МААМ-картинки

Конспект урока литературы «Споры о человеке в пьесе М. Горького «На дне»

Кубарь Вера Павловна
Конспект урока литературы «Споры о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект урока литературы

Автор: Кубарь Вера Павловна, преподаватель русского языка и литературы

Образовательное учреждение. Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области

"Пугачёвский политехнический лицей"

Предмет: Литература

Курс: 2

Тема программы: Творчество Максима Горького

Публикация «Конспект урока литературы „Споры о человеке в пьесе М, Горького „На дне“» размещена в разделах

Тема урока : Споры о человеке в пьесе М. Горького «На дне»

Тип урока : урок изучения нового материала

Вид урока : диспут с элементами кейс-технологии

Продолжительность занятия: 1 урок (45 минут).

Цель методическая: применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через фронтальную, коллективную и индивидуальную формы организации познавательной деятельности.

Цели образования:

обучения: формирование знаний содержания пьесы «На дне» М. Горького, формирование умений соотносить художественную литературу с общественной жизнью, формулирования своего отношения к прочитанному;

воспитания: формирование гуманного отношения к людям;

развития: развитие познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти, внимания, творческого воображения, обогащение словарного запаса обучающихся.

Материально-техническое обеспечение урока : компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация Power Point, учебник «Литература. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) 2 ч. Ч 1 / под ред. Г. А. Обернихиной. – М. : Академия, 2012», портрет М. Горького, раздаточный материал, плакат для оценки учебной деятельности на уроке.

Межпредметные и внутрипредметные связи.

На уроке осуществляются связи литературы с обществознанием («Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики Российской Федерации», историей («Обострение экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации»).

Ход урока:

I Организационный момент

Психологическая установка на работу

- Здравствуйте, садитесь. Настройтесь на продуктивную работу на уроке и положительный результат. Пусть этот урок принесёт вам радость познания и новых открытий.

II Актуализация знаний

а) Слово преподавателя

--Что делает существо, особь действительно ЧЕЛОВЕКОМ? (человеческие качества : доброта, сочувствие, милосердие, разум, трудолюбие)

-Можно ли назвать человеком убийцу? Маньяка? Террориста? Сумасшедшего?

(человек может заболеть или сделать ошибку, никто от этого не застрахован)

-Каких людей по философии Гитлера называли "лишними"? (инвалидов, сумасшедших, больных.)

-Согласны ли вы с такой философией? Нужны ли такие люди? Зачем?

-О чём мы с вами спорим? Назовите тему спора (мы спорим о человеке)

-Лейтмотивом пьесы Горького "На дне" так же стал спор о человеке, именно так звучит тема нашего урока - Спор о человеке в пьесе Горького "На дне"

б) Связь пьесы «На дне» с современностью

-Актуальна ли данная тема в наши дни?

Сообщение по актуальности произведения

Пьеса М. Горького «На дне» актуальна и в XXI в. ; её ставят во многих театрах стран СНГ. режиссеры и актёры ищут всё новые и новые краски для горьковских героев, меняют костюмы и декорации. Но дух захватывает, когда осознаёшь, что в пьесе, написанной более ста лет назад, отражена наша действительность: есть свалки и места, где доживают обречённые, сломанные жизнью люди; где искалеченная молодость мечтает о чистой любви и ждёт принца, который возьмёт за руку и выведет из кошмара; где так же спиваются отброшенные прогрессом и изменениями в обществе рабочие и так же ходят, предлагая иллюзорное утешение, странные люди, уверяющие, что им открыта правда. И мы ищем ответ: что есть истина, что нужно человеку — жестокая реальность, утешение любой ценой или что-то третье?

III. Мотивация и стимулирование деятельности обучающихся

Жизнь сама по себе – ни благо,

ни зло: она вместилище и блага, и зла, смотря

по тому, во что мы сами превратили её.

М. де Монтень

- Какой будет наша жизнь? От чего или кого это зависит?

-Продолжите мою мысль: чтобы что-то получить. надо. (это заслужить)

Всё в жизни зависит от нас самих, от наших установок и целей? Или ничего от нас не зависит?

- Как вопрос об истине жизни на примере своих героев раскрывает М. Горький в своей пьесе «На дне»?

(Каждый из героев, оказавшихся в ночлежке, имеет свою историю жизни, свои мечты, свою жизненную правду.)

Истории жизни героев пьесы

- Сегодня на уроке мы продолжим работу по анализу пьесы Горького «На дне». Рассмотрим трагическое столкновение трё х разных представлений о правде: "правда факта (Бубнов, правда утешительной лжи (Лука, правда веры в человека (Сатин)"

Этот философский вопрос Горький поставил в своей пьесе. Что же лучше для человека : истина или сострадание? Вопрос о правде очень широк и многогранен. И каждый человек понимает правду по-своему, имея в виду некую окончательную, высшую правду.

Организовав совместную деятельность, мы должны найти ответ на этот вопрос.

III Формирование новых понятий и способов действия

а) Словарная работа:

ПРАВДА-ИСТИНА-ФАКТ-ДОГМА-РЕАЛЬНОСТЬ-ДАННОСТЬ

б) Презентация

в)анализ текста

1. Анна 5. Васька Пепел 9. Наташа

2. Клещ 6. Актёр 10. Василиса

3. Сатин 7. Барон 11. Костылёв

4. Бубнов 8. Настя 12. Лука

13. Квашня

-Во что верит герой? Есть ли у него мечта?

в) Выборочное чтение

Что такое человек? Как об этом говорит Горький устами своих героев?

Зачитать слова о человеке из пьесы

Примеры из текста (Сатин) : «Что такое правда? Человек – вот правда

"Чело-век - это звучит гордо! Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать жалостью. "

Бубнов: «Люди все живут … как щепки по реке плывут… строят дом… а щепки – прочь…»

Лука: «…Жалеть людей надо. Я те скажу – вовремя человека пожалеть…хорошо бывает!»

IV Применение понятий и способов действия

а)Коллективная деятельность

Обучающиеся делятся на 3 группы. («Три правды» : Лука, Бубнов, Сатин). У каждой группы на столе разложены карточки с названием и с вопросом.

Слово преподавателя:

- Что понимают под правдой герои пьесы?

пьесе выделяется правда двух уровней: частная и общечеловеческая (мировоззренческая).

У каждого персонажа пьесы своя правда, личная. Настя мечтает о большой настоящей любви, в этом заключается ее правда, Клещ мечтает о работе после смерти жены, Барон живет прошлым, в прошлом его правда, Василиса хочет избавиться от мужа, Актер страстно желает бросить пить и т. д. Выделяется еще и общечеловеческая правда, как бы общая для всех, она отражает смысл человеческой жизни.)

- В пьесе автором представлены три типа правды. Разберёмся, какая правда ближе каждому из вас.

1 группа Утешительная ложь Луки

Какова правда Луки?

Что он проповедует?

(Правда Луки утешительная, «ложь во благо», его правда как туман, она даёт ложную надежду, такая правда привела обитателей ночлежки к еще большим разочарованиям и даже к гибели. Она не заставляет действовать, искать в жизни опору. Поэтому после ухода Луки она рушится.)

- И даже само имя героя символично: Лука «светлый», но в то же время «лукавый».

-Что он говорит о правде? Примеры из текста

"Правда она может. как обух для тебя. "

«Коли веришь, - есть; не веришь – нет… Во что веришь, то и есть…»

- Лука – живой образ именно потому, что он противоречив и неоднозначен.

Запись вывода в тетрадь.

2 группа Циничная правда Бубнова

Как сформулирована в тексте правда Бубнова? Отличается ли она от правды Луки?

- Позиции Луки, компромиссной и утешительной, противостоит позиция Бубнова. Как сформулирована в тексте правда Бубнова? Отличается ли она от правды Луки?

(Наиболее мрачная фигура в пьесе – Бубнов. Он вступает в спор о правде неявно, словно разговаривая с самим собой.)

Примеры из текста (Бубнов) : "На что мне совесть? Я не богатый»,

- Бубнов относится к жизни цинично, со злым пессимизмом, скептически.

Запись вывода в тетрадь.

3 группа Правда веры в человека Сатина

Сатин противопоставлен и Луке, и Бубнову, его жизненная позиция противопоставлена «утешительной правде» Луки и «циничной правде» Бубнова.

- Ребята, работу этой группы начнём с прослушивания монолога Сатина о Человеке. Именно здесь выражена ещё одна жизненная позиция, которая противопоставлена «утешительной правде» Луки и «циничной правде» Бубнова.

Сатин: Человек может верить и не верить… это его дело! Человек - свободен… он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум – человек – вот правда! Что такое человек?. Это не ты, не я, не они… нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! Понимаешь? Это – огромно! В этом - все начала и концы… Всё - в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное – дело его рук и его мозга! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!

- Насколько понятен и близок вам этот человек? Согласны ли вы с ним?

(Сатин говорит о человеке в общем. Его человек абстрактный. Он возникает

на фоне пустоты, за этим образом не стоит ничего конкретного. Никто никого не понимает, все заняты собой, своими проблемами, все в разладе с миром.)

- Вместо «любви к ближнему» Сатин предлагает «любовь к дальнему - мечте», человеку-мечте.

б)Дискуссия

-Согласны ли вы с Сатиным, что человека уважать нужно? Какого человека? Любого или достойного?

пьесе изображены достойные люди? Можно ли их уважать? Почему критики и литературоведы называют их "бывшими людьми"?

-Уважают ли они себя сами?

-Что же важнее для человека : истина или сострадание?

V Итог урока

- Какова же ваша правда в жизни?

Получить образование, создать законную семью, приносить пользу своей Родине и своему народу и не быть равнодушными к чужой беде.

- Но любой человек жаждет быть услышанным и понятым. Холодное равнодушие окружающего мира страшнее криков проклятия…

И когда вы увидите на улице нищего, вспомните слова Сатина: «Надо уважать человека Перед вами человек, утративший веру в себя и в людей, потому что нет на земле никого, кто захотел бы поддержать эту веру. Это старики, которых мы не защитили, это дети, которых никто не обогрел, это взрослые, на месте которых можем оказаться и мы.

VI Домашнее задание

Написать эссе на тему «Мой выбор-истина» или "Я за сострадание" обосновать свое мнение и применить его к тексту пьесы

VII Рефлексия

- Спасибо вам за урок, за интересную плодотворную работу, за сотрудничество.

Оценки

-Продолжите начатые фразы:

На уроке я узнал…

научился…

понял…

задумался…

Теперь я могу…

Было трудно…

Публикации по теме:

«Евпатория» из цикла «Малые города России глазами туриста» (часть 3, «Дувановская улица и набережная имени Горького»)«Евпатория» из цикла «Малые города России глазами туриста» (часть 3, «Дувановская улица и набережная имени Горького») День третий На Театральной площади Евпатории рядом с театром имени А. С. Пушкина находится еще один памятник - мэру города Дувану Семену.

Фотозарисовка о пьесе Ф. М. ДостоевскогоФотозарисовка о пьесе Ф. М. Достоевского Горячие впечатления Пока не остыли первые впечатления от спектакля, хочу поделиться ими, дорогие друзья и коллеги, с вами. Не скрою, что.

Конспект урока литературы в 8 классе «Хлестаков и хлестаковщина» .

Конспект интегрированного урока родной литературы и литературного чтения в 4 классе «Две звезды — Пушкин и Тукай» .

Конспект урока литературы в 11 классе по теме «Подготовка к итоговому сочинению» Конспект открытого урока по литературе в 11 классе в рамках проведения семинара «Имидж и привлекательность школы. Взгляд с позиции управления.

Конспект урока по математике в 4 классе «Действия с многозначными числами». Тип урока-закрепление Цели: 1. Закрепить вычислительные навыки по теме «Действия с многозначными числами»; совершенствовать умения решать задачи, уравнения; продолжить.

Методическая разработка урока литературы по теме «А. С. Пушкин. Лицейские годы» в 6 классе Методическая разработка урока литературы по теме «А. С. Пушкин. Лицейские годы» (6 класс) Цели: • заинтересовать обучающихся рассказом о.

Развивающие игры и упражнения по формированию представлений о человеке у детей младшего возрастаРазвивающие игры и упражнения по формированию представлений о человеке у детей младшего возраста В. А. Сухомлинский сказал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,.

Сценка для новогоднего утренника для детей старшего дошкольного возраста по пьесе И. Токмаковой «Звёздные мастера»Сценка для новогоднего утренника для детей старшего дошкольного возраста по пьесе И. Токмаковой «Звёздные мастера» Памяти известной детской писательницы Весной этого года ушла из жизни одна из известнейших и любимейших советских и российских детских писательниц.

Технологическая карта урока литературы в 7 классе «Стихотворение «Родина» М. Ю. Лермонтова» Учитель: Жарова Н. Л. Предмет: литература Класс: 7 Тип урока: изучение новой темы Технологическая карта урока литературы: "Стихотворение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока литературы «Споры о человеке в пьесе М. Горького «На дне»
Опубликовано: 31 марта 2020 в 13:19
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока литературы «Споры о человеке в пьесе М. Горького «На дне»» (включая файлы) размещена пользователем Кубарь Вера Павловна (УИ 2278342) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД