Лучший педагог года

Конспект урока по окружающему миру 4 класс «Жизнь древних славян»

Эльвира Райковская
Конспект урока по окружающему миру 4 класс «Жизнь древних славян»

Конспект урока

Предмет Окружающий мир

Класс 4

Тема «Жизнь древних славян»

Цели урока :

Обучающие:

• Раскрыть происхождение восточных славян, дать характеристику качеств личности древних славян, их поведения, внешнего вида, быта.

• Учить детей давать определения историческим терминам.

• Учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы.

Развивающие:

• Развивать умения отвечать на вопросы, обобщать и делать выводы.

• Развивать внимание, память, логическое мышление.

Публикация «Конспект урока по окружающему миру 4 класс „Жизнь древних славян“» размещена в разделах

Воспитывающие:

• Воспитывать интерес к истории.

• При работе в парах воспитывать уважительные отношения друг к другу.

Ход урока:

I. Организационный момент

Учитель визуально определяет готовность учащихся к уроку.

Вводное слово учителя:

Прошу вас прочитать высказывание на экране. Я хочу, чтобы вы работали с удовольствием. ( на экране надпись: «Я хороший ученик!» «Я со всем справлюсь!») Слайд №1

Ребята, сегодня мы продолжим изучение раздела курса истории. Чтобы лучше понять смысл названия темы нашего урока, необходимо выяснить значение входящего в это название ключевого слова. С этой целью давайте выполним ряд заданий.

II. Подготовка учащихся к восприятию нового материала

Фронтальная устная работа

1. Прочитайте слова и сделайте предположение о лексическом значении этих слов.

• Предки

• Современники

• Потомки

Слова записаны на Слайде №2

2. На линии времени обозначьте год, в котором живём мы и наши современники. Обозначьте фигурными скобками части схемы, соответствующие времени жизни наших предков и потомков. Подпишите их.

У каждого ребёнка персональная карточка

Я тоже поработала дома и посмотрите, что получилось у меня (слайд № 3).

предки 2017 потомки

3. Внимательно прочитайте три высказывания и найдите среди них ложные. Объясните свою позицию.

• Наши предки живут в далёком будущем.

• Наши потомки жили в далёком прошлом.

• Наши предки жили в далёком прошлом.

Слайд № 4

Действительно, истинным является только последнее высказывание. Именно оно определяет содержание курса истории, изучение которого мы продолжаем.

4. Сформулируйте вопросы к истинному высказыванию, используя следующие вопросительные слова: кто? откуда? как? где? какие?

(Кто были наши предки?

Откуда пришли наши предки?

Как жили наши предки?

Где жили наши предки?

Какие были наши предки)

Слайд № 5

Получить ответы на эти вопросы нам помогут задания, которые я приготовила.

III. Изучение нового материала и первичная проверка знаний

1. Самостоятельное чтение про себя, чтение вслух, фронтальная работа по содержанию текста

Внимательно прочитайте текст (у каждого персональная карточка на белом листе).

Наши предки жили по берегам таких рек, как Днепр, Волхов, Ока и Западная Двина.

По одной из исторических версий, пришли они на эту землю с предгорий Гималаев (из Индии). Доказательством этому является похожее звучание слов мать, брат, сестра, нос, двое как у нас, так и в Индии.

Среди других народов наши предки славились силой, выносливостью и смелостью. Их слава была столь велика, что прославленных предков наших, воинов-богатырей, часто вовлекали в войны как союзников. Славно сражались они в пешем строю мечом и копьём, одетые в простые рубахи, а то и полуголые.

Обратите внимание на выделенные слова, что вы можете сказать о них?

Вы узнаете, как называли наших предков, если дополните схему, используя корень данных однокоренных слов. Слайд №6

… + ян + е

Как вы думаете, на какой вопрос мы нашли ответ? Слайд №7

На какие ещё вопросы можно найти ответы, прочитав текст?

Как вы думаете, почему славяне селились по берегам рек?

О том, как был обустроен быт славян, нам расскажет ученица 1

Жили славяне семьями в домах – полуземлянках площадью 10 – 20 квадратных метров. Стены домов, скамьи, столы, домашняя посуда делались из дерева. Крышу крыли ветвями, обмазанными глиной. Топился дом по-чёрному – складывался глинобитный или каменный очаг, дым уходил не через печную трубу, а прямо в отверстие в крыше. В своих домах славяне устраивали несколько выходов, а ценные вещи прятали в землю, потому что в любой момент могли нагрянуть неприятели.

Теперь попробуем выяснить, какие были наши предки. Слайд №8

Опираясь на описание типичного вида славянина, определите, есть ли такие среди учеников нашего класса?

Славяне отличались высоким ростом, могучим телосложением, обладали незаурядной физической силой и необыкновенной выносливостью. У них были русые волосы, румяное лицо и серые глаза.

Действительно эти ребята очень подходят под описание.

Давайте выясним основные занятия древних славян. (Приглашаются 6 мальчиков и 6 девочек, они вытягивают карточку с заданием изобразить с помощью пантомимы занятия женщин и мужчин. Учащиеся отгадывают и повторяют). Задание в приложении.

Учитель раздает учащимся карточки с заданиями изобразить с помощью пантомимы виды деятельности славян :

женщину, которая: шьёт; лепит посуду; готовит пищу; доит корову; кормит птиц; нянчит детей;

мужчину, который: ловит рыбу; рубит дрова; охотится с помощью лука; пашет землю; собирает урожай; строит жилище.

Один учащийся изображает, а остальные отгадывают и повторяют.

Теперь давайте выясним, какими качествами обладали славяне. Послушайте небольшой отрывок.

Отец (уходя на работу, выставляет на стол продукты) : Надо оставить немножко гречневой крупы, мёда, простокваши, сухарей.

Сын: Зачем, отец, ты оставляешь всё это, мы ведь уходим на сенокос надолго?

Предположите, что ответил отец сыну.

Сравните ваши предположения с тем, что на самом деле ответил древней славянин своему сыну.

Отец: Авось, какой-нибудь путник зайдёт, погреется, покормится, да нас добрым словом помянет.

Вы послушали отрывок, ответьте, каким же качеством славились наши предки? (гостеприимством)

Какими ещё качествами славились наши предки, вы узнаете, выполнив задание на карточках.

1. Работа в парах.

Замените выделенные слова антонимами, используя слова для справок.

Древние славяне славились своей скупостью.

• В воинских сражениях они, как правило, проявляли трусость.

• Их поражения часто объяснялись глупостью воинов.

• От других народов славян отличали физическая слабость и нетерпеливость.

• Но больше всего славяне любили рабство.

Слова для справок: свобода, смелость, победа, сообразительность, сила, терпеливость, щедрость.

2. Проверка. Обобщение полученных вариантов ответов: основные качества, которыми обладали наши предки – славяне. (Слайд № 9)

Какие замечательные они у нас получились.

IV. Подведение итогов. Домашнее задание.

В начале урока мы поставили для себя вопросы.

Думаю, вы понимаете, что эти вопросы не позволили раскрыть все особенности жизни наших предков - славян.

В качестве домашнего задания предлагаю подготовить мини – сообщение на тот вопрос, который заинтересовал вас больше всего.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект урока по окружающему миру для 3 класса «Мир растений» Тема урока: Мир растений Цели: Ознакомить с основной классификацией растений, рассмотреть особенности каждой группы растений. Задачи урока:.

Конспект урока по окружающему миру для 3 класса «Чем растения отличаются от животных?» Цели деятельности Ситуативное задание Планируемый результат • Мотивировать к изучению темы. • Стимулировать эмоционально - ценностное отношение.

Конспект урока по окружающему миру для 3 класса «Разнообразие растений» Предмет: Окружающий мир Класс: 3 Урок: 13 Дата: 19.10.2016 г. Тема: «Разнообразие растений» Педагогическая цель: создание условий для.

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Что такое хвоинки?» Конспект урока Класс: 1 Предмет: окружающий мир Тема: «Что такое хвоинки?» Цель: создать условия для открытия учащимися нового знания о.

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Советская Россия. СССР. Российская Федерация». Учитель: Жабуева С. А. Окружающий мир Раздел: Наша Родина: от Руси до России Тема урока: Советская Россия. СССР. Российская Федерация. Тип.

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «В царстве грибов» Окружающий мир 3 класс Тема: В царстве грибов Тип: изучение нового материала Учитель: Маслова Юлия Васильевна ГБОУ СОШ № 606 Цель: познакомить.

План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Отечественные войны 1812 и 1941–1945 года. Сравнение» Тема: «Отечественные войны 1812 и 1941-1945 года. Сравнение» Предмет: окружающий мир Класс: 4 Учебник: О. Н. Федотова, Т. В. Трофимова; изд.

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Почему идёт дождь и дует ветер?» Предметная область: окружающий мир, 1 класс 3 четверть. Тема урока: Почему идёт дождь, и дует ветер? Цель урока: сообщение новых знаний.

Проект урока по окружающему миру во 2 классе «Путешествие по материкам» Пояснительная записка Данная работа представлена по направлению Начальная школа. Предмет, класс: окружающий мир, 2 класс УМК: Образовательная.

Технологическая карта урока по окружающему миру «Берегите лес» Технологическая карта урока Учитель: Краснова И. В. Место работы: МОУ Среднетимерсянская СОШ Предмет: Окружающий мир Тема: Берегите лес.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по окружающему миру 4 класс «Жизнь древних славян»
Опубликовано: 6 декабря 2017 в 15:39
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД