Лучший педагог года

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Почему идёт дождь и дует ветер?»

Марина Володина
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Почему идёт дождь и дует ветер?»

Предметная область: окружающий мир, 1 класс 3 четверть.

Тема урока : Почему идёт дождь, и дует ветер?

Цель урока : сообщение новых знаний о ветре и о дожде; обобщение, систематизация и закрепление знаний об этих природных явлениях.

Задачи урока :

Учебные:

• расширить, уточнить представление детей о дожде и ветре;

• объяснить причины их возникновения ;

• раскрыть значение этих явлений для жизни растений, животных, человека;

• объяснить причины их возникновения.

Публикация «Конспект урока по окружающему миру в 1 классе „Почему идёт дождь и дует ветер?“» размещена в разделах

Развивающие:

• развитие познавательного интереса к предмету;

• развитие мышления, умения выделять наиболее значимый материал;

• развивать ораторские и актерские способности, умение общения с аудиторией;

• показать последствия этих явлений;

• формирование умения выполнять тест для описания подобных явлений.

Воспитательные:

• воспитывать чувство долга, ответственности в охране родной природы;

• быть внимательным, бдительным и уметь прийти на помощь в любой ситуации.

Форма проведения урока : решение пробных вопросов, выполнение творческих заданий.

Форма организации учащихся: индивидуальная, групповая и коллективная.

Тип урока : урок-исследование.

Оформление урока : УМК «Школа» России, учебник Плешакова А. А. Базовый учебник: «Окружающий мир» А. А. Плешаков. Учебник для 1 класса начальной школы в 2-х частях, «Рабочая тетрадь А. А. Плешаков для 1 класса начальной школы в 2-х частях, раздаточный материал,компьютер, проектор, экран.

Планируемый результат: дети должны научиться:

Объяснять причины возникновения дождя и ветра; рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, ситничек).

Должны получить возможность научиться: наблюдать за дождём и ветром; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в паре, использовать представленную информацию для получения новых знаний.

Регулятивные УУД: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.

Познавательные УУД: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о причинах возникновения дождя и его значении для человека, растений и животных; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.)

Коммуникативные УУД: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Основные понятия Дождь, ветер, осадки, явления природы.

Межпредметные связи Литературное чтение

Ресурсы:

- основные Компьютер, проектор, презентация, учебник.

- дополнительные: у учителя – блюдце с водой, вата, свеча, стакан с водой, приготовленный за несколько дней и стоящий в тёплом месте.

У учащихся – карточки с заданиями, учебник

Методической особенностью урока, обеспечивающей его эффективность, нетрадиционная форма его проведения – исследование. Исследование оригинально по форме и тем самым включают один из основных мотивов учащихся к изучению предмета – интерес. Кроме этого оно дает возможность рассмотреть изучаемый вопрос решением проблемных ситуаций. Исследование также позволяет разрешить конкретные дидактические задачи. На таком занятии есть прекрасная возможность в нетрадиционной форме обобщить и расширить знания учащихся. Сама подготовка к уроку приобщает учащихся к чтению научно-популярной литературы, поиску и отбору нужной информации, развивает творческие способности.

ИКТ используется на всех этапах урока как средство наглядности вместе со словом, т. е. словесные и наглядные методы выступают в дидактическом единстве.

ИКТ использовались также в процессе подготовки к уроку как средство извлечения информации и наглядного материала, для этого использовали Интернет. Наглядный материал оформлен в виде презентации в Рower Poit.

Ход урока.

I Оргмомент.

- В нашем классе все друзья :

Я,ты,он,она

Улыбнитесь тем,кто справа,

Улыбнитесь тем,кто слева,

Улыбнитесь тем,кто сзади,

Все мы дружная семья

II Актуализация знаний

- Ну а дом всех нас и всего человечества это-…. (Земля)

-С егодня мы продолжим путешествовать. И, как легкие весенние, облачка полетим в прекрасный и загадочный мир природы.

-Работать будем в группах. Давайте сначала вспомним правила работы в группах и парах.

(Дети называют. Вывешивается таблица:

-У каждого руководителя группы есть белое облачко. А у каждого из вас есть капельки синего и серого цвета. Приклейте серые капельки те,кто считает,что уже все тайны природы вам известны, и вы все знаете.

Если же считаете,что знаете много, но еще многое предстоить открыть и узнать,приклейте капельку синего цвета.

Каждый приклеивает по 1 капельке к облаку своей группы.

(результаты вывешиваются на доске)

-Какой цвет преобладает? Мы многое уже знаем,но еще больше предстоит узнать.

-На прошлых уроках мы уже путешествовали. Где?. (В космосе)

-Обратите внимание на опорные слова на доске:

Карточки: СОЛНЦЕ, ВЕТЕР, ЛУНА, ЗВЕЗДЫ, ДОЖДЬ

-Прочитайте слова хором. Разделите их на 2 группы (2 реб. у доски. Карточки: Явления природы и небесные тела)

- С какими понятиями мы уже знакомы?

-На этот раз я предлагаю попробовать свои силы в парах.

-Не забывая правила, возьмите желтый конверт с заданием. Ваша задача наклеить в пустую клетку ту картинку, которая соответствует определению и вспомнить их названия. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

ВКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР

Проверим правильность выполненного задания с помощью экрана.

-Эксперты сегодня будут… (С каждого ряда по 1 человеку. Они проверяют быстро проходя по рядам.)

-А кто такие эксперты? В словаре Ожегова,это специалист в какой-то области.

-Есть ли желающие сообщить что-то новое, о чем прочитали дополнительно? (маленькие сообщения2-3 предложения). Прикрепляю значок ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

-Я предлагаю всем вам сегодня на уроке стать исследователями.

III.Физминутка

Глазки видят все вокруг.

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть все дано.

Где окно,где ведро.

Оюведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

IV. Постановка проблемы и целеполагание

- Когда глазка исследовали кабинет, заметили ли вы что-нибудь на доске?

-У нас осталась 2-я группа слов: ДОЖДЬ и ВЕТЕР.

-Что вы о них знаете? (ответы детей)

-Догадались о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

-Сегодня на уроке мы постараемся разобраться : почему же идет дождь и дует ветер (Тема на доске)

-А для чего нам эти знания? Я начинаю, кто-то продолжает

УЗНАТЬ,что такое дождь и ветер

РАЗВИВАТЬ мышление,речь

УМЕТЬ объяснять эти явления природы

V. Совместное открытие нового

- Послушайте,какие строки написала Галина Новицкая

(3 ребенка рассказывают стихотворение)

Мокнет ёжик, мокнет птичка,

Мокнет в поле электричка,

Мокнут ветки и соседки:

Не успели до беседки.

Мокнут зонтики и шляпы,

Мокнут чьи-то мамы, папы,

Мокнут лавочки, ограды.

Лишь лягушки очень рады:

В лужах скачут, песни пляшут,

И зеленым флагом машут…

- Ребята, какое настроение у вас возникло, когда вы слушали это стихотворение, грустное или веселое? (ответы детей)

- Когда летом идет дождь какое настроение у вас? (ответы детей)

- А почему веселое? (ответы детей)

- Почему грустное (ответы детей)

- А какую пользу приносит нам дождь? (ответы детей- поливает)

- Ребята, а вы знаете, откуда берется дождь (ответы детей- нет)

- А как дождик попадает на небо в тучу (предложения детей)

-Каждый думает по-разному, но опыт поможет нам выбрать правильный ответ.

-Помните, 3 дня назад мы с вами поставили стакан с водой на подоконник,т. к. там тепло. Что же произошло с водой? (Она испарилась)

-Что значит слова «испарилась»?Вставьте слово6 Испарение-это превращение ….(воды) в (пар)

Выбераем основные панятия ВОДА-ПАР. На воске прикрепляются картинки

-Что в природе нагревает воду? (Солнце)

-Кто самый внимательный: в классе мы каждый день наблюдаем за процессом испарения. Подскажу:это связано с доской

ФРАГМЕНТ ИЗ ФИЛЬМА ОДОСКЕ И ВЛАЖНОЙ ТРЯПКЕ

VI. Эксперимент

-А что происходит дальше мы с вами сформулируем,если проведем следующий эксперимент.

Работаем в группах. Вспоминаем правила,мы их уже повторяли.

- Возьмите вату, плотно сожмите её Ребята представьте, что у нас в руках меленькое облако, опустите вату в блюдце. А теперь пинцетом приподнимите за верхний ее край.

- Ребята что происходит с ватой?

- Она насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облачко превращается в тучу,

- Наше туча понимается вверх, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Идет дождь

- Туча, туча, что несешь? Отвечает туча….(дети отвечают хором- дождь)

Вывешивается картинка ТУЧИ и КАПЛИ ДОЖДЯ

-А теперь я попрашу расставить стрелочки (1 ребенок у доски)

-У нас с вами получилась схема круговорота воды в природе.

Давайте проверим. Внимание на экран.

Показ фрагмента сопровождается рассказом учителя - Да ребята, Солнце согревает воду в океане, в море, в реке, в любой луже.

- Вода испаряется, превращается в прозрачный пар и поднимается кверху

Лёгкий пар вместе с тёплым воздухом поднимается от земли всё выше и вышё – на много километров вверх. Там, на высоте, всегда холодно.

Теплый пар наверху прикасается к холодному воздуху, и из него образуются крохотные, как пыль, капельки воды. Капельки еще очень маленькие и легкие. Холодный воздух тащит их вниз, а теплый воздух опять поднимает их вверх. они танцуют, сливаются вместе, становятся крупнее.

Их очень-очень много, и все вместе они образуют облако.

Нижний край тучи становится темным от крупных капелек, которые не могут удержаться в воздухе. Они падают на землю. Это множество падающих капель мы называем дождем.

Это ребята круговорот воды в природе.

-Вот так появляется дождь.

- Как думаете, какие дожди бывают?Страница 36 в учебнике поможет ответить на этот вопрос (ответы детей- очень сильный; мелкий; долгий)

Дождь бывает очень сильным он называется ливень.

Включить слайд (Ливень)

Ливень- это проливной дождь

Включить слайд (Дождь мелкий)

Так же бывает Ситничек – мелкий и очень долго идущий дождь

Включить слайд (Косой дождь)

Бывает Косой дождь или косохлёст

- А теперь ребята отдохнем и превратимся в дерево

VI I РЕЛАКСАЦИОННАЯ ИГРА (физминутка) «Дождь в лесу»

В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои листочки.

(руки поднимают вверх)

Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся. Пальчики – листочки танцуют под солнышком. Вдруг подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны.

(дети раскачивают руками в разные стороны)

Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются. Ветер принес дождевые тучки, и деревья почувствовали нежные капли дождя. (Дотронься своими пальцами до спины стоящего. Пусть движения будут легкими, как будто дождик стучит ласково.) Дождик стал стучать сильнее, а потом еще чуть сильнее. И деревья стали жалеть друг друга, гладить, защищать от сильных ударов дождя. Но вот опять появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с себя лишние капли дождя и оставили только необходимую влагу. Почувствовали свежесть, бодрость и уверенность.

-Кто почувствовал прилив сил может присесть.

-А из-за чего появляется косохлест? (из-за ветра)

-Что же такое ветер?

-Тогда я попрошу вас помахать перед лицом рукой. Что вы чувствуете? (ветерок)

-А откуда он взялся? (заставили рукой двигаться воздух)

-Как еще мы может почувствовать ветер? (подуть друг на друга)

Но движение воздуха мы может не только почувствовать, но и увидеть.

Но этот опыт я проведу сама. Открою одновременно окно и дверь. Шарик взлетит.

Включить слайд (как возникает ветер)

Ветер- это движущийся воздух. Земля в разных местах по-разному нагревается солнечными лучами. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.

Карточки в парах. Один у доски

- А теперь опираясь на ваши наблюдения, выполним задание на карточках, у вас на партах лежат карточки в которых нужно подчеркнуть слова, которыми можно описать ветер. Работать будем в парах.

Слова: теплый, широкий, сильный, холодный, зеленый, сырой, порывистый, слабый, сладкий

А сейчас проверим как вы справились (1реб читает слова которые подчеркнул)

Включить слайд (теплый ветер)

Ветры на Земле бывают разные. Бывают легкие и теплые, приносящие освежающую прохладу.

Включить слайд (ураган)

А бывают сильные и грозные — ураганы, тайфуны и смерчи. Они приносят много разрушений

Ветер бывает разный. Он способен двигать предметы, а лёгкие даже поднимать и переносить на некоторое расстояние, раздувать паруса, гнуть и ломать деревья и многое другое.

– Как вы думаете – ветер «мешает» или «помогает» людям?

Вывод: ветер,как и дождь, может быть и другом и врагом.

VIII Итоги урока

- Вернемся к учебной задачи урока

- Как вы думаете выяснили мы причину возникновения дождя, ветра?

- Узнали что-то новое?

Рефлексия: Работа в группах

- У каждого на парте своя капелька серого и синего цвета. Если вы на этом уроке что-то открыли на уроке,приклейте синюю,если нет-то серую.

(тучки вывешиваются на доске)

- Спасибо за урок!

Прикреплённые файлы:

moja-prezen_qc7hm.ppt | 3527 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Почему идёт дождь» Цель Расширять представление детей о природном явлении в процессе экспериментальной деятельности. Образовательные: Формировать у детей интерес.

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Что такое хвоинки?» Конспект урока Класс: 1 Предмет: окружающий мир Тема: «Что такое хвоинки?» Цель: создать условия для открытия учащимися нового знания о.

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Советская Россия. СССР. Российская Федерация». Учитель: Жабуева С. А. Окружающий мир Раздел: Наша Родина: от Руси до России Тема урока: Советская Россия. СССР. Российская Федерация. Тип.

Конспект урока по окружающему миру на тему «Звездное небо» 2 класс Цель: формировать представление о карте звёздного неба; развивать умение давать характеристику звёздам; уточнить знания о созвездии Кассиопея,.

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Куликовская битва» Название работы: «Куликовская битва» 4 класс Автор: учитель начальных классов Котлярова Ольга Анатольевна Место выполнения работы: МБОУ.

Конспект по окружающему миру во 2 классе «Смена времён года» Открытый урок окружающего мира. 2 класс. Смена времён года. Цель: формирование общеучебных умений в процессе изучения временных изменений.

План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Отечественные войны 1812 и 1941–1945 года. Сравнение» Тема: «Отечественные войны 1812 и 1941-1945 года. Сравнение» Предмет: окружающий мир Класс: 4 Учебник: О. Н. Федотова, Т. В. Трофимова; изд.

Проект урока по окружающему миру во 2 классе «Путешествие по материкам» Пояснительная записка Данная работа представлена по направлению Начальная школа. Предмет, класс: окружающий мир, 2 класс УМК: Образовательная.

Технологическая карта урока по окружающему миру с презентацией в 1 классе «Кошки в нашем доме» Родионова Елена Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей имени Ивана Ивановича Федунца» г. Узловая Технологическая карта урока.

Урок по окружающему миру во 2 классе «Лесные опасности» Конспект урока Предмет: УМК «Школа России», учитель: Окружающий мир. 2 класс. Королева Ольга Владимировна Место занятия в структуре.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Почему идёт дождь и дует ветер?»
Опубликовано: 3 августа 2017 в 23:10
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД