Папки-передвижки

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Тепло и уют родного дома. Русские народные сказки»

Татьяна Филеткина
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Тепло и уют родного дома. Русские народные сказки»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель занятия : дать представление об укладе и традициях жизни русских крестьян и устройстве русской избы, замотивировать детей к изучению русских народных сказок и народной мудрости.

Задачи: дать ребёнку представления об укладе и традициях жизни русских крестьян, устройстве русской избы; познакомить детей с предметами русского народного быта и обычаями, существовавшими в старину; дать такие понятия, как изба, конек, печь, красный угол, лучина, каравай хлеба, русская народная сказка; дать представление о том, что раньше сказки передавались из уст в уста, дополняясь и обогащаясь рассказчиками, поэтому сказки называются «народными», а сказочное творчество - «устным»; воспитывать любовь к своей большой и малой Родине; развивать творческие способности, память, логическое мышление, воображение и коммуникативные качества детей через игровую деятельность, отгадывание загадок, слушание музыки, просмотр иллюстраций; воспитывать доброжелательность.

Публикация «Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста „Тепло и уют родного дома, Русские народные сказки“» размещена в разделах

Оборудование: Медиафайлы. Дом. «Земля русская». Святой угол. Иконы Господь Вседержитель, Владимирская икона Божией Матери, Серафим Саровский, Блаженная Ксения Петербургская. Лампада. Лучина

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте мои дорогие ребята. Тема нашего сегодняшнего занятия «Тепло и уют родного дома». Давайте подумаем, что означает понятие «Дом»? Есть такое выражение «Дом – там, где твоё сердце». А где наше сердце? Сердце наше там, где наши родные и близкие, те, кто нам дорог? Дом – это там, где нас… (любят и всегда ждут). А начинается родимый дом с родной земли. Наша Родина – Россия, Русь «О светло светлая и красно украшенная земля русская Многими красотами дивишь ты: Озёрами многими дивишь ты реками источниками месточтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, сёлами дивными…Всего ты исполнена, земля русская. Этим певучим строкам из «Слова о русской земле» больше 700 лет. Русь – светлое пригожее место, страна света! «Слово» так и начинается: «О светло светлая. И красно украшенная, Земля русская

Воспитатель: Посмотрите, какой чудо-терем изображён на рисунке. Вот в таких теремах раньше жила русская крестьянская семья. Сколько мастерства, фантазии, любви вкладывали люди при постройке своего дома. Свой дом люди называли родной, родимый, как называют дорогого человека. Дом – кров, по своей значимости находится в одном ряду таких понятий как жизнь, добро, родная земля. Возводя дом, человек как бы отгораживается от большого пространства, строит свою маленькую вселенную. В устроенное жилище привносит особый порядок. Дом наполняется образами, отражающими извечное стремление человека привлечь силы света, добра, а от злых сил уберечься.

Крыша дома в народных представлениях связывалась с небом, а клеть (жилые помещения) с землёй. Сама крыша напоминала распахнутые крылья большой птицы, которая заботливо накрыла дом-гнездо, где обитают люди. Кажется, что дом-птица охраняет домашний очаг. Венчал крышу дома конь. Конь в поэтических представлениях народа был олицетворением силы, добра и красоты. Движение солнца по небосводу отражалось на фронтоне ( воспитатель показывает на рисунке фронтон: треугольная верхняя часть терема, ограниченная двускатной крышей). По краям крыши прикреплялись резные доски – причелины (от слова чело - лоб, воспитатель показывает их на рисунке, которые украшались резьбой в форме круга – символа солнца. Левый край символизировал утреннее восходящее солнце. Конёк и солнечные знаки на доске-полотенце посередине фронтона – это символ полуденного солнца.

Давайте рассмотрим убранство горницы. В правом углу горницы на специальной полочке, (Святой угол.) покрытой вышитым узором полотенцем, располагаются иконы с изображением Господа Иисуса Христа, Божией Матери и особо почитаемых святых, Господь Вседержитель, /Владимирская икона Божьей Матери, прп. Серафим Саровский, Блаженная Ксения Петербургская. Иконы ещё называют образами, и перед ними зажигается лампадка. Как вы думаете, зачем перед образами возжигаются лампады? (Предположения детей) Лампады знаменует собою Христа как Свет миру, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир. А также означают свет, которым сияют праведники. Такой угол называется святой. Каждый заходящий в дом, первым делом, крестясь, кладёт поклон святым образам. (Воспитатель показывает, как это делается). Перед святыми образами человек произносит молитву.

Под образами ставится сноп с колосьями – хлеб земной, без которого человеку не прожить. Тут же находится обеденный стол, который украшает свежевыпеченный хлеб. Когда семья садится за трапезу, глава семьи – отец или дед обязательно прочитывает молитву перед вкушением пищи и после, вознося благодарение Богу. Нам, ребята, несказанно повезло : мы очутились в деревне поздним зимним вечером, в ту пору, когда обычно рассказывались сказки? Как вы думаете, почему сказки обычно рассказывались зимними вечерами? Зима – самое свободное от работы время. Весной подготовка к посевной: проверка готовности посевного инвентаря, инструментов, почвы, вспашка земель, подготовка грядок, сам посев семян, посадка картофеля, овощей, приведение сада и садовых деревьев и кустарников в порядок… Лето – самая напряжё нная пора: косьба, жатва, уборка хлеба. Осенью – уборка урожая, заготовки на зиму: варят варенье, солят капусту, огурцы, помидоры; убирают на хранение и консервируют овощи и фрукты. Весной, летом и осенью работы очень много. Ну, а зимой можно немножко и передохнуть. Днём занимаются домашними делами, а вечером вся семья соберётся у зажженной лучины. А вы знаете, что такое лучина? Ответы детей. Тонкая длинная щепка, которую зажигали, и она, тлея, давала свет. Старшие плетут лапти, малыши тут же смотрят и учатся, как это делать, а кто-нибудь из взрослых заводит сказку : «В некотором царстве, в некотором государстве жил – был царь…» Притаились дети у лучины и не шевельнуться. Тихо и мерно звучит голос сказочника. Или: «Жили-были старик со старухой…» И каждый вечер – новая сказка.

Воспитатель: Как вы думаете, почему сказка называется «сказкой»? (Ответы детей). Да, сказку не читали, а рассказывали, и создавали их, часто прямо по ходу рассказывания. Сказки передавались из уст в уста, т. е. устно, из поколения в поколение.

Воспитатель: А как все эти сказки дошли до нас? (Ответы детей). Да, ребята, собиратели сказок специально ездили (да и сейчас ещё ездят) по деревням и сёлам и записывали народные сказки.

Воспитатель: Как вы думаете, почему и дети, и взрослые любят сказки? Да, сказка – это особый волшебный мир, живущий по своим законам.

Воспитатель: А какой основной закон действует в сказках? (Добро всегда побеждает зло). Сказочный мир населён персонажами, которых нет в реальной жизни.

Воспитатель: Каких сказочных персонажей вы знаете? (Ответы детей).

Волшебная сказка – неизведанная страна. В ней оживает чудесный мир, заполненный невиданными существами.

Публикации по теме:

НОД для старшего дошкольного возраста «Русские народные костюмы и украшения — всему миру на удивление» НОД для старшего дошкольного возраста (в рамках долгосрочной проектной деятельности) «Русские народные костюмы и украшения – всему миру.

Фотовидеозарисовка «В. Васнецов. Русские сказки» для педагогов и детей старшего дошкольного возрастаФотовидеозарисовка «В. Васнецов. Русские сказки» для педагогов и детей старшего дошкольного возраста Ожившие полотна богатыря русской живописи В рамках проекта «АРТ-Ростов» ДонЭспоцент, единственный специализированный выставочный центр.

Конспект интегрированного занятия по познанию «Русские валенки» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект интегрированного занятия по познанию «Русские валенки» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Знакомство с историей традиционной русской обуви – валенок; приобщение к национальным традициям русского народа, формирование знаний.

«Русские народные сказки». Конспект НОД«Русские народные сказки». Конспект НОД Конспект НОД «Русские народные сказки». Автор: Иванова М. А., воспитатель МБДОУ №299. Тема: «Русские народные сказки» Цель: Систематизировать.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Русские народные сказки»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Русские народные сказки» Конспект занятия в старшей группе “Русские народные сказки. ” Образовательная область: Развитие речи. Цель: 1. Образовательные: Учить узнавать.

Конспект занятия-викторины по закреплению сказок «Наши любимые сказки» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект занятия-викторины по закреплению сказок «Наши любимые сказки» с детьми старшего дошкольного возраста Программные задачи: - Создание положительной эмоциональной атмосферы и хорошего настроения по средствам сказок; - Привлекать детей к правильному.

План-конспект викторины в старшей группе «Русские народные сказки» Цель: - Закрепление представления о жанре «сказка»; Задачи: - Учить детей делать выводы, на основе имеющихся знаний. - Развивать речь.

Русские народные игры с мячом для детей старшего возраста Игра с мячом - самая простая и популярная игра. В такие игры любят играть и дети, и взрослые. Предлагаю несколько народных игр с мячом на.

Русские народные загадки про зиму для детей дошкольного возрастаРусские народные загадки про зиму для детей дошкольного возраста Народные загадки немного непривычны для нас - даже в самых простых из них нет прямого указания на отгадку. В загадки наши предки вкладывали.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Тепло и уют родного дома. Русские народные сказки»
Опубликовано: 15 апреля 2024 в 22:59
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Тепло и уют родного дома. Русские народные сказки»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Филеткина (УИ 1641527) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД