Папки-передвижки

Развитие речи детей старшего возраста посредством использование технологии Синквейн на музыкальном занятии

Марина Харитонова
Развитие речи детей старшего возраста посредством использование технологии Синквейн на музыкальном занятии

«Развитие речи детей старшего возраста посредством использование технологии Синквейн на музыкальном занятии»

Музыкальный руководитель:

Харитонова Марина Сейтхалиловна

Цель: развитие грамматически правильной речи на музыкальных занятиях.

Задачи:

Образовательные:

• Способствовать обогащению словарного запаса детей на музыкальных занятиях;

Публикация «Развитие речи детей старшего возраста посредством использование технологии Синквейн на музыкальном занятии» размещена в разделах

• Продолжать учить детей работать над средствами художественной выразительности;

Развивающие

• развивать умение составлять синквейн и рассказывать его;

• способствовать развитию умения передавать свои впечатления и чувства в художественной форме;

• развитие ассоциативного мышления и образной памяти;

Воспитательные

• воспитывать интерес к познанию природы и отражению представлений;

• способствовать воспитанию музыкальной культуры у детей;

• вызывать яркий эмоциональный отклик детей при восприятии музыки.

Актуальность:

В настоящее время одной из основных задач дошкольного образования является развитие у детей познавательно–речевых способностей. Это связано с тем, что образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Чаще мы можем отметить то, что у старших дошкольников имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети испытывают сложности при составлении рассказа по картинке, или при пересказе прочитанного. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.

Практика работы над развитием связной речи детей показывает, что в качестве эффективного средства при работе с детьми можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия такие как: звук, слово, текст и научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку наглядный материал усваивается ими лучше вербального.

Одним из видов моделирования является Синквейн, который состоит из пяти строк, а его модель напоминает ёлочку.

Технология:

В переводе с французского синквейн – «пяти строчное стихотворение», иногда оно ассоциируется с японскими трехстишиями хоку и пятистишиями танка, в которых слова минимальны, но каждое слово несет огромную информацию и эмоциональную окраску. В этих стихах нет рифмы, в них на первый план выступает глубокий смысл (белый стих).

Синквейн – не рифмованное стихотворение, заставляющее думать и осмысливать каждую строчку. Его особенность – это структура. Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчете слогов в каждом стихе: его слоговая структура –2–4–6–8–2, всего 22 слога.

В дидактических целях синквейн используется как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат, и полезен в качестве инструмента для синтезирования сложной информации.

Первая строка – тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка – два слова (чаще всего прилагательные или причастия, они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка – одно слово – резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Выводы:

- Синквейн помогает пополнить словарный запас.

- Синквейн учит краткому пересказу.

- Синквейн помогает развить речь и мышление.

- Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

- Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

- Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.

- Синквейн - это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

Конспект занятия.

Дети входят в зал, звучит современная ритмичная музыка «Барбарики» Музыка и слова Т. Залужина.

Музыкально-ритмическая композиция «Хорошее настроение».

Муз. руководитель: Здравствуйте, ребята! (музыкальное приветствие)

Ребята, вы улыбаетесь а это значит у вас хорошее настроение,да?

Ответ детей.

Воспитатель. Я предлагаю поприветствовать и природу, и весь земной шар!

Здравствуй, Солнце! (протянуть руки к солнцу).

Здравствуй, Небо! (протянуть руки вперед вверх и плавно опустить).

Здравствуйте, Деревья! (руки вытянуть вверх и покачать ими над головой)

Здравствуй, Планета Земля! (руками очерчиваем круг перед собой)

Наша большая семья! (дети взявшись за руки, поднимают их вверх).

Воспитатель. Ребята, вы обратили внимание на наш зал, он сегодня особенно красивый и необыкновенный!

И очень напоминает музыкальную гостиную. Обратите внимание на интерьер, стол, нотные тетради, музыкальные инструменты, дирижерская палочка, портреты композиторов, красивые картины. Как вы думаете, кто может быть хозяином этой музыкальной гостиной?

Ответ детей. (Музыкант, композитор, дирижер, учитель Музыки)

Кто же всё- таки хозяин этой гостиной, интересно.

Звучит музыка и появляется Учитель Музыки (муз. руководитель).

Учитель Музыки. Здравствуйте, ребята. Я Учитель музыки и это моя гостиная.

Что только есть прекрасного на свете –

Все музыка нам может передать.

И шум волны, и пенье птиц и ветер.

Про все она нам может рассказать.

То звонкою капелью засмеётся,

То вьюгой заметёт, запорошит.

Дождём весенним радостно прольётся,

Листвою золотою закружит.

Поют, танцуют, веселятся дети

И просто слушают, закрыв глаза.

Прекрасно, что есть музыка на свете!

Нам без неё прожить никак нельзя!

Звучит музыка П. И. Чайковский из цикла «Времена года. Подснежник».

Ребята, давайте с вами сядем на коврик, закроем глаза и окунемся в теплый весенний денек. (Релаксационный момент)

Учитель музыки. Вы узнали это произведение и имя композитора?

Ответ детей.

Учитель музыки. А кто такой композитор? Давайте вспомним.

Дети. Композитор – это человек, который пишет музыку.

Учитель музыки. Верно! (показ портрета П. И. Чайковского).

Эта музыка – удивительная, ведь когда композитор сочиняет музыку, он вкладывает частичку себя, поэтому каждое произведение неповторимо, у каждого свое настроение. Интересно, а какое настроение была у Петра Ильича, когда он сочинял эту весеннюю музыку.

Дети. Нежное, солнечное, трепетное.

Учитель музыки. А какие инструменты использовал композитор, чтобы передать это настроение. Можете назвать?

Ответ детей. Скрипка, виолончель, фортепиано.

Учитель музыки. А к какому виду относятся эти инструменты?

Ответ детей. Струнные, клавишные.

Учитель музыки. А какие виды вы еще знаете?

Ответ детей. Ударные, духовые, струнные щипковые.

Учитель Музыки. Давайте подведем итог: что звучало в целом?

Дети. Симфонический оркестр.

Вызвать ребенка и по наводящим вопросам помочь составить с ним синквейн.

Учитель Музыки. У нас звучали?

Ребенок. Инструменты

Учитель Музыки. Какие?

Ребенок: Струнные, клавишные.

Учитель Музыки. Что делают?

Ребенок. Звучат, играют, издают звуки…

Учитель Музыки. Отношение в целом?

Ребенок. Мне понравилась эта музыка.

Учитель музыки. Давайте подведем итог: Что звучало в целом, если объединить все инструменты вместе?

Ответ детей. Симфонический оркестр.

Учитель музыки. Вы просто молодцы! И очень порадовали меня. А теперь синквейн загадка, будьте внимательны!

«Весна»

Теплая, дождливая.

Наступила, цветёт, благоухает.

Одно из четырёх времён года.

Цветение.

Учитель музыки. Дети, каждый из вас представляет весну по- своему, давайте поделимся своими впечатлениями друг с другом. По каким признакам мы узнаем приход весны?

(Педагог добивается от детей полных предложений)

Учитель музыки. Звенит капель, весна пришла,

И много звуков принесла.

Давайте послушаем.

Учитель музыки предлагает фонограмму: раскаты грома, звуки дождя, пение птиц.

Музыкальная импровизация на тему: «Звуки Весны» (музыкальные инструменты)

Учитель музыки. Вы замечательно справились с этим заданием.

Следующее задание тоже будет не легким, будьте внимательными. Игра называется «Угадай-ка». Я вам зачитаю Синевейн, а вы угадаете, о чем идет речь, и воспроизведете это:

«Танец»

Веселый, задорный.

Двигаются, кружатся, исполняют.

Зрители громко аплодируют танцорам.

Восхищение.

Дети: Танец.

Учитель музыки. Правильно! Это был танец. Что-то мы с вами засиделись. Приглашаю на танец «Веселая кадриль».

Воспитатель Дети, вы же любите играть в подвижные игры?

Дети: Да

Воспитатель. Ну, тогда вам загадка с сюрпризом, будьте внимательны.

Можно ли сказать о подвижной игре такие слова: «Скучная, грустная»?

Дети: Нет!

Воспитатель: А как бы вы тогда сказали?

Дети: Веселая, заводная…

Воспитатель. Дети в игре плачут, грустят, спят?

Дети: Нет! Играют, веселятся, радуются…

Воспитатель. Дети любят этим заниматься. Что же это?

Дети: Игра

Воспитатель. А теперь составим Синквейн

Воспитатель. Что?

Ребенок: Игра

Воспитатель. Какая?

Дети. Веселая, заводная

Воспитатель. Что делают?

Ребенок: Играют, веселятся, радуются.

Воспитатель. Отношение?

Ребенок: Дети любят этим заниматься

Воспитатель. В целом?

Ребенок: Веселье.

Музыкальная подвижная игра

Закрепление (вопросы по занятию)

Учитель музыки. За вашу активность и весеннее настроение дарю вам на память эти веселые «нотки».

Игра на музыкальных инструментах.

Звучит музыка Вивальди из цикла «Времена года. Весна».

Педагог: Ребята, давайте с вами сядем на коврик, закроем глаза и окунемся в теплый весенний денек.

(Релаксационный момент)

Педагог: Дети, каждый из вас представил весну по- своему, давайте поделимся своими впечатлениями друг с другом.

(Педагог добивается от детей полных предложений)

Педагог: Ребята, но сегодня день какой - то холодный, пасмурный, как будто и не весна вовсе. Чтобы солнышко пригрело и улыбнулось, нам нужно с вами выполнить задание, которое нам передали с видеописьмом и песочными часами.

(На экране видео: руководитель т/о ходит по парку ранней весной; задает детям вопрос)

- Ребята, за одну минуту песочных часов вы должны назвать 7 весенних признаков. Как только вы справитесь с заданием, солнышко выйдет из-за тучи и начнет светить ярче.

(Ответы детей. Педагог крепит солнышко на доску)

И у меня для вас есть еще одно. Я буду вам загадывать загадки, а вы, отгадав их, должны найти соответствующую картинку.

1. Снежок растаял и с полей, бежит проворливый (ручей).

2. Появился из-под снега,

Увидал кусочек неба.

Самый первый,

Самый нежный,

Чистый маленький. (Подснежник)

1. Тучи ветром нагоняются,

Он на землю собирается.

Коль на землю попадёт,

Сад польёт и огород (Дождь)

Педагог: Молодцы ребята, вы верно отгадали загадки. Давайте мы с вами немного отдохнем и проведем физкультминутку.

Физкультминутка:

Руки подняли и покачали - Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули - Ветер сдувает росу.

В стороны руки, плавно помашем - Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем: Крылья сложили назад.

Педагог: Ребята, посмотрите, что это за схема, как она называется?

(Демонстрируется схема «синквейна»)

Дети: Это синквейн, он помогает нам рассказывать о предметах.

Педагог: Давайте с вами вспомним, какое слово на первой строке мы должны сказать. (Название предмета)

На второй строке какие слова должны быть? (Слова – признаки)

На третьей строке какие слова должны быть? (Слова – действия)

На четвертой строке? (Нужно составить предложение с данным словом)

И на пятой строке мы делаем вывод или обобщение.

РУЧЕЙ

Весенний, звонкий

Течет, шумит, льется

Шумит весенний, звонкий ручеек.

Вода

ПОДСНЕЖНИК

Красивый, нежный

Растет, пахнет, радует

Весной появились первые подснежники.

Цветок.

Педагог : Молодцы, ребята, вы отлично справились со всеми заданиями. Вы отгадали все загадки, назвали признаки Весны, составили интересные синквейны. Скажите дети, какое задание для вас было трудным? Посмотрите, и солнышко стало ярче светить, радует Весна нас своими весенними преобразованиями. Давайте и мы Весну–Красну поблагодарим, песенку ей споем.

Педагог: За вашу активность на занятии я хочу вам подарить весенние смайлики.

Литература:

1. Комарова, Т. С., Комарова, И. И., Туликов, А. В. Информационно- коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т. С. Комарова, И. И. Комарова, А. В. Туликов. - М., Мозаика-синтез., 2011.

2. Ушакова, О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / О. С. Ушакова. - М: ТЦ Сфера. - 2002.

3. Выготский Л. С. Развитие устной речи. М., 1996.

4. Эльвина Азатовна «Использование технологии «синквейн» в работе по развитию речи дошкольников».

Публикации по теме:

Использование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возрастаИспользование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста» В современных условиях при широком внедрении новых информационных.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Проект «Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Клубный час» Автор данной технологии - Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник Института социологии РАН. «Клубный час» - это особая современная.

Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологийРазвитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологий Опыт работы в группе младшего возраста "Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологий. " Составила: Гордынская К. И.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: Бизиборд "Дом", "Если мамы нет дома", "Времена года",.

Развитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей старшего возраста посредством использование технологии Синквейн на музыкальном занятии
Опубликовано: 25 марта 2022 в 23:28
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД