МААМ-картинки

Конспект практического семинара для педагогов по развитию речи дошкольников

валентина старкина
Конспект практического семинара для педагогов по развитию речи дошкольников

Конспект практического

семинара для педагогов по развитие речи у дошкольников

Цель – повысить педагогическую компетентность педагогов перед проведением конкурса педагогического мастерства «Моё лучшее занятие»

Задачи:

- систематизировать теоритические знания педагогов по ОО «Развитие речи»;

Публикация «Конспект практического семинара для педагогов по развитию речи дошкольников» размещена в разделах

- определить недостатки, встречающиеся в работе по развитию речи в ДОО,

- помочь педагогам творчески подходить к поставленным задачам.

Форма проведения семинара – небольшими группами.

Ход семинара

В дошкольном возрасте каждый воспитанник – это настоящий языковед. Он не только учится правильно произносить слова и строить предложения, но и осознавать из каких звуков состоит слово, из каких слов – предложение, приобретает умение воспринимать произведение, а также воспроизводить текст в различных формах. Всё это необходимо для успешности нашего воспитанника в школе.

Ребёнок, у которого хорошо развита речь – эмоционально здоров: он не скован в общении со сверстниками, нестеснителен, не боязлив в речевых высказываниях, в выражении своих мыслей, чувств, настроений.

1. Вопрос к педагогам. Какая функция речи является основной? (коммуникативная)

2. Вопрос к педагогам. Что такое связная речь? (Связная речь – это смысловое развёрнутое высказывание или ряд осмысленных предложений, обеспечивающих общение и взаимопонимание. А. М. Бородич)

3. Вопрос к педагогам. Какие существуют две формы речи? (монологическая и диалогическая)

Дайте определение монологической и диалогической речи.

4. Самостоятельная деятельность. Игра «Разбери понятия»

(Педагогам предлагается текст определения и само слово-определение (в разрезанном варианте, необходимо их подобрать правильно друг к другу)

Слово -основная лексическая единица, выражающая понятие

Звук речи - минимальная, нечленимая речевая единица.

Речь - индивидуальный психофизиологический процесс человека, важнейшая творческая психическая функция, процесс общения между собой посредством языка

Развитие речи - степень овладения языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики, а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации).

Словарная работа – обогащение, расширение, творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи

Культура речи – степень овладения, активизация словарного запаса детей

Активный словарь – слова, которые говорящий не только понимает, но и сам их употребляет

Пассивный словарь - слова, которые говорящий не только понимает, но не употребляет

Формирование грамматического строя речи - работа над морфологией (изменение по родам, числам, падежам, лексикой (образование одного слова на базе другого, синтаксисом (построение простых и сложных предложений)

Связная речь - смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей)

Диалог – разговор двух или нескольких человек на тему, связанную с какой-нибудь ситуацией

5. Вопрос к педагогам. Что мы понимаем под развитием речи дошкольников? (работу по развитию всех сторон речи)

6. Самостоятельная работа. Определить задачи по развитию речи, решаемые в ДОО.

- развитие словаря дошкольника,

- формирование грамматического строя речи,

- воспитание звуковой культуры речи,

- развитие связной речи,

- подготовка к обучению грамоте,

- ознакомление с художественной литературой,

- развитие речевого дыхания, выразительности

7. Вопрос к педагогам. Назовите пути формирования грамматически правильной речи.

- создание правильной языковой среды, дающей образцы грамотной речи

- повышение речевой культуры взрослых,

- специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок,

- формирование грамматических навыков в практике речевого общения,

- исправление грамматических ошибок

8. Вопрос к педагогам. Назовите 4 основные приёмы активного обучения.

- образец речи педагога,

- прямое указание,

- сравнение,

- исправление и подсказки

9. Самостоятельная работа

Определить характер работы в ДОО, согласно принципам ФГОС.

11. Самостоятельная работа.

Необходимо определить приоритетное направление в развитие речи у детей в младшем, среднем и старшем возрастах.

Развитие звуковой культуры речи (младший возраст)

Развитие словаря (средний возраст)

Развитие грамматического строя речи (весь дошкольный период)

Развитие связной речи (старший возраст)

12. Творческое задание для педагогов. Нарисовать пословицу:

- Не плюй в колодец – пригодится воды напиться

- Яблоко от яблони недалеко падает

13. Самостоятельная работа. Игра «Чемодан недостатков»

Цель - выявить какие недостатки или недочёты, имеющие место в ДО, сдерживают работу по развитию речи дошкольников.

- занятие должно развивать речь ребёнка, а не взрослого, воспитатель должен говорить только 1/3 занятия,

- занятие должно быть хорошо спланированным,

- в задачах занятия должны чётко быть, прописаны слова на активизацию,

- дети быстро теряют интерес к занятию,

- воспитатель активизирует только тех детей, которые более успешны в этом виде деятельности,

- воспитатель не знает методики проведения речевых занятий

14. Ролевая игра «Незнакомка».

Педагоги должны представить методическое пособие по развитию речи с точки зрения педагога, родителя, менеджера по продаже, издателя, режиссёра передачи для дошкольников.

15. Закончить работу семинара хочется словами народной мудрости:

Красно поле пшеном, а беседа…умом,

Каков разум, такова и …речь,

Коротка речь и ясна, оттого и… прекрасна,

Осла узнают по ушам, медведя по когтям, а дурака по …речам,

Кто ясно мыслит – тот ясно….излагает

Публикации по теме:

Презентация к педагогическому совету на тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста» Цель педсовета: • Повышение эффективности и профессионального уровня педагогов в работе с детьми по развитию связной речи. • В игровой форме.

Семинар с педагогами «Теория ТРИЗ-технологий» Цель семинара Создание условий для инновационного процесса в ДОУ, повышения качества образования и уровня изобретений за счет использования.

Автор публикации:
Конспект практического семинара для педагогов по развитию речи дошкольников
Опубликовано: 21 февраля 2015 в 23:47
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД