Лариса Зарифова
Конспект урока литературы в 11 классе «Авторская песня»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок в 11 классе на тему «Авторская песня»
Цели:
• узнать, когда возник этот жанр, каковы основные темы и направления этого жанра, познакомиться с представителями этого жанра;
• развивать умения выразительного чтения произведений, представления презентаций;
• способствовать воспитанию внимательности и любознательности.
Оборудование урока:
• мультимедийный проектор,
• компьютер,
• магнитофон,
• раздаточный материал (вопросы по теме).
Ход урока
Вводное слово учителя. Объявление темы урока. Постановка целей. Раздача вопросов.
Публикация «Конспект урока литературы в 11 классе „Авторская песня“» размещена в разделах
- Литература. Уроки литературы
- Песни. Все материалы на тему песен
- Старшая школа 11 класс
- Старшая школа. 10-11 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Новая тема.
Учитель. Пройдет совсем немного времени, и вы покинете стены этой школы, получите аттестаты зрелости и уйдете в новую, взрослую жизнь. Завершение школьной биографии – это первая высота, вершина, которой вы скоро, надеюсь, достигните. И вот перед последним восхождением я предлагаю вам сделать привал, как это делают все альпинисты, туристы, немного отдохнуть, послушать знакомые и узнать еще не знакомые песни, почувствовать рядом плечо друга, может, и погрустить от осознания скорого неизбежного расставания.
В конце 50–начале 60-х годов прошлого столетия, во времена знаменитой «оттепели», которой предшествовал ХХ съезд партии, зарождались новые формы общения между соседями и друзьями – то, что, позднее назовут «московской кухней». В московских компаниях сложился даже особый стиль общения. Собирались за столом, пели (обычно под гитару, танцевали – и говорили, говорили. Тогда по Москве ходило множество анекдотов – тоже признак времени, их пересказывали друг другу, не опасаясь получить за это срок. В каждой компании были свои любимые рассказчики. Как был и певец. Среди авторов, снискавших известность уже в те годы, яркими звездами горят имена трех «предтеч»: Булата Шалвовича Окуджавы, Юрия Иосифовича Визбора, Владимира Семеновича Высоцкого. И любимые песни. Это были даже не песни, а пение стихов под гитару. Сама по себе поющаяся поэзия является древнейшим видом творчества, встречающимся в культуре всех народов мира, однако в разных странах поэты-певцы назывались по-разному: в Древней Греции лириками, на Руси — гуслярами, на Украине — кобзарями, в среднеазиатских странах — акынами и т. д. В настоящее время за представителями авторской песни закрепилось название «барды». В древности так называли народных певцов кельтских племен, превратившихся в дальнейшем в профессиональных поэтов-песенников. Сегодня авторов-исполнителей называют бардами исходя из того, что, как и древние поэты, они перелагают свои стихи на музыку и исполняют песни под собственный аккомпанемент на струнном инструменте, обычно гитаре. Это внешние, но не всегда обязательные признаки жанра. Термин «авторская песня» был введен Владимиром Семеновичем Высоцким с определенной целью подчеркнуть личностный характер произведений этого жанра, отделить их как от песен, исполняемых на профессиональной эстраде, так и от городского музыкального. Смысл авторской песни заключается в утверждении свободного авторского мироощущения, самостоятельной жизненной позиции неподвластной цензуре (греческое autos переводится как «сам»). Каждой своей песней автор словно хочет сказать: «Это — мой крик, моя радость и моя боль от соприкосновения с действительностью».Слова, принадлежащие выдающемуся барду Булату Шалвовичу Окуджаве, наиболее точно выражают сущность авторской песни, которая не пишется по заказу, а рождается спонтанно и является свободным выражением потребности высказаться, поделиться наболевшим. Об этом фраза из одной песни того же Окуджавы: «Каждый пишет, как он дышит, не стараясь угодить.». Ее роль в истории русской интеллигенции бесспорна.
Своеобразие авторской песни.
Авторская песня – это особый жанр. В отличие от популярной эстрадной песни поющаяся поэзия адресована далеко не всем и каждому. Она понятна лишь тем, кому автор доверяет, кто душевно расположен к нему и способен разделить его мысли и чувства. Поэт-певец не отделяет себя от аудитории, не «исполняет» песню, не «демонстрирует» себя и свое творчество слушателям, а ведет с ними доверительный разговор по душам, рассчитывая на ответную реакцию. Атмосфера взаимного доверия и взаимопонимания, возникающая в ходе такого «разговора», переживаемое всеми присутствующими чувство общности, сопричастности («Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» — О. Митяев) является главным признаком авторской песни, позволяющим видеть в ней особую «форму духовного общения единомышленников» (Б. Окуджава). Эти песни поются в дружеских компаниях, у костра, в походах, геологических экспедициях, в неформальной обстановке. Эта «неформальность» авторской песни и составляет ее главную притягательную силу. Авторская песня обращена к каждому, и она про каждого. Здесь и любовная лирика, и философские раздумья о смысле жизни, и темы мира и войны, предназначение человека и его мечты.
Сегодня мы уже можем говорить об авторской песне как особом направлении поэтического и музыкального искусства. Несмотря на то, что авторская песня стала общественным движением 50-70-х годов ХХ века, существует она и сегодня. В 1990-е годы песня протеста получила новое звучание в творчестве таких разных по значимости, но довольно известных авторов-исполнителей, как В. Цой, Ю. Шевчук, К. Кинчев и др. К сожалению, сегодня и старые, и более молодые авторы-исполнители, среди которых особой популярностью пользуются А. Суханов, Л. Сергеев, Вадима и Валерия Мищуков, используя в своем творчестве новаторские приемы бардов прошлых лет, все больше превращаются в обычных эстрадных исполнителей. Таким образом, авторская песня в настоящее время испытывает творческий кризис.
Как возникает песня? Та, которой суждено затронуть души людей, идти с ними по свету, стать надежным другом «и в любви, и в радости, и в горе»…
Презентация учителя по теме "Авторская песня" (Приложение № 1)
На исходе 50-х годов в поэзии сложился жанр авторской песни
(Презентация, слайды 1, 2)
Авторская песня стала выразительной приметой демократизации общественной жизни и культуры. Минуя печать, авторская песня обращалась к широкой аудитории. Автор доверительно обращается со слушателями.
(Презентация, слайд 3)
Отсутствие композиторского исполнительского профессионализма оказалось достоинством, т. к. придавало песне естественность.
(Презентация, слайды 4-10)
Мини-проекты по творчеству поэтов-бардов (сделаны учащимися).Регламент выступления-3 минуты. :
Творчество Юрия Визбора (1934-1984) (Газета)
Прослушивание песни
Творчество Булата Окуджавы (1924-1997) (Презентация.)
Прослушивание песни
Творчество В. Высоцкого (Презентация)
Прослушивание песни
Творчество Олега Митяева (Буклет)
Прослушивание стихотворения.
Творчество Александра Розембаума (Клип)
Прослушивание песни.
Творчество отца Романа (в миру Матюшина). (Презентация).
Прослушивание стихотворения.
Творчество Александра Васильева «Сплин». (Презентация).
Прослушивание песни.
Есть у авторской песни и грустная страница
В августе 1967 года комсомолец Валерий Грушин, студент Куйбышевского авиационного института имени С,П. Королева, погиб на таежной реке Уде в Восточных Саянах, спасая тонущих в ледяной воде детей. В память о его подвиге и любви к песне в 1968 году на Волге, близ горы Жигули, прошел I песенный фестиваль, организованный областным советом по туризму и экскурсиям. Фестивальные концерты под Куйбышевом (ныне под Самарой) проходят в огромном природном зале, где трибуна – гора, а сцена – плот-гитара, причаленный к берегу. Здесь говорят, что «гора слушает гитару». Число авторов и любителей самодеятельной песни растет с каждым годом. Если I Грушинский фестиваль собрал свыше 600 человек, то уже в XII Грушинском фестивале принимали участие около 100 тысяч человек из 75 городов, а XXVII Грушинский фестиваль объединил около 210 тысяч исполнителей и любителей авторской песни.
А сейчас мы с вами споём песню, которую исполняют на всех Грушинских фестивалях. И называется она «Фестивальная», но чаще всего ее называют «Изгиб гитары желтой».
Вывод по уроку:
Ответы на вопросы.
Спасибо, ребята. Ваши оценки за работу на уроке: (выставляются оценки)
Учитель: Я думаю, что, начиная с сегодняшнего дня, ваш интерес и уважение к авторским песням станет выше. И, вполне возможно, что вы полюбите эти песни и будете петь их не только на уроках музыки, но и в кругу своих друзей и близких.