МААМ-картинки

Конспект спортивно-досугового развлечения «Казачьи забавы» для детей старшего дошкольного возраста

Ольга Винникова
Конспект спортивно-досугового развлечения «Казачьи забавы» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: приобщение дошкольников к донскому фольклору через народные

казачьи игры и забавы

Задачи:

- укреплять здоровье детей, осуществляя коррекцию функций опорно-двигательного аппарата, формируя правильную осанку и укрепляя дыхательную и сердечно-сосудистую системы;

- развивать ловкость, силу, гибкость, выносливость и координацию движений;

- осуществлять индивидуально-дифференцированный подход, развивая функциональные двигательные возможности детей, мобилизуя их активность и самостоятельность;

Публикация «Конспект спортивно-досугового развлечения „Казачьи забавы“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

- формировать стремление к познанию окружающего мира, которое начинается с изучения родного края;

- дать детям представление о содержании социальных ролей мужчины-казака и женщины-казачки;

- закреплять знания детей о казачьих традициях через подвижные игры и коррекционные упражнения;

- совершенствовать двигательные музыкально-ритмические навыки детей, умение владеть своим телом, создавая психо-эмоциональный комфорт и условия для творческого самовыражения;

- воспитывать любовь к Донскому краю, мужественность и настойчивость у мальчиков, и женственность и грациозность у девочек.

Предварительная работа:

- чтение донских рассказов и сказок;

- рассматривание иллюстраций и картин донских художников о природе, о взаимоотношении казака с лошадью, о казачьем быте;

Действующие лица:

Взрослые: казачка Аксинья,

дед Щукарь

Оформление зала:Справа стоит казачий курень, огороженный плетнем. За плетнем изготовленный из бумаги подсолнух, пенек из сруба дерева. Слева стоит ширма, на ней растянута рыболовная сеть и гирлянды из картонных рыбок. Между куренем и ширмой бутафорский колодец с «журавлем». На «журавль» подвешено ведро. К колодцу приставлено коромысло. На задней стене - улетающие утки и нескошенные подсолнухи.

Реквизит: 2 скамейки - (шир. 25см, 2 гимнастические палки - «весла», 2 теннисные ракетки - «Ухваты», 4 детских ведра, 2, 4 массажные кочки –«камушки».

Под мелодию русской народной песни «По Дону гуляет» дети входят в зал. Их встречает казачка Аксинья.

Казачка А. : Здорово дневали, казачата! Приглашаю к нам на станичную площадь. А, кто из вас знает, как ее называют казаки? (майдан). Правильно. На майдане все станичные новости можно узнать, о героических казачьих подвигах услышать, особенно интересно их рассказывает дед Щукарь, и увидеть казачьи состязания и игры. Хотелось бы мне узнать, что вы знаете о казаках и о донском крае?

Беседа казачки с детьми :

- Кто такие казаки? (воины; вольные отважные люди, поселившиеся когда-то на Дону)

- В какой местности жили? (Степная местность)

- Как называются селения, в которых живут казаки? (хутор, станица)

- Какое основное занятие казаков? (военная служба, служение Родине и царю – батюшке, защита границы государства и своих селений от набегов врагов)

- Чем занимались казаки в свободное от воинской службы время? (пахали, сеяли, растили пшеницу, ячмень, гречиху, ловили рыбу, чинили телеги, ухаживали за лошадьми и т. д.)

- Чем занимались казачки? (по дому управлялись, создавали в доме уют, вышивали, вязали, ткали, пряли, за домашним скотом ухаживали, огород сажали и ухаживали за ним, виноград выращивали и воспитывали детей)

- Кто был верным другом казака? (конь)

- Что значит конь в жизни казака? («казак без коня кругом сирота»)

- Что значит река Дон для казаков? (Дон- Батюшка, Дон-кормилец)

- Что означает казачий обряд «Посажение на коня»? (посвящение маленького мальчика в казаки, когда ему исполнялся год)

Казачка А. :А, какие вы пословицы и поговорки знаете?

Дети: «В пословице ума – несметная сума», «Поговорка – в любом деле подпорка», «Что ни казак, то с Дону», «Донской казак – хват, силою, удалью богат», «Казак с конем и днем, и ночью», «Казак без коня кругом сирота», «Терпи, казак, - атаманом будешь», «Сила реки в воде, красота человека в труде», «Не ленись казак с плужком, будешь всегда с пирожком», «Солнце землю согревает – донская песня душу согревает», «Земля донская – казаку мать родная», «Была бы голова, будет и булава», «На Дону что не Хутор, то и своя запевка», «Казак – донец и швец, и жнец, и на дуде игрец, и в хоре певец, и в труде молодец», «Делу время – потехе час».

Казачка А. : Ай, да, молодцы! Сразу видно, что любите родной край, родную землю. Пойдемте к деду Щукарь на хутор, может что интересное расскажет. А, чтоб не скучно было идти, заведем казачью песню.

Дети заводят хоровод «У ворот калина». По окончании хоровода казачка Аксинья проводит детей «ручейком» и выстраивает в полукруг у казачьего куреня.

Казачка А. : Вот мы и пришли на хутор, где живет дед Щукарь. Что-то я его на майдане не видно заработался. Ребята, посмотрите какой чисто выбеленный дом у дедушки. А, кто из вас знает, как называются казачьи дома? (курень). Ой, и забор дед новый поставил. А как казаки его называют? (плетень). А почему? (его плетут из веток вербы, виноградной лозы, ивняка, клена). Добрый плетень, теперь не одна курица деда на дорогу не выскочит со двора. (Казачка смотрит в сторону). Вижу, он на рыбалке с утра был. Рыбу развесил, сети сушит. И воду из колодца недавно набирал, посмотрите – «журавль» носом к небу и ведро наверху. Ой, а вы хоть знаете, что я назвала «журавлем»? (то, чем ведро из колодца подымают – длинная палка, на качели похожая). Ну, пойдемте к дому, дедушку позовем! (Зовут). Дедушка! Вы дома!

Выходит дед Щукарь.

Дед Щукарь: Слышу, Слышу! Что, горланите! На речке был, сети проверял! Здорова, Аксиньюшка!

Казачка А. : Здорово дневали, дедушка!

Дед Щукарь :Да, с божьей помощью! А это что за соколики с тобой прилетели!

Казачка А. Это к тебе знакомые ребята из детского сада пришли. Они с тобой поговорить хотят.

Дед Щукарь:Ах, вот оно что! Давайте погутарим, ведь «Доброе слово любого лекарства дороже». Присаживайтесь. Дети, дед Щукарь и казачка Аксинья садятся на скамейки. Дед Щукарь: С каких мест, касатики, будете, что-то я забыл?

Казачка А. и дети: Со станицы Обливская, дедушка, Дед Щукарь:Да! Знаю такую станицу! Видные казаки там живут.

Дети: Дедушка, расскажи, как казаки отдыхали, в какие игры казачата играли.

Дед Щукарь:Ой, голубки, конечно расскажу! Как трудились, так и отдыхали. Казаки - православный народ. По воскресеньям не работали, в церковь ходили, а вечером народ на майдане собирался: старики рассказывали о былых походах, да о казачьих подвигах, казачки новостями обменивались, а казаки на лошадях гарцевали по станице, молодые устраивали игры с хороводами. Казачки все по дому : стирать, убирать, воду носить, еду готовить. Казачата слушали истории о казаках-воинах, наблюдали за старшими, примечали, да и игры придумывали. Вот одна из них. «Пластуны» называется. Были среди казаков такие ловкачи, которые могли по степи к стану врага так тихо проползти, что никто не слышал и не видел их. Называли их «пластунами». Так и появилась игра: «Пластуны»- проползти бесшумно и незаметно. Ну, что, казачата-ребята, поиграем?

Мальчики делятся на команды: «Ловкие» и «Быстрые»

1. «Пластуны» - ползание «по-пластунски» под дугами, не задевая их (мальчики) Дед Щукарь: А когда были праздники, вот было веселье! На майдан приезжали разные театры, водили живого медведя, а какие скачки были! Ух! Дух захватывало. Казаки показывали сноровку в езде на лошадях: и верхом, и сбоку, и под конем – «джигитовка» называется. Мальцом был, так вместо коня у меня был крепкий такой прут с ветки дерева. Ох, я на нем гарцевал, всех ребят обгонял. Игра называлась «Скачки».

2. «Скачки»- бег «змейкой», «оседлав» палку-«коня», не защепив «стойки» (мальчики).

Казачка Аксинья : Казачкам-девчатам играть некогда было, они все по хозяйству помогали: то к реке - посуду мыть, то белье полоскать. Ой, дедуля, это сложнее, чем ползание по степи. Здесь к раю помоста подползи и равновесие попробуй удержи, чтобы в воду не плюхнуться и белье не уронить, ведь течение Дона быстрое! Ну, что, казачки, покажем мальчишкам свою сноровку и ловкость! 3.«Сварить обед» - бег с в руках с «ухватами» теннисными ракетками до печи и обратно.

4. «Полоскание белья» - ползание на «средних» четвереньках по скамье с платочком в руке, удерживая равновесие, и на краю скамьи выполнить имитационное движение «полоскание белья» (девочки).

Дед Щукарь:А еще мы мальцами состязались в плавании на лодках от берега до берега. Главное: удержать равновесие, чтобы лодка не перевернулась.

4. «От берега до берега» - скольжение по скамье, сидя ногами вперед в руках палка- «весло» (мальчики).

Дед Щукарь: Лучший отдых – это рыбалка. Мы с батяней ловили рыбу и сетями, и удочкой, а то и руками. А чтобы крупную поймать с берега, надо было по камушкам зайти поглубже в реку. «Без труда, не поймаешь рыбку из пруда». А вы умеете ходить по камушкам, не промочив ног?

5. «Поймай рыбку и не намочи ноги»- ходьба по «камушкам», удерживая равновесие и ловля рыбы на удочку (девочки и мальчики).

Дед Щукарь:А у меня любимая игра была «Плетень». Вы ее знаете?

Казачка А. :Мы ее хорошо знаем и любим.

Малоподвижная игра: «Плетень»(повтор 2 раза)

Народная игра: «Игра в шапки»

(игра под плясовую песню «Пчелочка златая…»)

Дед Щукарь:Ой, уморили деда! Фу-у-ух, перевести бы дух! Играете вы хорошо, и песни поете от души, ну а пляшете, словно булку маслом мажете! Ну, молодцы! Настоящие казачата! Достойная смена растет! Спасибо, что проведали! Прощавайте, меня не забывайте!

Дети с казачкой Аксиньей : Спасибо, дедушка, за все! Весело у вас на хуторе. Досвидание, дедушка!

Дети погружаются из зала под народную музыку.

Публикации по теме:

Фотоотчёт спортивно-тематического развлечения с применением ИКТ «Мы — юные спасатели» (для старшего дошкольного возраста)Фотоотчёт спортивно-тематического развлечения с применением ИКТ «Мы — юные спасатели» (для старшего дошкольного возраста) Спортивно-тематическое развлечение с применением ИКТ "МЫ - ЮНЫЕ СПАСАТЕЛИ"(для старшего дошкольного возраста) Цель данного развлечения:Закрепить.

Фотоотчет о летнем спортивно-оздоровительном досуге «Физкульт-ура» для детей с ОВЗ старшего дошкольного возрастаФотоотчет о летнем спортивно-оздоровительном досуге «Физкульт-ура» для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Летний спортивно – оздоровительный досуг «Физкульт -Ура!», для детей старшего дошкольного возраста. Лето благодатная пора для разностороннего.

Конспект прогулки для детей старшего дошкольного возраста «Зимние забавы»Конспект прогулки для детей старшего дошкольного возраста «Зимние забавы» Цель: расширять представления детей о снеге Задачи: развивать интерес к явлениям неживой природы; развивать у детей ассоциативное мышление,.

Конспект музыкально-спортивной игры «Зимние забавы» для детей старшего дошкольного возраста Музыкально – спортивная игра «Зимние забавы» Для детей старшего дошкольного возраста Музыкальное сопровождение припев песни: «Едут, едут.

Сценарий досугового мероприятия для старшего дошкольного возраста в рамках экологического воспитания «Волга-матушка»Сценарий досугового мероприятия для старшего дошкольного возраста в рамках экологического воспитания «Волга-матушка» Цель: Организация досугового мероприятия в рамках экологического воспитания. Задачи: 1. Формировать основы экологической грамотности: представления.

Сценарий развлечения «Зимние забавы» на улице для детей старшего дошкольного возраста Цель. Знакомство с новыми играми для проведения зимнего развлечения с детьми старшего дошкольного возраста, укрепление здоровья детей. Материал.

Сценарий спортивно-музыкального развлечения «1 сентября — День знаний» для детей старшего дошкольного возрастаСценарий спортивно-музыкального развлечения «1 сентября — День знаний» для детей старшего дошкольного возраста Спортивно-музыкальное развлечение "1 СЕНТЯБРЯ – ДЕНЬ ЗНАНИЙ"Цель: Создание позитивного радостного настроения, встреча детей после летнего.

Сценарий зимнего развлечения для детей младшего дошкольного возраста «Зимние забавы» Материал может быть полезен педагогам, родителям с целью организации зимнего развлечения с детьми младшего дошкольного возраста. Досуг рекомендуется.

Спортивно-музыкальный праздник к Дню матери «Милая мама моя» для детей старшего дошкольного возрастаСпортивно-музыкальный праздник к Дню матери «Милая мама моя» для детей старшего дошкольного возраста Сценарий спортивно-музыкального праздника к Дню матери «МИЛАЯ МАМА МОЯ».Цель данного мероприятия:воспитание любви и уважения к матери,.

Спортивно-оздоровительное мероприятие для детей старшего дошкольного возраста «Теремок»Спортивно-оздоровительное мероприятие для детей старшего дошкольного возраста «Теремок» Задачи: Приобщать детей к сказкам; расширять конкретные представления детей о персонажах и их действиях; способствовать формированию у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект спортивно-досугового развлечения «Казачьи забавы» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 ноября 2020 в 10:23
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД