Лучший педагог года

Конспект тренировочного занятия по организации исследовательской деятельности в старшей группе «Осьминог»

Елена Трегубова
Конспект тренировочного занятия по организации исследовательской деятельности в старшей группе «Осьминог»

Конспект тренировочного занятия по организации исследовательской деятельности детей по методике проведения учебных исследований в детском саду А. И. Савенкова

Тема: “ Знакомство с обитателями подводного мира. Осьминог”.

Возраст детей: Старшая группа.

Публикация «Конспект тренировочного занятия по организации исследовательской деятельности в старшей группе „Осьминог“» размещена в разделах

Цель: Формирование у детей представления о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания через познавательно-исследовательскую деятельность.

Задачи:

Образовательные: продолжать знакомить детей с разнообразием окружающего мира; уточнять, обобщать и закреплять знания детей об обитателях морских глубин; дать детям элементарные представления о приспособленности животных к среде обитания; целенаправленно обучать детей алгоритму проведения исследования; учить последовательно составлять сообщение об объекте исследования (осьминог) : учить детей фиксировать полученные знания с помощью рисования пиктограмм.

Развивающие: развивать исследовательские способности детей; формировать элементарные исследовательские умения и навыки (задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать); развивать умение выбирать источник информации с помощью наводящих вопросов; активизировать словарь детей, развивать доказательную речь, умение участвовать в групповой беседе, рассуждать, обосновывать свои высказывания.

Воспитательные: воспитывать инициативу, стремление наблюдать, экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения, применять свои знания при решении проблемных ситуаций; желание слушать доклады сверстников.

Тип: занятие тренировочное.

Вид: занятие по ознакомлению с окружающим и развитие связной речи.

Предварительная работа: рассматривание глобуса, беседы о подводном мире, беседы о профессиях людей, изучающих подводный мир; дид. игры “Кто где живет?”, “Узнай по описанию”, “Кому что нужно?”; отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций книги “Океан”, просмотр презентаций об обитателях подводного мира.

Дидактическое обеспечение: мультимедийная установка, электронная презентация “Эти удивительные осьминоги”, книги с закладками про морских обитателях, карточки с темами будущих исследований, карточки с методами исследований, блокноты исследователя, листы бумаги, фломастеры, листы голубого картона, разноцветные фигурки осьминогов, воздушные шарики, образцы пиктограмм.

Ход занятия : дети сидят на ковре полукругом. Приходит видеописьмо от ведущего “Клуба юных исследователей”, который приглашает детей принять участие в конкурсе юных исследователей природы, название которого они узнают, отгадав загадки.

Воспитатель: -Ребята, как вы думаете, справимся мы с заданиями? Попробуем свои силы? Тогда, вперёд! (воспитатель загадывает загадки;

1. Стая по морю плывёт, звук чудесный издаёт

Любознательны, игривы, с плавниками, но не рыбы.

Подставляя людям спины, в море нас спасут. (дельфины).

2. Через море-океан плывёт чудо-великан. (кит).

3. Что за дивная лошадка? Очень странные повадки:

Конь не сеет и не пашет, под водою с рыбкой пляшет.

Угадай его, дружок, -рыбок друг. (морской конёк).

4. Важна, степенна, холодна, а сквозь неё вода видна. (медуза)

5. И на суше, и в воде носит дом с собой везде.

Путешествует без страха в этом доме. (черепаха).

6. В океанах и морях хищница та проживает,

Видом грозным она всех обитателей пугает. (акула).

7. Глубоко на дне она словно на небе видна,

Но не светит и не греет, потому что не умеет. (морская звезда).

8. Голова и восемь ног-вот и весь я. (осьминог).

Дети отгадывают загадки, на экране появляются картинки с изображением морских обитателей.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть изображения, уточняет,почему их называют морскими (подводными). далее педагог предлагает выбрать животное, которое наиболее заинтересовало детей

Выбор темы

После короткого обсуждения, направляемого воспитателем, дети выбирают тему исследования “ Осьминог. Проживание его в морских глубинах”.

Воспитатель объясняет исследователям, что их задача - получить как можно больше новых сведений о том, что является объектом их исследования, то есть о приспособленности осьминогов жить на морском дне, интересные факты из жизни животного, сделать доклад. Для того, чтобы выполнить эту работу надо исследовать всё, что можно собрать всю доступную информацию.

Выбор методов исследования

- Где мы можем найти ответы на наши вопросы? ( дети отвечают: найти в компьютере; прочитать в книге; спросить у папы и мамы, или у старшего брата, понаблюдать). Воспитатель подсказывает детям, что можно провести эксперимент и подумать самим.

- Подумайте и скажите, что мы должны сделать вначале? (ответы детей). Предлагает детям рассмотреть карточки с изображением методов исследования, лежащие перед ними и составить план нашего будущего исследования. Воспитатель подводит детей к тому, что вначале необходимо подумать самостоятельно. Как только дети с этим согласились, кладем на первое место карточку с символом “подумать самостоятельно”. Затем дети предлагают найти нужную информацию в книгах. Ставим на второе место карточку с символом “посмотреть в книгах”. Далее прозвучали ответы спросить у воспитателя, спросить у родителей, у взрослых. Ставим карточку с символом “спросить у специалиста”. Многие дети предложили обратиться к компьютеру, выставили соответствующую карточку. Затем поставили карточки с символами “провести эксперимент” и “понаблюдать”. Наши исследователи и их помощники готовы к поиску.

Дидактическое упражнение “Задай вопрос”

Цель: Формирование умения правильно формулировать и задавать вопросы.

Сбор материала

Мы начинаем действовать по намеченному плану. Всю собранную информацию мы будем зарисовывать карандашом или фломастером на маленьких листочках бумаги (рисовать значки или символы).

Первый из выбранных нами методов - “Подумать самостоятельно”.

Дети рассказывают про осьминогов, что они живут в море на глубине, на самом дне. Его тело состоит из головы и восьми “ног”, которые называются щупальцами. Хотя на самом деле только два из щупалец осьминога являются его “ногами”. Остальные шесть - “руки”. На щупальцах у осьминога находятся присоски. Рот у них, как клюв у попугая. Осьминоги - хорошие охотники : умеют ловить рыбу, добывают крупных морских раков, открывают плотные створки мидий. Осьминожки-малыши питаются рачками. Осьминог - это ночное животное. Днем он сидит в норе, а ночью выходит на охоту.

Второй метод - “Прочитать в книгах”.

Рассматривая книги о животных, дети нашли информацию о том, что осьминоги бывают большие и маленькие. Все осьминоги не опасны для человека, кроме самого маленького. Щупальцами осьминог хватает добычу, а также использует их для передвижения. Тело мягкое, овальное. Все осьминоги невероятные чистюли! Они выметают мусор из своего жилища струей воды, выпуская ее из воронки в теле. А остатки пищи осьминоги складывают в специальные “мусорки” возле домиков. Их зрачки прямоугольной формы.

Динамическая пауза “Буги-Вуги, Осьминожки”

Третий метод - “Спросить у специалиста”.

Дети попросили позвонить специалисту по экологии и спросить про осьминогов новую информацию. Таким образом, дети выяснили, что осьминоги в случае опасности могут отбрасывать щупальце, как ящерица хвост. А потом на этом месте вырастет новое. Что с помощью присосок на щупальцах они могут определять съедобный предмет или нет. Это гениальные животные. Осьминоги наделены от природы удивительной способностью к маскировке. Их возможности невообразимо потрясают. Они могут принять любую форму, изменить цвет и даже структуру кожи, сливаясь со средой, которая их окружает и не важно, что это - камни, песок, кораллы или еще что-то. Осьминог - имитатор, способен принимать облики различных морских животных.

Педагог выясняет у детей “что такое маскировка?”. Выслушивает рассуждения и ответы ребят, обобщает их высказывания:

Маскировка - это способность производить защитную окраску или принимать защитные формы.

Кто еще может маскироваться?

Воспитатель показывает явления маскировки, предложив им к красному фону картона приложить поочередно фигурки осьминогов разных цветов. Выясняется, что на красном фоне лучше “маскируются” фигуры такого же цвета. По окраске осьминога можно определить его настроение: сильно напуганный осьминог белого цвета, в момент злости приобретает красноватый оттенок или даже чернеет, когда осьминог отдыхает, его кожа имеет желтый цвет.

Физкультминутка

Воспитатель: - А сейчас давайте отдохнем, дружно в море поплывем!

Наши руки- волны в море,

Разгулялись на просторе.

Наши руки - рыбок стая,

Плывет усталости не зная.

Наши руки - крабик с домом,

Ползает по дну морскому.

Наши руки, как кораллы,

Разрослись на дне морском.

А теперь мы поскакали,

Как коньки морские в стае.

Плывет мурена, как змея,

Не боюсь мурену я!

Далее дети совместно с воспитателем ищут информацию по компьютеру.

В ходе поиска узнают следующие факты: у осьминога три сердца, голубая кровь, от рождения у осьминога есть чернильный мешок. При опасности он выпускает чернильное облако, причем часто оно по форме напоминает самого хозяина. Пока нападающий хватает пятно, осьминог уплывает.

Осьминог может передвигаться тремя способами:

1. спокойно передвигается по дну на щупальцах;

2. для более быстрого перемещения под водой они быстрее плывут сгибая свои щупальца “руки” и тело;

3. используют реактивное движение, выбрасывая струю воды из полости тела.

А знаете ли вы, что еще движется с помощью реактивного движения?

(ответы детей)

Как вы думаете, мы с вами можем показать как это происходит?

Опыт “Реактивное движение”

Воспитатель: Представьте, что воздушные шарики - это осьминог, а воздух - это вода. Набирает он в себя воду (надуваем шарик, а затем резко выталкивает ее из себя, далеко продвигаясь вперед. Резко отпускаем шарик. Что случилось с шариком? Он быстро и далеко улетел.

- Всю собранную информацию дети фиксировали на листочках.

Воспитатель: Вот как много сведений мы с вами собрали.

Обобщение полученных данных

Раскладываем наши записи и пиктограммы так, чтоб ы все их видели. Начинаем смотреть и рассуждать: что интересного мы узнали? Что нового мы можем рассказать об осьминогах. Воспитатель помогает исследователям обобщить полученные данные, предлагает разложить пиктограммы в определенной последовательности. Слева, на первом месте кладем пиктограмму с самой важной информацией, затем то, что на втором месте, на третьем месте.

Затем дети, опираясь на собранный материал, делают доклад.

На исследователей надеваем академические головные уборы. Выбранные нами в начале занятия два добровольца-исследователя по очереди, дополняя друг друга, поглядывая в записи-пиктограммы, опираясь на собранный материал, делают доклад.

После завершения доклада проводится обсуждение. Слушатели задают вопросы.

Итог занятия

Как вы думаете, чей вопрос к исследователям был самый интересный? А какой вопрос вам понравился больше всего? Кто из исследователей был сегодня самым активным? Как вы считаете? Что нового и интересного узнали вы сегодня? Какая информация удивила вас?

(ответы детей)

Молодцы.

Вот какие удивительные животные осьминоги. Как много интересного и нового о них мы сегодня узнали. Теперь мы смело примем участие в конкурсе знатоков животных в “Клубе юных исследователей”.

Публикации по теме:

Конспект организации познавательно-исследовательской деятельности «Чудо-дождик» Тип работы - Явления природы весной. Возрастная группа – II младшая Тема произвольная – Чудо дождик. Количество детей - 20 Конспект организации.

Конспект совместной образовательной деятельности по рисованию с детьми в старшей группе «Осьминог» Конспект совместной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». рисование «Осьминог»,.

Конспект кружкового занятия по макраме в старшей группе «Осьминог» Конспект кружкового занятия по макраме в старшей группе «Осьминог» Цель: формировать умения детей комбинировать знакомые узлы (узел макраме.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Транспорт» Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад №17 «Жемчужинка» комбинированного вида» План-конспект ООД по.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Круговорот воды в природе» в старшей группе Наличие у детей интереса к познавательной деятельности, влияет на развитие познавательных способностей у ребёнка. К детским вопросам следует.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух-неведимка» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад № 178 «Облачко» Конспект по познавательно.

Конспект учебно-тренировочного занятия в старшей группе «Наше здоровье в наших руках» Задачи: - Упражнять детей в прыжках с продвижением  вперед и перебрасывании мяча; - Развивать у детей ориентировку в пространстве, закрепить.

Конспект занятия по организации исследовательской деятельности детей старшей группы «Какие они — черепахи?» Конспект занятия по организации исследовательской деятельности детей старшей группы по теме : "Какие они - черепахи?" Подготовила воспитатель.

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Юный путешественник»Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Юный путешественник» Открытое занятие познавательно - исследовательская деятельность в старшей группе «Юный путешественник» Цель: Расширить знания детей об.

Конспект занятия по исследовательской деятельности (конструирование) «Спасательная операция «Легоцирк» в старшей группе Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (конструирование) с использованием Лего в старшей группе Тема: Спасательная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект тренировочного занятия по организации исследовательской деятельности в старшей группе «Осьминог»
Опубликовано: 3 сентября 2018 в 13:34
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД