Хайруллина Насима Ниязбековна
Конспект речевого досуга кружковой работы «Я люблю башкирский язык», посвященного «Международному Дню родного языка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект речевого досуга кружковой работы
«Я люблю башкирский язык»,
посвященного к «Международному дню родного языка»
в старших и подготовительных к школе групп.
Подготовила: руководитель кружка
по изучению башкирского языка
«Первые ласточки»
Хайруллина Н. Н.
21.02.24 г
Публикация «Конспект речевого досуга кружковой работы „Я люблю башкирский язык“, посвященного „Международному Дню родного языка“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- День родного языка. 21 февраля
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Конспект речевого досуга кружковой работы
«Я люблю башкирский язык»,
посвященного к «Международному дню родного языка»
в старших и подготовительных к школе групп.
Цель: развитие интереса детей к изучению и сохранению башкирского языка. Формировать понятие «родной язык», бережное отношение к родному языку.
Обучающие: дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным воспитание уважения к культуре и традициям своего народа, сохранение историко-культурных традиций башкирского народа, повышение интереса родительской общественности к изучению башкирского языка. Расширять словарь детей на башкирском языке. Формировать умение отвечать на вопросы был ним?- ош, нинд й т т? уточнить и активизировать в речи детей прилагательное –а, ара. оро.
Развивающие: развивать у детей любознательность и интерес к языкам,
создание условий для раскрытия творческих способностей детей. Развивать умение понимать башкирскую разговорную речь.
Воспитывающие: воспитать уважение и любовь к родному языку, а также к другим языкам. Воспитывать интерес к изучению башкирского языка.
Воспитывать любовь и уважение к Родине, своей стране и родному языку.
Интеграция образовательных областей: социально коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Активизация словаря: баш, к, аш, танау, ауы, ирен, ола, теш, тел, ул, ая, с й, атай, л с й, олатай, а ай, апай, ар а, тур ай, оштар, оса бел л р, атлай ар, икер, ар а ур, тур ай б л к й, андар.
Оборудование и материалы: мяч, платочки, глобус, иллюстрации домашних и диких животных, птиц, ноутбук, макеты деревьев.
Предварительная работа : рассматривание и изучение дидактического материала, книжных иллюстраций; дидактические игры, загадывание загадок, наблюдение за птицами во время прогулок;
Ход занятия:
- аумы ы ы, балалар! Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся.
-Х йерле к н,а астар!
-Х йерле к н, оштар!
-Х йерле к н, табигат!
-Х йерле к н, ду тар!
-Добрый день!
- аумыhы ыз, кунактар, балалар. Уважаемые гости, и дорогие наши дети!
- Ребята, сегодня у нас вами будет очень интересное занятие.
-Сегодня у нас большой праздник! 21 февраля отмечается – Международный день родного языка. Родной язык - это язык, на котором учится говорить человек. На котором говорят наши бабушки и дедушки, мамы и папы и, конечно же, на котором говорим мы.
- Ребята, в какой стране мы живём? (Россия)
-Дети, скажите, в какой республике мы живём?
-В Башкортостане.
-Каждый народ говорит на своём родном языке. Какой язык считается межнациональным языком?
-Русский.
-Правильно! Русский язык мы знаем все.
-А на каком языке мы говорим в нашей стране?
-На русском. Русский язык – это официальный язык нашего государства. Все государственные документы, такие как постановления, приказы и все официальные документы, в России пишутся на русском языке.
Россия – многонациональна страна. И именно русский язык стал в нашей стране языком межнационального общения.
-В других странах тоже говорят на русском языке?
-Нет. Вот это страна Франция, они говорят на французском языке. Это страна Китай и там говорят на китайском языке.
- На земле живут люди разных национальностей, у каждого из них есть свои обычаи, песни, танцы и костюмы. Сейчас в мире насчитывается 251 страна.
-Наша республика Башкортостан. Государственными языками Республики Башкортостан на всей ее территории являются башкирский и русский языки : башкирский язык как язык башкирской нации, реализовавшей свое право на самоопределение, русский язык как государственный язык Российской Федерации.
-Что такое родной язык? Для чего нам нужен язык?
-Что бы разговаривать, общаться, играть.
Язык –самое большое сокровище. Сокровище- это значит самая дорогая вещь. Он собирается постепенно по крупицам. Например, золото, серебро – богатство недр земли. А язык – народное богатство. Он создавался народом долгие века, объединяя народ в единое целое, создавая отдельную нацию.
-Посмотрите ребята на иллюстрацию. Как вы думаете, кто на ней изображён!
-Мама!
-Правильно и первое слово, которое произносит ребёнок это слово – мама! Как хорошо, что у вас у всех есть семья! А кто живет в ваших семьях?
– Мама (с й)
– Папа (атай)
--Бабушка (л с й)
--Дедушка (олатай)
– Брат (а ай)
– Сестра (апай)
Пальчиковая гимнастика.
«Был барма олатай…»- «Этот пальчик-дедушка…»
«В деревне у бабушки»- «л с й уна та».
Игра «Найди и назови домашних и диких животных».
Включается аудио запись звуков разных животнх.
- е ним л р е тауыштарын ишеттеге? Ребята, сейчас чьи голоса услышали?
-Голоса домашних животных.
-Йорт хайуандары ай а й ш й р? Где живут домашние животные?
Йорт хайуандарыны атамаларын, р е д р йтелешен абатлау. К м кл п м р бала мен н р е абатлау.
- Перед вами картинки животных. На них изображены разные животных.
-Вам нужно найти иллюстрацции животных, диких и домашних животных, разделить на две группы, и правильно назвать на башкирском языке.
Йорт хайуандары: ыйыр, ат, ары, к з, сус а, эт, бес й, ге. (корова, лошадь, овца, коза, свинья, собака, кошка)
-Был ним?
-Бында ыйыр й ш й. Был – эт. Был- ат.
ыр хайуандары; тейен,айыу,т лк, б ре, уян, терпе, мышы (белка, медведь, лиса, волк, еж, заяц, лось)
-Был ним?
-Был – терпе. Был – айыу. Был т лк, б ре.
Игра «Назови части тела»
Голова-баш, глаз- к, нос – танау, рот –ауы, зубы –тешт р, язык-тел…
оштар тауышы я ма ы. (пение птиц)
-Послушайте, что за звуки звучат?
-Нинд й к елле тауыштар ишетел. Кем йырлай ик н бында?
- Да, это пение птиц. Ой, посмотрите, птицы прилетели к нашему дереву. Бе е а асыбы а оштар ун ан!
оштар: тур ай, ар а, к, айы ан, к г рсен, ябала, ы ылт ш, арабаштур ай, арыт ш.
-Был ним?Кто готов меня назвать?» (воробей). Правильно, на башкирском языке - (тур ай)
-Был тур ай.
-Был ним?
- Был ар а. Был ош - ар а,
-Улар ним эшл й бел? (Оса бел л р)
- ар а ур, тур ай б л к й.
Игра на внимание «Шыу-шыу-шыу ырма»- «Катись-несись, задвижка»
Разминка «Счет»-«ан»
Бер – 1, ике –2, с – 3, д рт- 4, биш- 5, алты- 6, ете - 7, иге - 8, ту ы - 9, ун- 10
«Какой цвет?»- «Нинд й т?»
-Нинд й т т? Какого цвета?
-Серого? На башкирском языке- оро, оро т т, белого –а, черного- ара, з г р, й шел, ал, ара, к р н.
Рефлексия.
-О чем мы сегодня с вами говорили?
- О нашем родном языке.
-Какой язык в нашей стране самый главный? На каком языке мы сегодня общались?
-А когда празднуют день родного языка?
- Международный день родного языка празднуют 21 февраля.
-Нужно с уважением относиться ко всем языкам мира, не только к своему родному языку. Для этого нам необходимо обучаться грамоте, уметь правильно говорить и писать. В этом и выражается уважительное отношение к языку своей страны.
Любите башкирский язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее!
-Давайте все дружно попрощаемся на нашем башкирском языке :
- ау булы ы!