выполнить следующее задание.
Динамическая пауза «Запомни и не ошибись!». (Слайд 4)
Дети вновь делятся на две команды.
Восп: Сейчас мы узнаем, какие вы внимательные! Вам нужно посмотреть на слайд, запомнить, что на нем изображено и в какой последовательности.
(Необходимо будет выложить картинки в таком же порядке. Дети работают в группе. На экране демонстрируется слайд с картинками: орехи, семечки, лиса, сова, ель, лес. Дети внимательно смотрят на слайд, стараются его запомнить, затем слайд убирается. На столах - карточки с такими же изображениями предметов и дополнительно еще две картинки: подсолнух, шишки. По команде дети бегут к столу, находят нужную карточку и выкладывают на доске или мольберте так, как показано на сверяют с образцом.) (Слайд 5, 6)
Восп: Молодцы! Сложное было задание, и вы с ним отлично справились! (Слайд 7)
Ой, а вот и бурундук! Оказывается он все время сидел под елочкой и за нами наблюдал. Чем мы можем его порадовать?
Дети: Семечками, фруктами.
Восп: Так давайте для бурундука приготовим витаминное угощение. (в половинку яблока дети втыкают семечки).
Восп: Ребята, есть такая Алтайская легенда, в которой говорится о том, откуда появились полоски на спине у бурундука. Вы хотите это узнать?
Дети: Да!
Восп: Тогда, давайте я вам ее прочитаю. (Слайд)
Восп: Молодцы ребята. Последняя точка нашей экспедиции – наш детский сад. Пора возвращаться!
Нужно нам закрыть глаза,
Сделать два больших прыжка,
Руки вытянуть вперед,
А затем - наоборот.
Как листочки покружиться,
Чтоб в саду нам очутиться.
Вот так чудо из чудес:
Мы вернулись с вами в сад!
Восп: Что вам больше всего запомнилось в нашей экспедиции?
Дети: Фильм про бурундука.
Дети: Игра «Спрячься в норку!»
Дети: Игра «Запомни и не ошибись!»
Восп: Вы молодцы, ребята! Отлично справились со всеми заданиями! Всем спасибо.
Приложение к занятию : Стихотворения и прочее.
СЧИТАЛКИ
БУРУНДУЧОК
Загибать по одному пальцу:
Прикатил бурундучок
На тележке сундучок.
Бурундук, бурундук,
Чем набит твой сундук?
Там игрушки для Ванюшки,
Там рубашки для Аркашки,
Там простынки для Иринки,
Распашонки для Аленки,
А еще лежат пинетки для Алеши и для Светы.
Бурундук, бурундук,
Открывай свой сундук,
Покажи, что для нас
В сундуке ты припас?
- Я бы рад, нет ключей,
Уронил их в ручей,
Не открыть сундука
Без ключей мне никак.
Стеквашова Е.
СТИХИ
Забрался к Маше в сундучок
Такой смешной бурундучок,
Перекопал, перевернул
Он все игрушки,
Потом так крепко вдруг заснул
На маминой подушке.
Проснувшись, раскидал постель,
Кричал: «Метель, смотри, метель!»-
Летели перья от подушек,
Он бал устроил для игрушек.
Когда же мама в дом пришла,
Бурундучка и не нашла.
Я - полосатый бурундук!
Люблю лесной орех - фундук.
А нынче повезло мне вдруг -
Нашел орешек грецкий.
Орехи дО смерти люблю!
Но до утра перетерплю.
А утром с белкой разделю
Находку по-соседски!
Шестакова Г.
***
Бурундук - смешные щёчки,
На спине - полосок пять.
А за щёчками - мешочки,
Чтобы семечки таскать.
***
Полосатый бурундук
На опушке влез на сук,
Хвост пушистый приподнял,
Спинку лапкой почесал,
Прыг и в норку поскакал.
Он сегодня так устал –
Грибы на зиму запасал.
Перо С.
***
Горько плачет бурундук,
Озирается вокруг.
Кто-то был у тайника,
Обокрал бурундука.
Виден след огромной лапы
И на ёлке шерсти клок,
Видно, мишка косолапый
Все припасы уволок.
Шульжик В.
***
Полосатый бурундук
День-деньской грызёт фундук.
Говорит, совсем не грех
За щекой держать орех.
Только мыши стали вдруг
Воровать его фундук.
Даже маленький паук
Сетью оплетал фундук!
"Положу фундук в сундук!" -
Догадался бурундук.
Карпенко А.
***
Горько вопит бурундук,
Озирается вокруг.
Кто-то был у тайника,
Обокрал бурундука.
Виден след большой лапы
И на ёлке шерсти клок,
Видно, мишка косолапый
Все припасы уволок.
***
Приобрёл Бурундучок
в магазине рюкзачок.
Пригодится для зимовки,
чтобы делать заготовки.
Напихал Бурундучок
полный-полный рюкзачок.
Листья, ягодки, грибочки,
шарфик, шапочки, носочки.
В результате рюкзачок
стал похож на бардачок.
Алиева А.
***
На зимовье бурундук
собирал себе сундук.
Все сложил рядками он:
огурцы, орехи, лен,
гриб сушеный, кукурузу,
семена от трех арбузов,
сливы, гречку, абрикосы,
желудей звенящих россыпь.
Полон лакомки сундук,
и не тужит бурундук,
для излишек есть мешочки,
их положит он за щечки.
Манская А.
***
Мне в лесу сегодня вдруг
Повстречался бурундук.
Он на дереве сидел
И большую шишку ел.
Бурундук похож на мышку
В лапках крепко держит шишку.
И на белку он похож
Только меньше, ну и что ж?
У него, поверьте мне,
Три полоски на спине.
Подошел я близко слишком
Бурундук оставил шишку
И пустился наутек
Перепуганный зверек.
Жаль, не знает бурундук,
Что в лесу ему я – друг.
Кривцов Д.
***
Очень жадный бурундук
Прикупил себе сундук.
Внутрь его еды набил
И тайком в земле зарыл,
От чужих недобрых глаз.
Вот беда – забыл сейчас
Этот жадный бурундук
Где запрятал свой сундук.
Николаевич И.
***
Жил на свете бурундук,
Клал запасы в свой сундук,
Чтобы их весной достать,
И к столу потом подать.
Кламбоцкая Л.
***
Что случилось, бурундук,
Что щека распухла вдруг,
А в глазах не боль, а смех?
- Я грызу большой орех!
Счастнева И.
***
В старый бабушкин сундук
Вдруг забрался бурундук.
Как он смог туда залезть?
Что искал? Хотел поесть?
Кто такое объяснит?
Что там бабушка хранит?
Полосатый бурундук
Обнаружил там фундук.
Крюков Е.
***
Я спросил бурундука :
"У тебя болит щека?
Там, наверно, жуткий флюс. "
Бурундук ответил : "Груз!
Спрятал я туда орешки,
Уходи. Не надо слежки!"
И довольный, как индюк,
Удалился бурундук!
Капустюк Н.
***
Он в тельняшке меховой
Ходит летом и зимой,
А живет в лесу на елке,
Где не рыщут злые волки,
Лишь по веткам скачут белки
И зовут играть в горелки.
А еще малышки - птички -
Воробьи, скворцы, синички
Прилетают поболтать
Или в прятки поиграть.
Догадался, юный друг?
Звать зверушку бурундук.
Родивилина Н.
***
Расскажи мне бурундук,
Что ты прячешь, в свой сундук?
Плюшки, сушки, калачи?
Апельсины, куличи?
Шоколадки, виноград?
Накопил ты целый склад.
Ну не хмурься, улыбнись!
И со мною поделись!
Евдокимова И.
***
Чем-то схож я с белкой, детки.
Также я на ветку с ветки
Ловко прыгаю, играя.
Шубка есть, да не такая:
Спинка в чёрную полоску
Придаёт мне только лоску.
Хвост поменьше, лапки, ушки.
Обитаю на опушке.
Толька та в дупле на ёлке,
Я же сплю в подземной норке.
И в неё я без помехи
Семена несу, орехи.
Ягод полон уж сундук.
Знаешь, кто я? Бурундук
Цапаева С.
***
Бурундучок
Блеск любопытства в глазишках черных,
Стойка, пробежка, тугой прыжок.
Мчится к вершине ствола задорно
Веселый и шустрый бурундучок.
Бегает так он не для потехи -
Трудяга за совесть, а не за страх.
В защечных мешочках, как в двух рюкзачках,
Он носит и носит к зиме орехи.
А дом под корнями - сплошное чудо!
Это и спальня, и сундучок.
Орехов нередко порой до пуда
Хранит в нем дотошный бурундучок.
Но жадность сжигает людей иных
Раньше, чем им довелось родиться.
И люди порою "друзей меньших"
Не бьют, а "гуманно" лишь грабят их,
Грабеж - это все-таки не убийство!
И, если матерому браконьеру
Встретится норка бурундучка,
Разбой совершится наверняка
Самою подлою, злою мерой!
И разве легко рассказать о том,
Каким на закате сидит убитым
"Хозяин", что видит вконец разрытым
И в прах разоренным родимый дом.
Охотники старые говорят
(А старым охотникам как не верить,
Что слезы блестят на мордашке зверя,
И это не столько от злой потери,
Сколько обида туманит взгляд.
Влезет на ветку бурундучок,
Теперь его больше ничто не ранит,
Ни есть и ни пить он уже не станет,
Лишь стихнет, сгорбясь, как старичок.
Тоска - будто льдинка: не жжет, не гложет,
Охотники старые говорят,
Что так на сучке просидеть он может
Порой до пятнадцати дней подряд.
От слабости шею не удержать,
Стук сердца едва ощутим и редок.
Он голову тихо в скрещенье веток
Устроит и веки смежит опять.
Мордашка забавная, полосатая
Лежит на развилке без всяких сил.
А жизнь в двух шагах с чебрецом и мятою,
Да в горе порою никто не мил.
А ветер предгрозья, тугой, колючий,
Вдруг резко ударит, тряхнет сучок,
И закачается бурундучок,
Повиснув навек меж землей и тучей.
Случалось, сова или хорь встревожит,
Он храбро умел себя защитить.
А подлость вот черную пережить
Не каждое сердце, как видно, может.
Эдуард Асадов
https://youtu.be/46ktzUB26qE