Приложение МААМ

Конспект «Учимся играя». Мастер-класс для родителей (старшая группа)

Кулагина Оксана
Конспект «Учимся играя». Мастер-класс для родителей (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 г. Городище

Конспект

«Учимся играя»

Мастер- класс для родителей

(старшая группа)

Кулагина Оксана Михайловна

воспитатель

Цель: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.

Публикация «Конспект „Учимся играя“, Мастер-класс для родителей (старшая группа)» размещена в разделах

Задачи: познакомить родителей с методикой работы со скороговорками; предложить варианты речевых игр в семейном кругу.

Предварительная работа :оформить папку-раскладушку «Развитие речи детей в семейном кругу».

Оборудование: выставка литературы по теме, карточки со скороговорками, ручки, детские книги, мяч, 4 подноса с манкой, мукой или песком, разноцветные кружочки в корзинке.

Ход мероприятия

Вводная часть

Здравствуйте, уважаемые родители!

-Крикните громко и хором, друзья,

Помочь откажитесь мне? (нет или да)

Деток вы любите? Да или нет?

Пришли вы на мастер-класс,

Сил совсем нет

Вам лекции хочется слушать здесь? (нет)

Я вас понимаю …

Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажитесь мне? (нет)

Последние спрошу у вас я :

Активными все будете (нет или да)

Я рада всех вас сегодня видеть, и приглашаю на мастер-класс, посвящённый теме развития речи наших детей «Учимся играя».

Основная часть

Безусловно, желание каждого из вас - воспитать успешного, легко адаптируемого в социуме человека. И все мы знаем, какую роль играет яркая, эмоциональная, красивая речь. Значение выразительной, правильной речи в жизни человека неоспоримо. А эмоционально окрашенное слово – важный инструмент общения.

Почему сегодня я решила привлечь вас к проблеме речевого развития? Когда ребенок приходит в школу, педагог в первую очередь обращает внимание на речь ребенка, на то, как он рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, насколько легко вступает в диалог. Таким образом, мы должны рассматривать речь ребёнка - как инструмент для осуществления полноценного общения со сверстниками и взрослыми. Поэтому, развитие словаря детей, воспитание звуковой культуры речи, формирование ее грамматического строя, развитие связной речи являются не самоцелями, а средствами для развития у детей коммуникативных навыков.

Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, перестаёт быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.

Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек. Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как вы переживали за его речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится его словарный запас? И сейчас, часто ли вы задумываетесь о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли вас это сейчас? - Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу? (Ответы родителей)

-Речь должна быть

-Грамотной

-Понятной

-Выразительной

-Осмысленной

-Богатой

-Эмоциональной

Это идеал. А что же получается на самом деле?

В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.

Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Рассмотрим, с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой:

-односложная

-состоящая из одних простых предложений речь

-бедная речь

-недостаточный словарный запас

-слова – «паразиты»

-замусоривание речи

Употребление нелитературных слов и выражений. А это результат просмотра телевизионных передач. Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. (А к школе это умение приобрести просто необходимо) не могут логически объяснять речь не выразительна. Не умеют использовать интонации (выразительность, где-то произнести с выразительной интонацией, где-то с грустью или восторгом, где то в быстром темпе или медленном, выделять главные слова.

плохая дикция. Не выговаривают звуки. Это потом скажется на письме.

Посмотрите, у нас появилось противоречие: мы стремимся и хотим, чтобы речь ребенка была (зачитываю слова из 1-го столбца, а она у нас. (зачитываю слова из 2-го столбца). Сегодня мы вам расскажем и покажем лишь малую часть того,как можно играть с детьми дома и при этом развивать их речь.

"Цепочка слов"

Цель: обогатить словарь детей прилагательными.

Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.

Например, исходное слово «кошка». Вы задаё те вопрос:

Воспитатель: Кошка, бывает какая?

Родитель : Пушистая, ласковая, разноцветная.

Воспитатель: Что еще бывает разноцветным?

Родитель : Радуга, платье, телевизор.

Воспитатель: Каким еще может быть платье?

Родитель : Шелковым, новым, прямым.

Воспитатель: Что еще может быть прямым?

Родитель : Линия, дорога, взгляд. и т. д.

Игра «Корректурная правка»

Перед вами текст. Он скучный, неинтересный. Возьмите в руки ручки. По команде за 3 минуты необходимо зачеркнуть все буквы С.

Игра «Сочиняем сказку»

На лесной опушке жил зверёк, в названии которого был звук (а). Отгадайте, кто это мог быть? (Заяц).У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук (а). Как вы думаете, что это за овощи? (Капуста, репка, картофель, кабачки). Осенью он собрал урожай и позвал на обед своих соседей. Каждый принес зайцу игрушку для его детей-зайчат, в названии которых был звук (а). Как вы думаете, что это были за игрушки? (Машина, кукла, пирамидка и т. д.) .Зайчатки были рады!

Игра называется «Шаги» ("Только зелёные слова".)

Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: "Клоун" и передает мяч следующему игроку. Второй: "Радость". Третий: "Смех" и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут. Можно сменить тему и называть только зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д., только круглые (например, часы, Колобок, колесо и т. д.).

Уважаемые родители. Сегодня с вами своим опытом поделится Ерофеева Светлана Александровна. Светлана Александровна, расскажите нам, пожалуйста, в какую интересную игру вы играете дома с Пашей.

«Рисуем стихи»

Каждая пара получает поднос (30х40см) с манкой или песком. Надо нарисовать реку, мяч по стихотворению А. Л. Барто «Наша Таня громко плачет». Сначала стихи читает взрослый, а ребенок рисует, затем ребенок читает текст, а взрослый дорисовывает детали к изображению.

Спасибо Вам за интересную игру. А вот в семье Сальниковых в игру «Скажи наоборот» играет вся семья. Светлана Федоровна нам о ней и расскажет.

"Скажи наоборот"

Цель: расширить словарь антонимов.

Для этой игры нам понадобится мяч. Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебе мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.

ДРУГ … ВРАГ

ДЕНЬ … НОЧЬ

РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)

ЖАРА … ХОЛОД

ЗЛО … ДОБРО

ПРАВДА … ЛОЖЬ

ХОРОШО … ПЛОХО

ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО

ВЫСОКО … НИЗКО

МОЖНО … НЕЛЬЗЯ

ТРУДНО … ЛЕГКО

БЫСТРО … МЕДЛЕННО

Большое вам спасибо за интересную игру. Я думаю, что у каждого в семье есть свои игры, с ними вы и поделитесь на следующем нашем мастер-классе. А сейчас я вам расскажу, как еще можно развивать речь ребенка дома. Это разучивание скороговорок. Чем полезны скороговорки?

Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная.

Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.

Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.

Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации. Дети любят переспрашивать, они рассеяны и невнимательны. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказывания.

Так же это отличная идея для семейного времяпрепровождения или для детского праздника.

Как проговаривать скороговорки с ребенком? Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции.

(Воспитатель раздает карточки со скороговорками. (Приложение №2).

Итак, проделывайте все пошагово:

• Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится.

• После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.

• Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а, не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.

• Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.

Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами.

И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком.

(Родители выполняют задание)

Кроме скороговорок мы с вами должны заучивать стихи. Это способствует развитию выразительности, тренирует память. Выступая друг перед другом («Конкурс чтецов») дети в школе уже не будут комплексовать на уроках. Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки - это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался?»,«почему?»

Заключительная часть

Рефлексия

Уважаемые родители, наша встреча подходит к завершению. Вы познакомились с играми, приобрели навыки организации игр в домашних условиях. У вас сформировалось своё мнение по поводу нашего занятия, поэтому я предлагаю вам выбрать разноцветные кружочки и высказать своё отношение к занятию.

Красный кружок – что было положительного в проведённом занятии.

Чёрный кружок – какие отрицательные моменты и недостатки вы увидели на занятии.

Зелёный кружок – ваши предложения и идеи по отношению к проведённому занятию.

Белый кружок – какие вопросы возникли в ходе занятия.

Синий кружок – подведение итогов: чего достигли на занятии, что хотели бы получить на следующих мастер-классах.

В заключении хочу дать вам несколько простых, но очень важных рекомендаций: в первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью. Во – вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу, психиатру)

Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное. И напоследок хочу вам сказать: любите своих детей, помогайте им. Это самое дорогое, что у вас есть!

Пусть наши дети говорят красиво! Пусть они вырастут успешными! Пусть совместные занятия принесут вам не только пользу, но и удовольствие!

В конце мастер – класса воспитатель вручает всем присутствующим родителям памятки (Приложение №1,3).

Литература.

1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.

2. Здериглазова Т. Театр скороговорок // «Дошкольное воспитание» №8, 2009г. с 46-48

3. Парамонова Л. Г. Упражнения для развития речи. – М. : АСТ, 2012.

4. Репина З. А., Буйко В. И. Уроки логопедии. – Екатеринбург. : Изд-во «ЛИТУР», 2001. – 208с.

5. Ронина О. Л., Миронова Е. А. Логопедические досуги в системе коррекционной деятельности ДОУ // «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №7, 2011г. с 20-29

6. Рудик О. С. Развитие речи детей 4-5 лет в свободной деятельности – М. : ТЦ Сфера, 2009.

7. Сидоренко Л. Мои пальчики расскажут // «Дошкольное воспитание» №7, 2008г. с 67-70

8. Справникова И. Н. Слово на ладошке // «Ребенок в детском саду» №4, 2011г. с 82-85

9. Широких Т. Д. Учим стихи – развиваем память// «Ребенок в детском саду» №2, 2004г. с 59-62

10. Сайт https://tmndetsady.ru

Приложение №1

Памятка «Заучиваем стихи с детьми»

Ребенку интересно не только услышать стихотворение, но и показать в нем каждое слово жестом, как бы оживить текст с помощью рук.

Для успешного заучивания с детьми стихов и потешек предлагаем воспользоваться нашими советами.

• Занимайтесь с ребенком только тогда, когда он здоров и спокоен.

• Сначала прочитайте два-три стихотворения.

• Предложите выбрать одно, которое больше понравилось, и прочитайте его три-четыре раза.

• Покажите, как можно связать стихотворные строки с движениями рук и пальцев.

• Повторите все движения вместе с ребенком.

• Хвалите ребенка, даже если у него получается лишь одно – два движения. Главное, чтобы ему было интересно рассказывать стишок, руками и пальцами рисовать к нему картинки. Тогда и текст легче запоминается.

Координация движений со словами совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, способствует развитию связной речи.

Приложение №2

Скороговорки.

• Ткёт ткач ткани на платки Тане.

• Осип охрип, Архип осип.

• На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

• Рыла свинья, тупорыла, белорыла,

Полдвора рылом изрыла,

Вырыла, подрыла, до норы не дорыла.

На то хавронье т рыло, чтoбы она рыла.

• Кукушка кукушоноку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне он смешон.

• Белый снег, Белый мел.

Белый сахар тоже бел.

А вот белка не бела.

Белой даже не была.

• Юлька-Юленька-юла,

Юлька юркая была,

Усидеть на месте Юлька

Ни минуты не могла.

Приложение №3

Памятка «Работа со скороговорками»

• Использовать на первых порах название «чистоговорка», поскольку по причине ограниченных произносительных возможностей дошкольники, особенно имеющие нарушения речи, часто затрудняются произносить скороговорки в быстром темпе, как того требует само название «скороговорка».

• В скороговорке не должно быть звуков, которые ребенок произносит дефектно. Это обязательное условие!

• Работу следует начинать с легких скороговорок, постепенно добавляя более трудные.

• Обязательно объяснять ребенку значение непонятных слов.

• Чтобы облегчить запоминание и выразительное произнесение скороговорки, следует определить ее смысл, придумать простые и конкретные жизненные обстоятельства, которые оправдывают многократное повторение текста.

Публикации по теме:

Занятие «В гостях у пчелки Жужи» в рамках детско-родительского клуба «Учимся, играя» (вторая младшая группа)Занятие «В гостях у пчелки Жужи» в рамках детско-родительского клуба «Учимся, играя» (вторая младшая группа) Родители под музыку входят в зал и встают в круг. Под музыку в ходит пчелка Жужа. Здравствуйте мои друзья Очень рада видеть я У себя.

Консультация для родителей «Учимся, играя» УЧИМСЯ, ИГРАЯ. Мир детства невозможно представить без сказки. Часто в сказках встречаются пословицы и поговорки, смысл которых не всегда.

Консультация для воспитателей «Учимся рисовать играя»Консультация для воспитателей «Учимся рисовать играя» Каждый педагог знает как полезно рисование детям! В первую очередь рисование- это творчество. А творчество для ребенка это целый мир в.

Мастер-класс для родителей «Учимся играя»Мастер-класс для родителей «Учимся играя» Игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь его в активное освоение окружающего мира. Учиться, играя! Эта идея увлекает.

Методическая разработка мастер-класса «Учимся играя. «Лэпбук» — интерактивная папка для детей» План мастер-класса Тема: «Мой город Березники». Цель: создание условий для эффективного применения новой технологии – интерактивной папки.

Мастер-класс «Символ года — овечка». Подарок для родителей в технике «квиллинг» (старшая группа)Мастер-класс «Символ года — овечка». Подарок для родителей в технике «квиллинг» (старшая группа) МК символ года – овечка подарок для родителей в технике квилинг (старшая группа) Чтобы заинтересовать детей предложила отгадать загадку:.

Конспект занятия по подготовке к школе с элементами тренинга для детей подготовительной группы «Играя, учимся» Мультимедийная дидактическая игра «Назови одним словом» к развивающему занятию для детей подготовительной группы Конспект комплексного.

Отчет о результатах реализации проекта «Учимся, играя» (первая младшая группа)Отчет о результатах реализации проекта «Учимся, играя» (первая младшая группа) .

Проект в младшей группе «Учимся — играя, играя — познаём» «Учимся-играя, играя-познаем». «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,.

Консультация «Учимся говорить играя» Часть I Для успешного речевого развития ребенка необходимо, чтобы с первых дней жизни его окружала эмоционально положительная и полноценная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект «Учимся играя». Мастер-класс для родителей (старшая группа)
Опубликовано: 8 марта 2023 в 11:48
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект «Учимся играя». Мастер-класс для родителей (старшая группа)» (включая файлы) размещена пользователем Кулагина Оксана (УИ 1511199) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД