Конспект семинара-практикума педагога-психолога для родителей детей подготовительной группы «Готовимся к школе»

Юлия Пономарева
Конспект семинара-практикума педагога-психолога для родителей детей подготовительной группы «Готовимся к школе»

Семинар-практикум для родителей «Готовимся к школе!»

Цель: познакомить родителей с различными играми и игровыми упражнениями, с помощью которых они могли бы помочь ребенку подготовится к школе, ознакомление родителей с важными сторонами психического развития дошкольников для успешного школьного обучения и более легкой адаптации детей к школе.

Форма проведения: семинар-практикум

Задачи:

1. Расширить педагогические знания родителей о познавательной сфере и ее составляющих: мышления, внимания, памяти, воображения и т. д.

2. Способствовать сплочению коллектива родителей.

3. Показать примеры игр, развивающих память, внимание, творческое воображение, речь.

П-П: Здравствуйте, уважаемые родители!

Орг. момент «Устами ребенка»

П-П: Уважаемые родители, предлагаю Вам посмотреть и послушать объяснения детей, и угадать, о чем идет речь.

(Видео-ролики с объяснениями детей, что такое…школа, портфель, учитель, тетрадь, звонок, перемена, урок, одноклассник и т. д.)

П-П: По ответам детей вы догадались, что сегодня мы поговорим о школе и о готовности ребенка к ней.

Анкетирование родителей «Готовы ли мы отдать своего ребёнка в школу?

П-П: Для начала мы поговорим с Вами о Вашей готовности к новому этапу в жизни Вашего ребенка – готовы ли родители к школе? Заполните, пожалуйста, небольшое анкеты. Поставьте «Плюс» в таблице напротив номера вопроса, если Вы согласны с утверждением.

Готовы ли мы отдать своего ребёнка в школу?

Тест для родителей.

1. Мне кажется, что мой ребёнок будет учиться хуже других детей.

2. Я опасаюсь, что мой ребёнок часто будет обижать других детей.

3. На мой взгляд, четыре урока – непомерная нагрузка для маленького ребёнка.

4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.

5. Ребёнок может спокойно учиться только в том случае, если учительница – его собственная мама.

6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать, писать.

7. Мне кажется, что дети в этом возрасте ещё не способны дружить.

8. Боюсь даже думать о том, как мой ребёнок будет обходиться без дневного сна.

9. Мой ребёнок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.

10. Мой ребёнок не ходит в детский сад, и никогда не расстанется с матерью.

11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребёнка.

12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребёнка.

13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.

14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребёнка.

15. Мой ребёнок часто говорит: «Мама, мы пойдём в школу вместе!».

Занесите свои ответы в табличку: если вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.

1/ 2/ 3/ 4/ 5/

6/ 7/ 8/ 9/ 10/

11/ 12/ 13/ 14/ 15/

П-П: А теперь подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова их общая сумма. Если общий показатель принимает значение: до 4 баллов - это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать 1сентября, по крайней мере, Вы сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка; 5-10 баллов - лучше подготовиться к возможным трудностям заранее; 10 баллов и больше - было бы неплохо посоветоваться с детским педагогом-психологом.

А теперь обратите внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3крестика.

1 - необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику;

2 - нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми;

3 - предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями;

4 - есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учителем, надо обратить внимание на сюжетные игры;

5 - ребенок слишком привязан к матери, может быть, стоит отдать его в малочисленный класс или вообще отложить школу на год.

(ключ к тесту на доске)

П-П: Школьная готовность включает в себя: физическую, педагогическую и психологическую готовность. Физическая готовность подразумевает возможность выполнения ребенком физических упражнений и подвижных игр. Педагогическая готовность – это тот багаж знаний, умений и навыков, который необходим для начала поступления в школу. Перед вами лежат памятки «Что нужно знать при поступлении в 1 класс» и перечень умений и навыков будущих первоклассников. На них мы не будем останавливаться подробнее, дома вы сами сможете проверить своего ребенка и понять, что нужно подтянуть.

Итак, что же такое психологическая готовность ребенка к школе? Готовность к школе психологическая (синоним: школьная зрелость) — комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе.

(На доске составляющие школьной зрелости)

П-П: Все зависит от нас с вами, с каким багажом отправятся наши дети в удивительную страну Знаний. Эмоционально-волевая готовность – это умение управлять своими эмоциями, настроением и контроль над своими желаниями. Коммуникативная готовность подразумевает умение общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми, умение строить диалог.

Первое составляющее: мотивационная готовность — положительное отношение к школе и желание учиться.

Иногда источником отрицательных эмоций становятся взрослые. Уважаемые родители, у вас на столах лежат карточки, на которых написаны фразы, довольно часто используемые взрослыми. Попробуем предугадать, каким может быть внушающий эффект этих фраз для ребенка – будущего первоклассника, какие чувства и переживания ребенка могут стимулировать такие стереотипы воспитания.

«Ты, наверное, будешь двоечником»

(Могут вызвать чувства тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу)

«Если будешь плохо учиться, то пойдешь работать дворником/ в армию/ не поступишь в университет»

(Негативное отношение к некоторым профессиям, программирование жизни за ребенка, ребенок будет бояться не оправдать родительских ожиданий)

«Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником»

(Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит, уверенности в себе и не желание ходить в школу)

«Попробуй мне только еще сделать ошибки в письменных заданиях»

(У ребенка под тяжестью постоянной угрозы наказания могут возникнуть враждебные чувства к родителям и нежелание учиться)

«Вот пойдешь в школу, там тебе будет до не веселья….»

(Могут вызвать чувства тревоги, утрату желания идти в школу)

«Нам будет стыдно из-за тебя перед учителем/ другими родителями»

(На ребенка ложится двойная нагрузка, взрослый делает ответственным за свою самооценку ребенка)

«Когда мы (брат, сестра, подружка) учились в школе, то всегда получали пятёрки»

(Страх не оправдать надежды, чувство неполноценности, чувство, что недостаточно хорош).

«Ты что, глупый?»

(Ребенку заранее внушают интеллектуальный дефект, зачем ему стремиться учиться, если он глупый)

Вопрос родителям для обсуждения: «Какова разница между понятиями «желание пойти в школу» и «желанием учиться» (родители высказываются вслух).

(на доске: «желание пойти в школу» и «желание учиться»)

П-П: если ребёнок идёт в школу ради нового ранца или модного школьного костюма, или говорит «в школе не надо спать», «там будут мои друзья из детского сада» и т. п., то его привлекают лишь внешние стороны обучения. Тогда как основной деятельностью ребёнка в школе является учение, узнавание нового. Поэтому главное, что должно быть сформировано – желание учиться! Отношение к школе формируется у большинства детей ещё до того, как они становятся школьниками. В этом вопросе большую роль играет семья. Если родители ребёнка придают большое значение образованию, положительно отзываются об образованных людях, прививают любовь к чтению, говорят малышу о том, как они хотят видеть его в будущем успешным и умным, а это возможно, только если хорошо учиться; о том, какую гордость они будут испытывать в этом случае, то это будет способствовать формированию у ребёнка мотивационной готовности к школе. Он будет понимать, зачем он пришёл в школу и зачем ему нужны знания. Учебная деятельность станет для ребёнка более значимой и важной. И конечно, родителям не стоит запугивать малыша школой или наоборот, настраивать на лёгкость учения. Следует формировать адекватное представление о школе и о её основных занятиях. Например, полезнее сказать: «В школе будет трудно, но интересно. Ты узнаешь много нового!», чем высказывать что-то неопределённо-пугающее: «Вот придёшь в школу – тогда и узнаешь…».

П-П: Итак, теперь мы подошли к последнему компоненту школьной зрелости – интеллектуальная готовность ребенка. От того, насколько хорошо развиты познавательные психические процессы: память, зрительная и слуховая, мышление, внимание и творческое воображение - будет во многом зависеть успешность обучения.

Давайте поиграем с вами в игры, которые Вы сможете потом повторить со своими детьми, тем самым помочь им подготовиться к школе.

«Собери портфель»

Оборудование: платок, рюкзак, учебник, пенал, ручки, карандаши, ластик, ножницы, тетрадь, линейка, игрушка, фоторамка, шапка, пульт, мышка, шоколадка и другие неучебные принадлежности.

П-П: Давайте попробуем собрать рюкзак с закрытыми глазами. Выбирается доброволец.

Уважаемые родители! Хочу обратить ваше внимание на то, что портфель ребенок должен собирать сам. Если ему пока трудно сразу сориентироваться и представить, что нужно взять с собой, то вместе с ребенком составьте и напишите список необходимых вещей, чтобы по нему ребенок сам собрал свой рюкзак.

«Дрессированный жучок»

Игра для развития внимания и ориентации на листе бумаги.

Оборудование: листы с игровым полем, карандаши, жучки.

П-П: Поместите вашего жучка в левый нижний угол игрового поля. Теперь мысленно представьте себе, что жучок полетел на 3 клетки вверх, затем пролетел еще 2 клетки вправо, затем пролетел ещё 1 клетку вниз, а затем 1 клетку вправо, а затем 1 клетку вниз. Переместите вашу букашку. Где она оказалась?

(На доске поле с ответом.)

Игра «Прогулка с компасом»

Цель: формирование чувства доверия к окружающим.

Оборудование : платки, предметы для создания препятствий (стульчики)

Группа разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «турист» не может общаться с «компасом» на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий — других туристов с компасами. После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера.

Игра «Да и нет не говорите»

Цель: развитие произвольности, умения контролировать свои действия.

Вызываются несколько добровольцев. Водящий задает участникам различные вопросы, участникам необходимо отвечать правильно и быстро на вопросы, но не употреблять слова «да» и «нет».

Примерные вопросы:

- Вы ходите в детский сад?

- Вы живете в Африке?

- Вы любите мороженое?

- Вы умеете ходить на руках?

- Ночью солнце светит?

- Люди ходят по потолку?

- Корова умеет летать?

- Снег горячий?

- Вы пришли в куртке?

- Арбузы вкусные?

- У вас дочка?

- У вас сын?

- 2+2=4?

- Ваш ребенок в следующем году пойдет школу?

Игра «Раскрась клеточки»

Цель: развитие произвольного внимания, усидчивости.

Оборудование: листы с заданием, цветные карандаши.

Закрасьте только клеточки с буквой У. Что у вас получилось?

(На доске выполненное задание)

Игра «Сходства и различия».

Игра развивает воображение, логическое и ассоциативное мышление, речь.

Оборудование: листочки с парами слов, шкатулка.

Родители вытягивают листочки с парами слов.

Необходимо найти не меньше пяти сходств и различий разных понятий, например: молоко – вода, самолет – поезд, стул – стол, ручка – карандаш, сапоги – туфли, корова – лошадь, садик – школа, кровать - диван, береза – дуб, река – море, бабочка – таракан, орел – петух.

Рефлексия «Свеча»

Оборудование: свеча, зажигалка.

П-П: Итак, сегодня мы поговорили о компонентах школьной зрелости, Вы на себе испытали, через какие игры формируется у детей психологическая готовность.

В заключении я хочу попросить вас, дорогие родители:

- Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.

- Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

- В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте его делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен, займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

- Избегайте неодобрительного оценивания, находите слова поддержки, чаще хвалите за настойчивость. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

В конце нашей встречи я хочу провести с вами, дорогие родители, маленький ритуал.

Это горящая свеча – символ душевной теплоты, с которой мы заботимся о самом дорогом, что у нас есть на свете, о наших детях. Я предлагаю передавать эту свечу друг другу со словами: «Я помогу своему ребенку успешно подготовиться к школе».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект ООД педагога-психолога с детьми подготовительной группы «В гостях у лесной феи» Конспект интегрированной образовательной деятельности «В гостях у Лесной Феи» Педагог-психолог с детьми стоят в кругу. Педагог-психолог:.

Конспект семинара-практикума «Экологическое воспитание младших дошкольников» Здравствуйте уважаемые коллеги! Логика природы, есть самая доступная и полезная логика для детей. К. Ушинский. Непростая экологическая.

Конспект семинара-практикума для педагогов детского сада «Экономика для взрослых и детей» Цель: повысить компетентность педагогов по вопросу экономического воспитания. Задачи: – познакомить педагогов с необходимостью экономического.

Конспект семинара-практикума для родителей старшей группы «Чтобы ребенок рос здоровым и физически крепким» Конспект семинара-практикума для родителей старшей группы «Чтобы ребенок рос здоровым и физически крепким» Задачи: Обогатить педагогические.

Конспект занятия педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группы «Незнайка идет в школу» Конспект развивающего занятия на тему: «Незнайка идет в школу» (для детей подготовительной к школе группе 6- 7) педагог-психолог.

Консультация педагога-психолога для родителей детей, имеющих трудности в развитии Многие родители дошколят встречаются с теми или иными трудностями в развитии ребенка. От незнания как себя вести родители либо начинают.

Памятка педагога-психолога для родителей «Чему учить детей». 1. Проявлять дружелюбие, доброжелательность к сверстникам. 2. Владеть элементарными общепринятыми нормами и правилами взаимоотношений с.

План семинара-практикума по физическому воспитанию в ДОУ «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» План семинара-практикума:«Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия семьи и доу. Цель:.

Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС. План семинара-практикума для педагоговРазвивающая предметно-пространственная среда по ФГОС. План семинара-практикума для педагогов Современные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды. Воспитатель МБДОУ №10, гр. Орешки: Грасс У. С. Теоретическая.

Родительское собрание в форме семинара-практикума в средней группе «Развиваем речь наших детей» Добрый вечер уважаемые родители!. Сегодняшний семинар – практикум мы посвящаем теме «Развиваем речь наших детей». Современное и полноценное.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Конспект семинара-практикума педагога-психолога для родителей детей подготовительной группы «Готовимся к школе»
Опубликовано: 14 января 2018 в 16:44
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 марта. Всемирный день комплимента

«Давайте говорить друг другу комплименты» — девиз очередного тематического дня. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы научить детей делать комплименты и увлечь их...

1 марта. День кошек в России

В первый день марта в 2004 году решено было отмечать День всех котов и кошек. Эти смышлёные, чистоплотные и красивые животные всегда были и будут любимцами большинства людей. Им мы и посвятим наш...

Создание условий для развития фантазии и воображения у детей дошкольного возраста
В своей работе с детьми мы уделяем большое внимание развитию фантазии и воображения. Давайте разберёмся, а так ли это важно развивать фантазию и воображение...
Игра «Попробуй повтори»
Игра " Попробуй повтори ", направленная на развитие межполушарного взаимодействия. подходит для детей дошкольного и школьного возраста, подростков и даже...
Продуктивная деятельность в подготовительной группе. Рисование в технике «Хохлома»
Хочу поделиться с вами работой по декоративно-прикладному искусству. Это может быть продуктивная деятельность, а так же индивидуальная работа....