Ольга Костромина
Конспект прогулки «Загадки Зимушки-зимы» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
«Загадки Зимушки-зимы»
Воспитатель: Костромина Ольга Вячеславовна
Конспект прогулки с использованием разных форм двигательной активности для детей средней группы
Тема: Загадки зимы
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Публикация «Конспект прогулки „Загадки Зимушки-зимы“ для детей средней группы» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Зимние прогулки и наблюдения
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Цель: Развитие двигательной активности детей в процессе разных игровых форм, расширение представлений о зиме как о времени года, формирование знаний о свойствах льда посредством познавательно - исследовательской деятельности, развитие физических качеств.
Задачи:
• расширять представления детей о зимних изменениях в природе, особенностях зимних явлений, свойствах льда;
• воспитывать любознательность, интерес к экспериментальной деятельности;
• формировать умение внимательно слушать стихи, рассказ, объяснения, вопросы взрослого;
• развивать речь, память, мышление, активизировать и расширять словарь ребёнка;
• учить самостоятельно, четко и логично высказывать свое мнение, делать вывод;
• развивать коммуникативные умения, воспитывать доброжелательные качества, умение действовать в команде;
• развивать общую моторику в логоритмических играх;
• упражнять в беге, перешагивании предметов, метании в цель, катании на ледянках, ватрушках, развивать быстроту, ловкость, силу мышц.
Методы и приё мы: Практические: физкультминутка «Мы погреемся немножко», «Мороз ударил раз», участие в опытах, игры с элементами спорта «Снежный баскетбол», эстафеты «Быстрые ватрушки», «Снежная Баба», общий хоровод «Зима Красавица».
Наглядные: рассматривание изображений карточек-схем, опыты, экспериментирование со льдом.
Словесные: ответы на вопросы воспитателя, прослушивание рассказа, разгадывание загадки.
Материалы и оборудование: «Письмо от Зимушки – Зимы», кусочки льда, книжка ( карточки-схемы со свойствами льда: картинки с изображениями, кубик льда с замороженной внутри игрушкой, кусочки лимона); лопатки, ведерки, совочки, обручи, колонка с музыкой для игр.
Ход прогулки:
1. Вводная часть
Дети парами дружно выходят на прогулку, проходят на площадку, любуются зимней красотой, на площадке видят что-то необычное (на окне веранды на тесьме висит большой конверт - письмо, украшенное снежинками, мишурой, разноцветные дорожки).
Воспитатель: Ой, дети, что это у нас такое на участке? Было все белым-бело: и деревья и кусты вот такой высоты, все полянки и сугробы небывалой красоты. Подойдемте все поближе и рассмотрим красоту. Дети замечают конверт
Воспитатель: Кто-то в гости приходил, что-то в гости приносил, поиграл и посмеялся, пошалил у нас немного, вот письмо, угадаем, от кого? (Вскрывают конверт).
Арес: средняя группа № 7.
«Я прислала вам письмо. В снежинках – звездочках оно.
К вам, ребята, я лечу в ледяной карете, а за мною лед, мороз, вьюга, снег и ветер!
Снег искрится и сверкает снежной белизной.
Любят взрослые и дети поиграть со мной.
Поспешила к вам скорей, привезла вам снегирей!
Снег, ай да снег, как он радует нас всех!
Вам пора меня узнать, мое имя отгадать. ( Дети: это Зима).
Воспитатель: Правильно, ребята, это наша любимая Зимушка-зима – прекрасное время года. Послушайте продолжение письма.
«Пора нам встретиться, друзья. Вам без меня никак нельзя.
Вам на санях не покататься, не слепить снеговика,
Ну, как ребята вам остаться без снежной горки, без катка!
Я белоснежная Зима и есть загадки у меня.
Скорее их вы отгадайте, о чудесах моих узнайте».
Звучит песня «Зима» (дети исполняют ритмические упражнения по показу взрослого).
2 часть: наблюдение, опыты со льдом
Воспитатель: Ребята, разгадаете 2 загадку и увидите отгадку.
Мороз на воду опустился, и мир вокруг преобразился. Там где раньше все текло, превратилось все в стекло… (Лед)
Воспитатель: правильно, это лед, но эту отгадку зима где-то спрятала у нас на площадке, давайте поищем дружно, кто найдет кусочек льда, положите вот в эту стеклянную шкатулочку. (Дети собирают заранее разложенные по площадке кусочки льда, собираются вокруг стола.)
Воспитатель: Льдинки такие красивые, блестящие и, наверно вкусные. Можно их есть? (Льдинки нельзя брать в рот. Лед холодный, грязный, можно простудиться, заболеть).
Воспитатель: Зима настоящая волшебница, превратила воду в сверкающие камешки. Зимушка предлагает нам узнать свойства льда. И тогда вам лед всегда будет помогать вам, а если вы много узнаете про лед, то зимушку больше узнаете.
Есть у зимы такая волшебная книга, в ней все рассказывается про лед, тут какие-то картинки непонятные, давайте их расшифруем, и зима подарит нам интересную игру! Давайте пройдем к нашему столу. Сейчас, каждому из вас я раздам по кусочку льда.
Опыт №-1
Воспитатель: Если мы его подержим в ладони, то сможем почувствовать. Какой он? (холодный) Правильно, давайте это явление обозначим картинкой: Снеговик. Скажите, что означает картинка Снеговика? (Это означает, что лед холодный).
Опыт №2
Воспитатель: Следующее свойство, которое мы с Вами можем выяснить про лед, какой он? – мягкий или твёрдый? Давайте проверим, попробуем сдавить его пальцами. Какой вывод вы сделали, когда нажали на лед, он помялся, изменился, вы смогли его сжать, как мячик, например. Кто может сделать вывод? (Дети отвечают, что лед очень твёрдый. В книжке находят, какая картинка подходит для этого качества льда – картинка камня).
Опыт № 3
- Некоторые кусочки льда очень тонкие, как пластины. Если такой лед сейчас уронить, как вы думаете, он разобьётся или нет? (ответы детей).
- А теперь, давайте проверим? Что случилось со льдом? (разбился, сломался, раскололся). Как мы назовем это свойство льда? (Лед хрупкий, ломается).
- Обозначим и это свойство льда, чтобы не забыть. Посмотрите, на картинке стеклянный стакан. Он прочный, твердый, если мы его уроним, что может произойти? Такой картинкой мы обозначим третье свойство льда – хрупкость.
Воспитатель: Пока мы экспериментировали со льдом, наши ручки и ножки замерзли, не пора ли нам поиграть в нашу любимую «Согревалочку»
Музыкально-подвижная игра «Холодно, замерзли ручки»
3 часть Трудовая деятельность.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто-то на нашей площадке поиграл, пошалил и разбросал: ветер ветки набросал, вьюга сугробов намела, а снеговичок с осминогом в снежки поиграли, ничего не убрали. Давайте с вами наведем порядок: веточки будут убирать девочки вот в этот большой обруч, а мальчики постараются собирать все снежные комочки и разложат их у деревьев, так деревьям будет теплее в морозные дни, и их корни не замерзнут. А я обмету наши снежные фигуры, и помогут мне Арища, Соня и Аня. Поскорее, не ленитесь, все на славу потрудитесь.
(Дети выполняют разные поручения)
4 часть Самостоятельная деятельность
Воспитатель: А теперь пришла пора поиграть нам, детвора! Санки, лопатки, ледянки, ватрушки, прыгать, бегать, кататься с горы, в ловишки друг с другом играть, но только не ругаться, а весело и дружно играться. А если найдете что-то необычное, волшебное, сразу бегите ко мне, вместе посмотрим эту загадку зимы, попробуем ее разгадать.
5 часть Индивидуальная работа
Воспитатель приглашает несколько детей для индивидуальных упражнений по перешагиванию через препятствия «Не разбудите осьминога!» Упражнение сначала повторяется с малой высоты, затем высота увеличивается (всего 16 перешагиваний, воспитатель следит за тем, чтобы дети поднимали выше ноги, держали равновесие, сохраняли осанку.
Воспитатель: молодцы, ребята, очень постарались, осьминог не проснулся, пусть поспит еще чуть-чуть.
Во время свободных игр воспитатель предлагает желающим детям игры:
1. «Снежный баскетбол» (забрасывание мячиков (разноцветных снежков) в подвешенную корзину с обозначенной на снегу линии).
2. Эстафета «Быстрые ватрушки»
(Дети играют в свободные игры, неожиданно находят ледяной кубик льда с игрушкой внутри, вместе рассматривают, внутри кубика маленькая игрушка.
Опыт№ 4 Воспитатель: Посмотрите на лёд, как вы думаете какого он цвета? (бесцветный, белый, серый) - Чтобы это выяснить, нам поможет игрушка, которая во льду заморожена, посмотрите, что там? Давайте обозначим это свойство, какой лед, если через него все видно? (прозрачный). В этом нам поможет наша книжка про свойства льда, какая картинка подойдет к тому, что лед прозрачный (Дети находят символ – окно). Ребята, давайте растопим этот кубик и освободим игрушку, а она с нами поиграет, но как же растопить? (ответы детей) Воспитатель заливает горячей водой из термоса, кубик тает, игрушка выплывает
Воспитатель: Что стало с кубиком льда в горячей воде? (растаял) Как мы обозначим это свойство? Давайте найдем картинку к этому явлению. А предлагает вам веселую игру.
П/и «Капельки и лед» Все дети превращаются в капелек, в центре круг резинки длиной 3 м, дети вне резинки идут по кругу, воспитатель говорит слова:
Воспитатель: Мороз ударил раз, мороз ударил два, мороз ударил три, все капли в лед преврати! (Все дети быстро залезают под резинку, встают плотно друг другу, резинку держат в руках).
Опыт№ 5 - Ребята, как вы думаете, как можно узнать, имеет лёд запах или нет. Правильно, но чтобы его запах сравнить с другим запахом, предлагаю понюхать не только лёд, ещё я приготовила для вас лимон. Поэтому каждый из вас сначала понюхает свой кусочек льда, затем разрезанный лимон. Как вы думаете, есть ли запах у льда?
- Давайте обозначим это свойство с помощью картинки, на которой изображён лимон.
Воспитатель: Ой, что – то мы совсем замерзли от такого волшебства Зимушки-зимы, и если мы сейчас не погреемся, то совсем скоро превратимся в такие же льдинки. (Проводится игра со всей группой 2 раза).
Подвижная игра «Снежная Баба»
Бабу снежную лепили, во дворе поставили,
Поиграть мы с ней решили, и водить заставили.
1,2,3 - баба снежная води! (Выбирается водящий, он встает в центр круга, далее дети проговаривают слова и выполняют соответствующие движения).
Мы слепили это чудо в пять минут. Как зовут такое чудо, как зовут?
Ребенок: Я Снежная Баба!
К Снежной Бабе близко подойдем, Снежной Бабе низкий наш поклон.
Вокруг Бабы мы поскачем поскорей, мы похлопаем в ладоши веселей!
Мы над Бабой посмеемся ха-ха-ха! Хороша ты, Баба, хороша!
1,2,3, а теперь ты нас лови! (дети разбегаются, кого Баба поймает, тот встает в круг, образуя снежный ком.)
Воспитатель: Вам понравилась сегодня волшебная зимняя прогулка? Чем мы занимались? Давайте вспомним все свойства льда, которые мы сегодня рассмотрели. В этом нам помогут картинки, которые мы обозначили во время опытов. ( Воспитатель предлагает детям с помощью алгоритмов ответить на вопросы: «Лёд какой?» – Холодный, твердый, хрупкий, прозрачный, без запаха, в тепле тает и превращается в воду.)
Воспитатель: Вот мы с вами и разгадали загадки Зимушки-Зимы, я думаю, что их у нее еще много, и она обязательно нас со своим волшебством будет продолжать знакомить. А какие игры Зимушки - зимы вам понравились сегодня? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, вот и закончилась наша прогулка. Нам пора собираться в группу, теперь, приводим себя в порядок, отряхиваемся, собираем игрушки, инструменты и идем в группу.
Список литературы.
- Веселые прогулки. / О. В. Антонова, Н. В. Коскова, Е. М. Юрченко. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008
- Играем, гуляем, развиваем. / А. Н. Ионова. – М. : Издательство «Экзамен», 2010
- Интернет ресурсы: сайты - зимние прогулки в средней группе