Алексеева Ольга Викторовна
Конспект теоретического занятия «Факторы здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Организационная информация
Автор занятия Алексеева Ольга Викторовна
Должность Педагог дополнительного образования
Образовательное учреждение Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 653 с углублённым изучением иностранных языков (хинди и английского) Калининского района Санкт-Петербурга имени Рабиндраната Тагора
Город Санкт-Петербург
Предмет «Спортивный калейдоскоп», в рамках внеурочной деятельности по спортивному направлению
Класс, профиль класса 2 класс, 12 человек
Публикация «Конспект теоретического занятия „Факторы здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
Продолжительность занятия 45 минут
Методическая информация
Тема занятия Факторы здоровья
Место занятия Вводное занятие
Классификация занятия Тип занятия: учебное занятие
Ведущая технология: технология игрового обучения
Цели занятия
Цель: Создать условия для:
-формирования у обучающихся необходимых знаний о некоторых факторах здоровья (предметные ЗУН);
- развития умения анализировать информацию, строить логические высказывания, делать выводы, фиксировать информацию в специальном дневнике; (метапредметные достижения);
-готовность и способность обучающихся к сохранению своего здоровья как основы для саморазвития и совершенствования. (личностные).
Задачи занятия
Задачи по содержанию:
Образовательные: Научить вести дневник наблюдения за своим здоровьем на основе рассмотрения некоторых факторов здоровья.
Развивающие: Способствовать развитию умений обучающихся работать с информацией, преобразовывать ее в другую форму.
Воспитательные: Способствовать установлению между всеми участниками занятия доверительных, уважительных отношений, сотрудничества
Необходимое оборудование, материалы
1)Индивидуальный ученический дневник «Учимся быть здоровыми!» (авторская разработка);
2) рабочий лист на группу обучающихся (2 чел) А3;
3) комплект материалов для работы (фломастеры, клей)
4) комплект дидактического раздаточного материала на каждую команду
Комментарии автора
Занятие построено на основе технологии игрового обучения как наиболее эффективной на вводном занятии, когда главная цель - вызвать интерес воспитанников к новому для них виду деятельности.
В качестве дидактической основы занятия выбраны задания из ученического дневника «Учимся быть здоровыми!» (авторская разработка).
Занятие проводится без использования учебных парт и без применения ТСО.
1 этап. Знакомство
Задачи этапа: Создание положительного настроя на занятие
Деятельность тренера:
1. Знакомится с классом
1) организовывает расположение детей в классной комнате полукругом;
2) организовывает игру «Поймай мяч, назови свое имя»
2. Осуществляет организацию первых этапов работы по развитию познавательной активности учащихся и созданию комфортных условий для обучения:
Речь тренера: С этого дня мы с вами будем учиться красиво и правильно двигаться, получать удовольствие от физических упражнений. Но сначала я хотела обсудить с вами очень важный вопрос. Догадайтесь, о чем пойдет сегодня речь!
Деятельность обучающихся:
Знакомятся с тренером, проговаривают свое имя, включаются в общую деятельность
Формируемые УУД:
Регулятивные:
- волевая саморегуляция;
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.
Здоровьесозидающие компоненты урока:
Гигиеническая обоснованность и профилактическая направленность
Обеспечение двигательной активности обучающихся.
Психологическая безопасность
Создание доброжелательного микроклимата.
Снятие эмоционального напряжения обучающихся.
Личностная ориентированность
Расположение детей полукругом, способствующее взаимодействию.
2 этап. Инициация Вхождение в тему
Задачи этапа: Формулировка темы, целей и задач занятия. Мотивация учащихся на активную работу на занятии.
Деятельность тренера:
1. Выдвигает проблемный вопрос, представляя к обсуждению историческую ситуацию.
Речь тренера:
«В августе 1959 года в нашей стране начался отбор летчиков в отряд особого назначения. Первоначально было отобрано 347 человек. Из них впоследствии были выбраны только три человека. Главный критерий отбора - отличное здоровье. Один из трех стал самым знаменитым человеком 20 века, первым космонавтом. О ком как вы думаете идет речь?» (Ю. А. Гагарин)
«Какую роль сыграло в этом случае здоровье?»
«А как вы думаете, можно здоровье сохранить и улучшить?»
Можно ли сохранить и улучшить здоровье?
2. Подводит обучающихся к формулированию темы занятия
«О чем как вы думаете, сегодня на занятии пойдет речь?»
Чтобы сохранить наше здоровье, нужно знать, что на него влияет.
То, что влияет на наше здоровье, называется факторами здоровья.
Тема занятия. : Факторы здоровья
3. Организовывает определение некоторых факторов здоровья и выявление их влияния на здоровье человека
Сегодня мы с вами поговорим о некоторых из них, а именно:
- о воздействие окружающей среды (свежий воздух, чистая вода)
- о поведении и стиле жизни (правильное питание, отсутствие вредных привычек, распорядок дня)
- о гигиене (соблюдение правил личной гигиены, медицинское обслуживание)
4. Организовывает знакомство обучающихся с правилами работы на занятии, представляет рабочий лист
Обратите внимание, рабочий лист нашего занятия, назовем его «Цветок здоровья», закрыт. Давайте начнем его открывать с центра.
Деятельность обучающихся:
1. Анализируют историческую ситуацию, по выявленным признакам пробуют определить объект, о котором идет речь в тексте. Совместно с учителем формулируют проблемный вопрос занятия. Отвечают на вопросы учителя.
Самостоятельно делают выводы, корректируют свои предположения с предложенным учителем вариантом.
2. Озвучивают понятия «здоровье человека», выдвигают гипотезы, можно ли влиять на здоровье. Совместно с учителем формулируют тему занятия.
3. Высказывают предположения, какие факторы оказывают влияние на здоровье.
4. Планируют свою деятельность
Формируемые УУД:
Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи,
- планирование,
- прогнозирование.
Познавательные:
- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
Здоровьесозидающие компоненты урока:
Психологическая безопасность
Соответствие содержания получаемой информации уровню развития обучающихся
Личностная ориентированность
Стимулирование мотивации учащихся к изучению новой темы через постановку проблемного вопроса.
3 этап. Входная диагностика
Задачи этапа: Определение уровня знаний по теме занятия.
Деятельность тренера:
1. Организовывает анализ образа жизни обучающихся с точки зрения факторов здоровья
Речь тренера:
Для того чтобы быть здоровым необходимо каждый день уделять своему здоровью достаточное время. Помочь вам в этом сможет вот такой дневник-раскраска, в котором вы можете не только, выполнив простые задания узнать что-то новое о своем здоровье, но и записать то, что вам уже удалось или вы планируете сделать для укрепления здоровья.
Чтобы дневник стал вашим другом и помогал вам, сегодня мы выполним некоторые задания из этого дневника.
И, первое задание!
Я буду называть утверждения, а вы ответите, делаете ли вы так.
Возьмите в руки «светофор», красный цвет - стоп, будет означать ответ «нет», зеленый свет – иди, будет означать ответ «да».
Утверждения:
1. Я каждый день бываю на свежем воздухе 2 часа и больше.
2. Я питаюсь 3 раза в день и больше.
3. Я каждый раз перед едой и после прогулки мою руки.
4. Я редко болею.
5. Я каждый день делаю зарядку
Тренер визуально оценивает ответы, делает выводы о соответствии образа жизни участников занятия здоровому образу жизни.
Организовывает осмысление результатов тестирования.
Деятельность обучающихся:
1. Отвечают на вопросы анкеты, используя цветовой сигнал.
2. Делают выводы, можно ли их образ жизни назвать здоровым, осмысливают возникающую потребность узнать больше о своем здоровье. (Это и будет задачей занятия с позиции ребенка)
Формируемые УУД:
Личностные
Формировать представление об уровне своего здоровья
Регулятивные
Осуществлять контроль и оценку своей деятельности
Коммуникативные
Слушать и участвовать в диалоге, т. е. участвовать в коллективном обсуждении проблем
Здоровьесозидающие компоненты урока:
Психологическая безопасность
Соответствие методов организации деятельности возрастным особенностям учащихся.
Личностная ориентированность
Организация самодеятельности обучающихся.
Ценностно-смысловое самоопределение при обращении к личному опыту.
4 этап. Обучающая игра
Задачи этапа: Представление содержания учебного материала. Систематизация материала занятия.
Деятельность тренера:
1. Организовывает работу над заданием «Рисунок» (выявление основных компонентов фактора «воздействие окружающей среды»).
Давайте откроем первый лепесток. Из курса Окружающий мир вы знаете, что человек и природа взаимосвязаны и влияют друг на друга. Отгадайте загадки и нарисуйте отгадку на лепестке.
1) Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки (дерево)
А почему дерево мы выбрали как положительный фактор окружающей среды? (Отвечает 1 команда) Именно в лесу, там, где много деревьев самый чистый воздух.
2) Оно весь мир обогревает
И усталости не знает,
Улыбается в оконце,
А зовут его все. (солнце)
Объясните, как солнечный свет благоприятно на нас влияет. (Отвечает 2 команда) В разумных пределах солнечные лучи оказывают на человека очень благотворное влияние - они дают нашему телу столь необходимый витамин D.
3) Глядятся в него молодые рябинки, цветные свои примеряют косынки.
Глядятся в него молодые березки, свои перед ним поправляют прически.
И месяц, и звезды — в нем все отражаются.
Как это зеркало называется? (озеро)
Правильно! Именно вода является третьим благоприятным фактором. А почему? (Отвечает 3 команда) Чистая и свежая вода играет важную роль в сохранении здоровья, мы пьем воду, принимаем водные процедуры, закаляемся.
2. Организовывает работу над заданием «Аппликация».
Что же скрывает следующий лепесток? Правильно, это наш образ жизни.
Правильное питание.
Обратите внимание - на парте лежат картинки продуктов питания, выберите из них 3 самых полезных на ваш взгляд, приклейте их на наш лепесток используя клей карандаш.
А теперь выберите из них самый вредный, назовите его. Присутствует ли он в вашем рационе?
Давайте выбросим его в нашу мусорную корзину.
3. Организовывает работу над заданием «Реши пример».
Пришло время, перейти к следующему лепестку. Этот лепесток называется «гигиена».
Я задам вам вопросы и попрошу ответить на них особенным образом.
1) Сколько раз в день вы чистите зубы? Сделайте столько приседаний.
Решите первый пример нашего лепестка и узнайте правильный ответ, поднимите руки у кого ответы совпали?
2) Сколько раз в неделю минимум нужно принимать ванну? Подпрыгните столько раз.
Решите второй пример нашего лепестка и узнайте правильный ответ, поднимите руки у кого ответы совпали?
3) Сколько часов вы обычно спите ночью? Покажите свою цифру телом.
Решите третий пример нашего лепестка и узнайте правильный ответ, поднимите руки у кого ответы совпали?
Проводит анализ ответов, организовывает обсуждение как нужно поступать правильно.
Деятельность обучающихся:
1. Работают в парах, по существенным признакам отгадывают загадку. Заполняют рабочее поле лепестка, переводя информацию из словесной формы в графическую (рисуют отгадку, проявляя творческий подход.
Формулируют вывод, как именно этот фактор окружающей среды положительно влияет на здоровье.
2. Анализируют графическую информацию, классифицируют объекты (рисунки продуктов) по признаку полезности. Выбирают полезные продукты, составляют из них аппликацию на рабочем поле (второй листок)
Определяют вредный продукт, поясняют, почему на их взгляд этот продукт вредный, демонстративно выбрасывают его, образно удаляя его из своего меню.
3. Высказываю предположения о количестве гигиенических процедур, выполняют столько же физических упражнений. Решают математические примеры, сличают свои ответы с образцом.
Обсуждают, почему соблюдать правила гигиены, как это влияет на здоровье.
Формируемые УУД:
Личностные
Формировать ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни
Регулятивные
Контролировать и корректировать свои действия
Познавательные
Осуществлять построение логической цепи рассуждений о значимости воздействия окружающей среды на здоровье человека.
Анализировать полезность продуктов питания.
Коммуникативные
Слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
Здоровьесозидающие компоненты урока:
Гигиеническая обоснованность и профилактическая направленность
Организация двигательной активности в групповой работе и при работе с рабочим листом
Психологическая безопасность
Психологическая поддержка обучающихся учителем при обсуждении содержательных аспектов урока
Использование наглядности и раздаточного материала
Личностная ориентированность
Активизация внимания и мыслительной деятельности и развитие творческих способностей обучающихся через разные формы работы: рисование, аппликация, математические примеры.
Организация совместной деятельности и самодеятельности обучающихся.
Ценностно-смысловое самоопределение при обращении к личному опыту
Направленность на формирование здорового образа жизни
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни через содержательные линии урока
5 этап. Подведение итогов
Задачи этапа: Формулировка выводов занятия. Самоанализ полученных на занятии знаний
Деятельность тренера:
1. Организовывает обсуждение содержательного материала урока и формулирование основных выводов урока
Сегодня мы с вами раскрыли «Цветок здоровья» и узнали о некоторых факторах влияющих на наше здоровье.
Какие факторы здоровья мы сегодня с вами обсудили?
Влияние окружающей среды, правильное питание, личная гигиена.
2. Напоминает обучающимся о какой проблеме шла речь в начале урока, подводит к выводу, что проблемой сохранения здоровья человек должен заниматься всю свою жизнь.
Но это только начало, задумайтесь о том, правильно ли вы относитесь к своему здоровью, как вы можете сохранить и улучшить его?
А чтобы помочь самому себе быть здоровым вам в подарок дневник «Учимся быть здоровым». Беречь свое здоровье мы обязаны всю свою жизнь!
Деятельность обучающихся:
1. Актуализируют полученные на уроке знания и формулируют выводы урока.
2. Возвращаются к проблемному вопросу занятия, делают для себя вывод, что здоровье нужно беречь и уделять ему большое внимание постоянно.
Формируемые УУД:
Личностные
Формировать ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни
Регулятивные
Контролировать и корректировать свои действия
Познавательные
Структурировать знания
Коммуникативные
Слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
Здоровьесозидающие компоненты урока:
Психологическая безопасность
Психологическая поддержка обучающихся учителем при обсуждении содержательных аспектов урока
Личностная ориентированность
Диалогическое взаимодействие с учителя и учащихся
Направленность на формирование здорового образа жизни
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни через содержательные линии урока
6 этап. Рефлексия деятельности на уроке
Задачи этапа: Самооценка учащимися своей деятельности на занятии. Самоанализ полученных на занятии знаний.
Деятельность тренера:
1. Оценивает работу обучающихся в команде эмоциональными аппликациями.
Заметили ли вы, что у нашего цветка остался неоткрытым один лепесток, давайте его откроем.
В вашем дневнике здоровья на каждой странице есть место для записи мнения ваших родителей и учителя. Сегодня на уроке мне очень понравилось, как вы работали и каждой команде я дарю аппликацию: «солнышко» - самая творческая команда, «звездочка» - самая быстрая команда, «рыбка» - самая дружная команда
2. Организовывает самоанализ.
Но и вы должны заполнить три фигуры.
В кружке нарисуйте смайлик своего настроения на занятии. В прямоугольник напишите, что нового вы сегодня узнали (1-2 слова, в треугольнике напишите, чему научились на нашем занятии.
Вы все сегодня большие молодцы, мне очень понравилось с вами заниматься, дневник вы можете забрать себе домой и самостоятельно заполнить его.
Деятельность обучающихся:
1. Осмысливают оценку своей деятельности на занятии.
2. Заполняют фигуры на рабочем листе «настроение», «узнал», «научился».
Высказывают свое мнение о занятии.
Формируемые УУД:
Личностные
Формировать ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни через рефлексию содержания урока
Регулятивные:
- волевая саморегуляция
- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению
Коммуникативные:
- умение выражать свои мысли
- оценивание качества своей и общей учебной деятельности
Здоровьесозидающие компоненты урока:
Психологическая безопасность
Психологическая поддержка обучающихся учителем при самооценивании
Личностная ориентированность
Ценностно-смысловое самоопределение обучающихся при рефлексии результатов урока
Создание условий для оценочной самостоятельности обучающихся
Определение практического применения результатов урока
Направленность на формирование здорового образа жизни
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни через рефлексию содержания урока