ольга туник
Конспект урока для студентов второго курса колледжа «Антропогенное влияние в производственной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок - конференция по теме
«Антропогенное воздействие в производственной деятельности»
Характеристики занятия
Уровень образования: профессиональное образование
Предмет: основы экологического природопользования
Аудитория: студенты 2 курса
Цель урока :
Современное понятие об экологии, ее основные задачи и практическая значимость в социально-экономическом развитии общества.
Задачи конференции
Публикация «Конспект урока для студентов второго курса колледжа „Антропогенное влияние в производственной деятельности“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессиональное педагогическое образование, студенты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2016
Экологическая безопасность предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности»
Приобретение студентами знаний, необходимых для производственно-технологической, проектной и исследовательской деятельности.
Развитие интереса к экологической направленности знаний, желание узнать об экологической обстановке в пищевой промышленности.
Используемое оборудование:
Компьютер, телевизор
Форма организации работы : групповая
Подготовительный этап
Группа разбита на 3 команды и каждая получает опережающее задание;
1 Антропогенное влияние рыбной промышленности на природу.
2 Антропогенное влияние сахарной промышленности
Вначале урока обосновывается актуальность темы, подчеркивая, что человеческая деятельность может стать фактором окружающей среды: «Человечество стоит на пороге экологического кризиса. Положение столь серьёзно, что нужны не практиковавшиеся ранее идеи, усилия и материальные средства, чтобы предотвратить катастрофу. Экологическая драма Земли долгое время находилась в тени опасности ядерного конфликта. Сейчас, когда миновало время «холодной войны», стало ясно, что «экологическая бомба» для человечества не менее опасна, как и ядерная.
Неимоверно растет население Земли, превысившее уже 7 млрд. Каждому человеку требуются пища, одежда, крыша над головой. В то же время ресурсы планеты не умножаются, а иссякают. Сокращается количество плодородных почв. Катастрофически загрязняются вода и воздух. С каждым годом увеличивается площадь пустынь и уменьшается площадь лесов, дающих планете кислород, стабилизирующих климат и циркуляцию вод. Иссякают пригодные для питья пресные воды. Повсюду дают о себе знать химические загрязнения. Вырастают горы отбросов, в том числе и опасных для здоровья людей и всей земной жизни. Истощаются невозобновимые ресурсы планеты. Замечено ослабление поглощающей, оздоровляющей способности Мирового океана.
Вопросы студентам :
1. Что такое экология и какие вопросы она решает?
2. Какие виды загрязнений вы знаете и каковы их последствия?
Выводы: Антропогенные факторы, которые оказывают нежелательное воздействие и на самого человека, и на окружающую его природную среду, являются загрязняющими.
Основной урон окружающей нас природной среде наносят выбросы вредных веществ в атмосферу, сброс сточных вод и накопление твердых отходов.
Исследование закономерностей организации жизни, в том числе в связи с антропогенным воздействием на природные системы, создание научной основы рациональной эксплуатации биологических ресурсов. прогнозирование изменений в природе, возникающих под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Экологические проблемы на пищевых производствах. Гигиеническая безопасность пищевых производств. Отрицательное воздействие предприятий пищевой промышленности на объекты окружающей среды
Выступление учителя
Среди множества проблем, определяющих социально-экономического развития государства особую важность снискала проблема охраны окружающего нас мира живой неживой природы. Самое парадоксальное в этой ситуации состоит в том, что охранять природу человеку приходиться не от стихийных бедствий и катаклизмов мироздания, а от себя!
Научно-технический прогресс, рост населения, увеличение потребностей людей ведут к резкому усилению воздействия на природную среду. По своему охвату это воздействие достигает глобальных масштабов, по силе - сравнивается с геологическими последствиями, а по концентрации (с учетом времени действия) — во много раз превышает интенсивность природных процессов.
Неоправданно высокие выбросы загрязнений и нерациональное природопользование уже привели к экологическому кризису в целом ряде регионов. Особенно актуально это для северных территорий в силу их специфических особенностей. Экстремальные для проживания и хозяйственной деятельности природно-климатические условия, а также низкая плотность населения и точечный характер хозяйственного освоения территорий, являются следствием значительного повышения затрат на производство и реализацию продукции.
Главной задачей экономики природопользования является- исследование природоохранного механизма функционирования народного хозяйства. Разработка такого механизма должна охватывать три взаимосвязанные стадии воспроизводства природных ресурсов : восстановление, эксплуатацию и переработку.
Экономический механизм реализации политики в области природопользования должен включать:
1. планирование и финансирование хозяйствующим субъектом природоохранительных мероприятий;
2. установление государством эколого-экономических нормативов (платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия);
3. предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей среды;
4. возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей среде и здоровью человека;
5. систему и методы экологического природоохранного хозяйствования;
6. международное сотрудничество в области воспроизводства природных ресурсов.
Все эти элементы должны сформировать систему экологического управления на предприятии.
Каждая группа должна ответить на вопросы
1. Какие экологические проблемы связаны с вашей профессией?
2. Каковы причины их возникновения?
3. Какие последствия ожидают в случае запоздалого решения экологических проблем?
4. Каковы пути решения экологических проблем?
Выступление представителя от каждой команды с презентацией по своему вопросу
Командам предлагаются вопросы по теме урока
1 Безотходная технология — это комплекс мероприятий, направленных на максимально полное использование сырья и образующихся при этом отходов, а также создание производства с замкнутым циклом без сброса сточных вод и без выброса в атмосферу вредных веществ.
2. Кислотные дожди - все виды метеорологических осадков, содержащих смесь влаги и мельчайших частиц оксида азота и оксида серы в концентрациях, превышающих нормальный природный фон.
3. Озоновые дыры - это область со значительно пониженной концентрацией озона в озоновом слое Земли, которая способствует усилению потока солнечной радиации на Землю и приводит к росту числа раковых образований кожи, резкому увеличению смертности среди животных и растений.
4. Парниковый эффект - повышение средней температуры поверхности Земли вследствие скопления в атмосфере парниковых газов, (основным является углекислый газ, приводящих к задержке земного излучения и способствующих аккумуляции тепла Землёй.
5. Природные ресурсы – это совокупность естественных тел и явлений природы, которые использует человек в своей деятельности, направленной на поддержание своего существования
6. Рациональное природопользование - хозяйственная деятельность человека, обеспечивающая экономное использование природных ресурсов и условий, их охрану и воспроизводство с учетом не только настоящих, но и будущих интересов общества.
7. Сокращение биологического разнообразия – это снижение многообразия форм жизни в биосфере.
8. Экологическое воспитание и образование - формирование экологической культуры личности, осознание себя частью природы, чувство ответственности за нее как за национальное богатство, основу жизни на земле, привлечение воспитанников к активной экологической деятельности.
Подведение итогов урока
Осознание практической и теоретической значимости полученных знаний (в том числе в рамках получаемой специальности).