Анастасия Башкатова
Конспект урока для школьников 8–9 классы с использованием технологии проблемного обучения дисциплина «Обществознание»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока : «Как правильно выбрать профессию?»
Цель: формирование представлений о том, что выбор профессии – это сложно и потому к нему необходимо подходить осознанно и ответственно, с учетом собственных способностей и потребностей рынка.
Задачи:
-активизировать знания о многообразии профессий;
-способствовать формированию осознанного и мотивированного выбора профессии на основании понимания индивидуальных особенностей, интересов и возможностей;
-оказать психолого-педагогическую поддержку школьникам, дабы обеспечить дальнейшее личностное развитие.
Публикация «Конспект урока для школьников 8–9 классы с использованием технологии проблемного обучения дисциплина „Обществознание“» размещена в разделах
- Обществознание
- Средняя школа, 8 класс
- Средняя школа, 9 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
Используемые методы : беседа; иллюстрирование; опрос; дискуссия.
Применяемая технология : проблемное обучение.
Этапы занятия:
Вступительное слово: объявляется тема урока, педагог говорит о том, что выбор профессии – это важный этап, который закладывает основу для всего последующего развития человека. Тот человек, который четко знает, кем и почему он хочет стать уже достиг немалого успеха, ведь для того, чтобы реализовать себя в жизни, в первую очередь, нужно обладать нужными знаниями о себе, своих интересах и способностях, чтобы должным образом развивать и применять их.
Вопрос школьникам : а как вы думаете, выбор профессии – важный этап в жизни каждого человека? Попробуйте обосновать свои точки зрения на этот счет.
Формулирование проблемы :
Насколько трудно может быть выбор человеком профессии? Чем необходимо руководствоваться человеку для того, чтобы не ошибиться в этом выборе? И можно ли вообще назвать ошибкой любой выбор человека в профессиональной области? Предлагаю на этот счет каждому порассуждать и кратко озвучить свою точку зрения.
Выслушиваются позиции школьников, задаются уточняющие вопросы, а затем подводится общий итог всего сказанного.
Командные задания:
-Класс делится на четыре группы. Далее преподаватель для каждой команды называется одну букву. Команда должна вспомнить как можно больше наименований профессий на эти буквы (каждая – на свою). Далее все названные профессии распределяются по их типам, даются краткие характеристики. Распределение осуществляется таким образом: человек-человек; человек-природа; человек-техника; человек-символ; человек-образ.
-педагог предлагает поработать с ассоциативным мышлением. Делается это следующим образом: называются необычные характеристики групп профессий, школьники должны также назвать как можно больше профессий, подпадающих под те или иные характеристики. Например:
Самая «зеленая» профессия – это: садовод; эко-волонтер и др.
Самая «сладкая» – это: кондитер; пекарь; повар и др.
Самая «денежная» – это: банкир; бухгалтер; предприниматель и др.
Самая «детская» – это: воспитатель; педиатр и т. д.
Самая серьезная – это: врач; государственный служащий; полицейский и т. д.
Самая общительная – это: журналист; педагог; экскурсовод и др.
Самая экстремальная – это: промышленный альпинист; работник зоопарка и т. д.
Изучение нового материала:
Педагог предлагает школьникам ответить на следующий вопрос: тождественны ли такие понятия как «профессия», «специальность» и «должность». Кратко выслушивает мнения учеников. Затем на доске демонстрирует определения каждого понятия:
Профессия представляет собой род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся источником существования.
Специальность – это вид занятия в рамках одной профессии.
Должность – это служебная обязанность, это круг действий, возложенных на определённого человека и обязательных для исполнения.
Закрепление теоретического материала:
Приведите примеры профессий ( примерные ответы: врач, учитель и т. п.).
Приведите примеры специальностей (хирург, офтальмолог, педагог-психолог и т. д.).
Назовите, какие бывают должности: (педагог начальных классов, методист, клинический психолог и пр.).
Теоретический материал и формулирование проблемы :
Как вы думаете, какими критериями нужно руководствоваться, чтобы выбрать свою профессию? Идет дискуссия. Далее подводятся следующие выводы:
Критерии выбора:
-собственные возможности, как интеллектуальные, так и психофизиологические;
-профессиональные интересы – необходимо стремиться к тому, чтобы профессия нравилась, доставляла удовольствие;
-финансовая сторона – профессия должна приносить деньги, стоит посмотреть, востребована ли она на рынке;
-требования, предъявляемые к профессии.
В идеале, нужно стремиться к тому, чтобы все факторы: финансовый, личностный и профессиональный самым гармоничным образом сочетались. Приведите разные примеры, как вы понимаете такое сочетание?
Приблизительный пример: я люблю играть в шахматы; у меня это хорошо получается, так как занимаюсь этим давно (хочу в кружок, секцию); я могу выбрать профессию шахматного тренера; плюс мне нравится общаться с людьми, объяснять им что-то новое, обучать их; шахматный тренер – очень востребованная и денежная профессия.
Теория:
Существуют также следующие факторы, которые стоит учитывать в процессе выбора профессии:
Фактор «хочу» – это ваши желания, интересы, склонности.
Фактор «могу» – это ваши знания, способности, состояние здоровья, возможности личности.
Фактор «надо» – это, прежде всего, потребность рынка труда в кадрах.
Таким образом, формула, по которой нужно выбирать профессию – это рациональное соотношение факторов «хочу», «могу», «надо».
Контрольный вопрос:
Как вы думаете, случайно ли они распределены именно в такой последовательности, что сначала идет фактор «хочу», затем «могу» и уже только потом «надо»?
Контрольное задание:
Итак, на слайде представлены характеристики разных профессий. Давайте попробуем назвать их.
Человек данной профессии осуществляет методическое руководство правовой работой на предприятии, участвует в подготовке ответов при отклонении предприятием претензий. Дает справки и консультации работникам, гражданам о текущем законодательстве, а также содействует оформлению документов и актов правового характера. Для выполнения работы необходимо иметь оперативную и долговременную память, внимательность, коммуникабельность. Обязательно высшее специальное образование (ЮРИСТ).
Участвует в постройке и ремонте жилых домов, зданий и других сооружений. Рубит стены из бревен, настилает полы, устанавливает оконные рамы и двери. В своей работе использует как ручные, так и механизированные орудия труда. Человек, владеющий этой профессией, должен уметь читать чертежи, знать способы разметки и изготовления деревянных конструкций. Достаточно иметь среднее профессионально-техническое образование (ПЛОТНИК).
В этой профессии объединяются функции инженера, художника, психофизиолога, экономиста. Цель – в промышленных изделиях, бытовых приборах, мебели, интерьерах квартир, офисов гармонически совместить полезность, удобство и красоту, обеспечить надежность, привлекательность и конкурентоспособность. Человек этой профессии самостоятельно или совместно с другими специалистами совершенствует уже созданные объекты, участвует в проектировании, конструировании, опытной проверке новых объектов. Для этой профессии необходимы сочетание технической и художественной одаренности, развитое наглядно-образное мышление и воображение (ДИЗАЙНЕР).
Выполняет технические функции и поручения руководителя, применяет рациональные методы работы с посетителями и документами, способствуя тем самым успешному решению основных задач организации. Регистрирует и анализирует письма, документы, систематизирует их по степени важности, ведет телефонные переговоры, записывает и передает задания руководителя по назначению, следит за их выполнением. Человек, владеющий этой профессией, должен уметь работать на персональном компьютере, пишущей машинке, средствах оргтехники. Необходимы хорошее знание русского языка, осведомленность в вопросах психологии общения, эстетики. Желательно знание иностранного языка (СЕКРЕТАРЬ-РЕФЕРЕНТ).
Удостоверяет сделки, оформляет наследственные права граждан, договоры, свидетельствует копии документов. В своей работе должен знать правила оформления юридических документов, нормативные и руководящие материалы по правовой деятельности, действующее законодательство. Должен иметь высшее юридическое образование (НОТАРИУС).
Рефлексия:
Подводятся общие итоги. Преподаватель спрашивает у школьников, что нового они узнали, задает контрольные вопросы, с целью закрепить материал, получить обратную связь: чем стоит руководствоваться при выборе профессии? Почему такой выбор важен?
Таким образом, выбор профессии – это большая ответственность. Нужно подходить к этому не спеша и осознанно. Если вам нужна в этом помощь, вы всегда можете обратиться к педагогу, психологу и посоветоваться со своими близкими: друзьями, родителями. В этом выборе стоит продумывать каждую мелочь.
Домашнее задание:
Составьте небольшую таблицу по пройденному материалу:
Мои возможности
Мои интересы
Требования к выбранной профессии
Востребованность профессии
Попытайтесь составить матрицу рассмотренных факторов применительно к выбору профессии: «хочу», «могу», «надо». Матрица составляется в свободной форме.