Конспект урока по русскому языку «Правописание безударных падежных окончаний имен существительного 1,2,3 го склонения»

Эльмира Яхьяева
Конспект урока по русскому языку «Правописание безударных падежных окончаний имен существительного 1,2,3 го склонения»

Урок русского языка в 4 классе

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3 склонения. Обобщение.

Цели: 1) закрепить умение определять у существительных тип склонения; учить правильно писать ударные и безударные падежные окончания имён существительных;

2) развивать орфографическую зоркость, речь, мышление.

3) воспитывать интерес к предмету, сложным заданиям; прилежание.

Оборудование: учебник, тетрадь, презентация, карточки с пословицами.

Ход урока

1. Оргмомент. Эмоциональный настрой учащихся

— Улыбнитесь друг другу. Мы добры и приветливы. Я желаю вам с хорошим настроением провести этот урок.

Запись числа и классной работы

(Итак, сели все правильно, тетрадь положили под наклоном, спинку держим прямо, голову слегка наклонили. Записываем число и классная работа.)

2. Минутка чистописания

н Н н Н

Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки.

Дайте характеристику звуку, который обозначен этой буквой. (н) (согласный, звонкий, твёрдый)

Прочитайте предложение.

Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки.

-Что это за предложение записано? (пословица) О чём она говорит? (Новый день надо начинать с утренней зарядки)

Зарядка заряжает энергией, отличным настроением на весь день, улучшается кровообращение, доставка кислорода с питательными веществами.

Назовите орфограммы в словах? (Начинай – он начал, дело начато; сочетание жи; утренней – удвоенная нн, зарядки – парный согласный (зарядить) приставка по, ник – суффикс, недел - корень. (Раньше «неделей» называли воскресенье – день отдыха, а понедельник шел после дня отдыха, после недели.). по - приставка, недел - корень, ник - суффикс.

Запишите пословицу.

-Назовите слова, где количество звуков и букв не соответствует. (жизнь, понедельника, новую)

Назовите в этой пословице словарное слово (Понедельник)

На доске записано стихотворение Б.Заходера:

-Прочитайте стихотворение (про себя). Прочитаем вслух.

В лесочк… над речк. й

Построена дачка.

На дачк… живет

Небольшая собачка.

Собачка довольна

И лес…м и дач…й,

Но есть огорчения

В жизн… собачьей.

5. Постановка темы и целей урока

- Проанализируйте орфограммы, сформулируйте тему урока.

Орфограмма: Безударные падежные окончание имён существительных.

Тема нашего урока “ Правописание безударных падежных окончаний имён существительных”.

(Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа)

- Мы учились на предыдущих уроках правильно писать безударные падежные окончания имен существительных единственного числа.

-Скажите, что надо сделать, чтобы правильно написать безударное падежное окончание имён существительных?

(Определить склонение, падеж существительного и вспомнить, какое окончание нужно писать в данном падеже данного склонения.)

Какие окончания мы пишем у существительных 1 склонения в Р. п.? В Д. и П. п. ?

Как ещё можно проверить безударное окончание?

Подобрать слово-помощник с ударным окончанием для проверки правильности написания) (слайд)

Какими словами – помощниками нужно заменить существительные с безударными окончаниями? (1скл –земля, луна; 2 скл- окно, конь; 3 скл – степь)

Формулировка цели урока и постановка учебных задач

-. Так какова же цель нашего урока? (научиться правильно писать безударное падежное окончание имени существительного в единственном числе)

- Сформулируйте учебные задачи:

(- учиться ставить имя существительное в начальную форму;

- научиться правильно определять тип склонения и падеж имени существительного;

- запомнить все безударные падежные окончания имен существительных по типу склонения и в разных падежах;

- научиться подбирать слово-помощник с ударным окончанием для проверки правильности написания)

6. Работа по теме урока.

- Тогда скажите, какое задание можно выполнить по этому тексту? (Выписать имена существительных, вставив пропущенные окончания.)

В лесочке над речкой

Построена дачка.

На дачке живет

Небольшая собачка.

Собачка довольна

И лесом и дачей,

Но есть огорчения

В жизни собачьей.

В лесочке, над речкой, на дачке, лесом, дачей, в жизни.

Вывод по правописанию безударных окончаний существительных.

7. Закрепление,обобщение материала:

Работа по учебнику

Упр. 236

8. Физкультминутка

Внимательно послушайте слова, которые я буду называть. Если назову слово с ударным окончанием, вы поворачиваетесь лицом друг к другу и обмениваетесь хлопками. Если назову слово, в котором безударное падежное окончание вы приседаете.

За ключом, с багажом, со шприцем, в зоопарке, на юге, на реке, о труженике, над землёй, о герое, в тумане, у окна, на барабане, о львенке, в степи, к корове, у рощи

9.Продолжение работы по закреплению и обобщению:

Работа с деформированным текстом

Учитель: - Какое время года наступило?

Дети: - Зима.

Слайд

Учитель: По календарю зима начинается 1 декабря. В природе каждый год она приходит в разные сроки. Первые морозы нередко сменяются оттепелями, и все-таки постепенно зима вступает в свои права. Учёные считают началом зимы 22 декабря. Солнце в этот день поднимается низко-низко на небе, а день самый короткий в году.

Зима – очень красивое время года. Много стихов сложено поэтами о зиме.

Давайте полюбуемся картиной зимнего леса, составим предложения и запишем их с комментированием. (щелчок)

• опушились, иней, деревья, блестящим

• лес, в, убор, красив, зимнем

• Слайд

(Письмо с комментированием)

Дети: - Деревья опушились блестящим инеем. (Т. п. ,2 скл)

Красив лес в зимнем уборе! (П. т. ,2 скл.)

Учитель: - Чем вы любите заниматься зимой?

Дети: - Играть в снежки, кататься на санках, коньках, лыжах.

Учитель: - Где нельзя кататься на санках?

Слайд

Дети: - На дороге. Нельзя съезжать с горы на проезжую часть.

2. Работа в группах.

- Откройте конверт №2, который лежит на столе у каждой группы. Обсудите в группе пути решения поставленной задачи и сделайте соответствующие записи в тетрадях.

Задания (разного уровня сложности):

2 задание

1 группа

(Бартусевич В., Габдуллина Г., Сайлау Е., Сайфутдинова А.)

Спишите существительные, раскрыв скобки, поставьте их в нужную форму. Выделите окончания у этих существительных и определите падеж.

к (речка, на (верхушка, с (обложка, без (радость, в (тетрадь, о (бабушка, в (деревня)

2 группа

(дим рат Б., Сабырбаева А., Сапар А., Серікбай Е.)

Расположите словосочетания в порядке следования падежей. Вставьте пропущенные буквы, укажите склонение и падеж существительных.

Играл на дудочк., подошёл к осин., смастерил для бабушк., увидал мыш., шёл рощ. й, прелестное дитя

3 группа

(Абжанов Т. ,Бугаёв С., Давыдова В., Муратбеков А.)

Распределите существительные на 3 группы по склонениям, вставьте окончания, укажите падеж.

На ветк., сердце дочер., по тропинк., на окошк., на огород., у черёмух., на западе пустын… (слайд № 9)

2) Проверка (с помощью слайдов 10, 11, 12)

– Давайте проверим вашу работу. Отвечает представитель от группы (дети отвечают, ученики из других групп исправляют или дополняют ответы, все тут же сравнивают свою работу с ответами на экране и т. д.)

3. Продолжение работы в группах.

1) 3 задание

1 группа (слайд 13)

Напишите предложения в следующем порядке: причина – следствие. Вставьте пропущенные окончания.

Змея не может разжевать добыч.. У зме. очень тонкие зубы.

2 группа

Напишите предложения в следующем порядке: причина – следствие. Укажите склонение, падеж существительных с пропущенными буквами.

Крот может вырыть себе нор. за одну минуту. У крот. мощные передние лапы.

3 группа

Напишите предложения в следующем порядке: причина – следствие. Укажите склонение, падеж существительных с пропущенными буквами. Одинаковые слова замените синонимами.

Африканский буйвол очень опасен. Африканский буйвол нередко нападает на человек. и животных.

2) Проверка с помощью (слайдов 14, 15, 16)

- Определите, кто сегодня был лучшим в вашей группе.

Резерв

Дано предложение:

На верхушк… старой сосн… дятел долбит клюв… шишк… .

1 группа: Спишите, вставив окончания, и объясните их.

2 группа: Спишите, вставьте окончания, укажите падежи всех существительных, подчеркните главные члены.

3 группа: Спишите, вставьте окончания, укажите падежи всех существительных, подчеркните все члены предложения

10. Рефлексия

– Вспомним, какие задачи ставились на уроке.

– Достиг ли наш урок желаемых результатов?

- Чему учились на уроке? Каждое ваше знание – это золото. Какие знания мы сложим в наш сундучок? (ответы детей, ответ – монетка в сундучок)

- Как помогут, полученные знания, в жизни? (ответы)

– Наш урок подходит к концу.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-ruskii_ote0e.pptx | 1027,55 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Написание существительных с суффиксом — ищ-» ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж» Конспект урока русского языка на тему: «Написание существительных с суффиксом.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Как мы используем алфавит?» по УМК «Школа России» Конспект урока по русскому языку. Тема: «Как мы используем алфавит?» Цель: повторить порядок букв в алфавите, названия букв. Планируемые.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.

Конспект урока по русскому языку «Сжатое изложение» в 8 классе Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста. Пахнет хлеб и солнцем, и землёй, И слезой,.

Библиотека изображений:
  • Консультации, папки-передвижки
  • Консультации, папки-передвижки
  • Консультации, папки-передвижки
Автор публикации:
Конспект урока по русскому языку «Правописание безударных падежных окончаний имен существительного 1,2,3 го склонения»
Опубликовано: 2 декабря 2021 в 23:41
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 января. День сравнения на МААМ

В мире мы сталкиваемся с множеством вещей и явлений, которые приходится сравнивать между собой. Научить детей этой не только математической, но и философской операции, не так-то просто. Дошкольные...

19 января. День лыж и коньков на МААМ

С января 1924 года лыжи и коньки обязательны на зимних Олимпийских играх. И, конечно же, ещё шире они представлены в любительском и оздоровительном спорте. Ведь покататься на лыжах и коньках – это...


Горячие темочки