Эльмира Яхьяева
Конспект урока по русскому языку «Правописание безударных падежных окончаний имен существительного 1,2,3 го склонения»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок русского языка в 4 классе
Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3 склонения. Обобщение.
Цели: 1) закрепить умение определять у существительных тип склонения; учить правильно писать ударные и безударные падежные окончания имён существительных;
2) развивать орфографическую зоркость, речь, мышление.
Публикация «Конспект урока по русскому языку „Правописание безударных падежных окончаний имен существительного 1,2,3 го склонения“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Падежи
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
3) воспитывать интерес к предмету, сложным заданиям; прилежание.
Оборудование: учебник, тетрадь, презентация, карточки с пословицами.
Ход урока
1. Оргмомент. Эмоциональный настрой учащихся
— Улыбнитесь друг другу. Мы добры и приветливы. Я желаю вам с хорошим настроением провести этот урок.
Запись числа и классной работы
(Итак, сели все правильно, тетрадь положили под наклоном, спинку держим прямо, голову слегка наклонили. Записываем число и классная работа.)
2. Минутка чистописания
н Н н Н
Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки.
Дайте характеристику звуку, который обозначен этой буквой. (н) (согласный, звонкий, твёрдый)
Прочитайте предложение.
Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки.
-Что это за предложение записано? (пословица) О чём она говорит? (Новый день надо начинать с утренней зарядки)
Зарядка заряжает энергией, отличным настроением на весь день, улучшается кровообращение, доставка кислорода с питательными веществами.
Назовите орфограммы в словах? (Начинай – он начал, дело начато; сочетание жи; утренней – удвоенная нн, зарядки – парный согласный (зарядить) приставка по, ник – суффикс, недел - корень. (Раньше «неделей» называли воскресенье – день отдыха, а понедельник шел после дня отдыха, после недели.). по - приставка, недел - корень, ник - суффикс.
Запишите пословицу.
-Назовите слова, где количество звуков и букв не соответствует. (жизнь, понедельника, новую)
Назовите в этой пословице словарное слово (Понедельник)
На доске записано стихотворение Б. Заходера:
-Прочитайте стихотворение (про себя). Прочитаем вслух.
В лесочк… над речк. й
Построена дачка.
На дачк… живет
Небольшая собачка.
Собачка довольна
И лес…м и дач…й,
Но есть огорчения
В жизн… собачьей.
5. Постановка темы и целей урока
- Проанализируйте орфограммы, сформулируйте тему урока.
Орфограмма: Безударные падежные окончание имён существительных.
Тема нашего урока “ Правописание безударных падежных окончаний имён существительных”.
(Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа)
- Мы учились на предыдущих уроках правильно писать безударные падежные окончания имен существительных единственного числа.
-Скажите, что надо сделать, чтобы правильно написать безударное падежное окончание имён существительных?
(Определить склонение, падеж существительного и вспомнить, какое окончание нужно писать в данном падеже данного склонения.)
Какие окончания мы пишем у существительных 1 склонения в Р. п.? В Д. и П. п. ?
Как ещё можно проверить безударное окончание?
Подобрать слово-помощник с ударным окончанием для проверки правильности написания) (слайд)
Какими словами – помощниками нужно заменить существительные с безударными окончаниями? (1скл –земля, луна; 2 скл- окно, конь; 3 скл – степь)
Формулировка цели урока и постановка учебных задач
-. Так какова же цель нашего урока? (научиться правильно писать безударное падежное окончание имени существительного в единственном числе)
- Сформулируйте учебные задачи:
(- учиться ставить имя существительное в начальную форму;
- научиться правильно определять тип склонения и падеж имени существительного;
- запомнить все безударные падежные окончания имен существительных по типу склонения и в разных падежах;
- научиться подбирать слово-помощник с ударным окончанием для проверки правильности написания)
6. Работа по теме урока.
- Тогда скажите, какое задание можно выполнить по этому тексту? (Выписать имена существительных, вставив пропущенные окончания.)
В лесочке над речкой
Построена дачка.
На дачке живет
Небольшая собачка.
Собачка довольна
И лесом и дачей,
Но есть огорчения
В жизни собачьей.
В лесочке, над речкой, на дачке, лесом, дачей, в жизни.
Вывод по правописанию безударных окончаний существительных.
7. Закрепление, обобщение материала:
Работа по учебнику
Упр. 236
8. Физкультминутка
Внимательно послушайте слова, которые я буду называть. Если назову слово с ударным окончанием, вы поворачиваетесь лицом друг к другу и обмениваетесь хлопками. Если назову слово, в котором безударное падежное окончание вы приседаете.
За ключом, с багажом, со шприцем, в зоопарке, на юге, на реке, о труженике, над землёй, о герое, в тумане, у окна, на барабане, о львенке, в степи, к корове, у рощи
9. Продолжение работы по закреплению и обобщению:
Работа с деформированным текстом
Учитель: - Какое время года наступило?
Дети: - Зима.
Слайд
Учитель: По календарю зима начинается 1 декабря. В природе каждый год она приходит в разные сроки. Первые морозы нередко сменяются оттепелями, и все-таки постепенно зима вступает в свои права. Учёные считают началом зимы 22 декабря. Солнце в этот день поднимается низко-низко на небе, а день самый короткий в году.
Зима – очень красивое время года. Много стихов сложено поэтами о зиме.
Давайте полюбуемся картиной зимнего леса, составим предложения и запишем их с комментированием. (щелчок)
• опушились, иней, деревья, блестящим
• лес, в, убор, красив, зимнем
• Слайд
(Письмо с комментированием)
Дети: - Деревья опушились блестящим инеем. (Т. п. ,2 скл)
Красив лес в зимнем уборе! (П. т. ,2 скл.)
Учитель: - Чем вы любите заниматься зимой?
Дети: - Играть в снежки, кататься на санках, коньках, лыжах.
Учитель: - Где нельзя кататься на санках?
Слайд
Дети: - На дороге. Нельзя съезжать с горы на проезжую часть.
2. Работа в группах.
- Откройте конверт №2, который лежит на столе у каждой группы. Обсудите в группе пути решения поставленной задачи и сделайте соответствующие записи в тетрадях.
Задания (разного уровня сложности) :
2 задание
1 группа
(Бартусевич В., Габдуллина Г., Сайлау Е., Сайфутдинова А.)
Спишите существительные, раскрыв скобки, поставьте их в нужную форму. Выделите окончания у этих существительных и определите падеж.
к (речка, на (верхушка, с (обложка, без (радость, в (тетрадь, о (бабушка, в (деревня)
2 группа
(дим рат Б., Сабырбаева А., Сапар А., Серікбай Е.)
Расположите словосочетания в порядке следования падежей. Вставьте пропущенные буквы, укажите склонение и падеж существительных.
Играл на дудочк., подошёл к осин., смастерил для бабушк., увидал мыш., шёл рощ. й, прелестное дитя
3 группа
(Абжанов Т. ,Бугаёв С., Давыдова В., Муратбеков А.)
Распределите существительные на 3 группы по склонениям, вставьте окончания, укажите падеж.
На ветк., сердце дочер., по тропинк., на окошк., на огород., у черёмух., на западе пустын… (слайд № 9)
2) Проверка (с помощью слайдов 10, 11, 12)
– Давайте проверим вашу работу. Отвечает представитель от группы (дети отвечают, ученики из других групп исправляют или дополняют ответы, все тут же сравнивают свою работу с ответами на экране и т. д.)
3. Продолжение работы в группах.
1) 3 задание
1 группа (слайд 13)
Напишите предложения в следующем порядке: причина – следствие. Вставьте пропущенные окончания.
Змея не может разжевать добыч.. У зме. очень тонкие зубы.
2 группа
Напишите предложения в следующем порядке: причина – следствие. Укажите склонение, падеж существительных с пропущенными буквами.
Крот может вырыть себе нор. за одну минуту. У крот. мощные передние лапы.
3 группа
Напишите предложения в следующем порядке: причина – следствие. Укажите склонение, падеж существительных с пропущенными буквами. Одинаковые слова замените синонимами.
Африканский буйвол очень опасен. Африканский буйвол нередко нападает на человек. и животных.
2) Проверка с помощью (слайдов 14, 15, 16)
- Определите, кто сегодня был лучшим в вашей группе.
Резерв
Дано предложение:
На верхушк… старой сосн… дятел долбит клюв… шишк… .
1 группа: Спишите, вставив окончания, и объясните их.
2 группа: Спишите, вставьте окончания, укажите падежи всех существительных, подчеркните главные члены.
3 группа: Спишите, вставьте окончания, укажите падежи всех существительных, подчеркните все члены предложения
10. Рефлексия
– Вспомним, какие задачи ставились на уроке.
– Достиг ли наш урок желаемых результатов?
- Чему учились на уроке? Каждое ваше знание – это золото. Какие знания мы сложим в наш сундучок? (ответы детей, ответ – монетка в сундучок)
- Как помогут, полученные знания, в жизни? (ответы)
– Наш урок подходит к концу.