дзукаева
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Состав слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока по русскому языку по теме :
«Состав слова»
Тема урока : Состав слова
Цель:
- развивать умения выделять значимые части слова;
- разбирать слова по составу.
Воспитательная задача: воспитывать активную творческую личность, умеющую видеть, ставить и разрешать учебные проблемы;
Развивающие задачи:
Публикация «Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме „Состав слова“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Русский язык, 3 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1. способствовать созданию атмосферы хорошего настроения при организации работы на уроке.
2. способствовать формированию личностных, коммуникативных, регулятивных умений:
личностных
Умение слушать и слышать собеседника.
Умение формулировать свою позицию.
Коммуникативных
Слушать и понимать речь других.
Умение строить связные высказывания в устной и письменной форме.
Умение редактировать (совершенствовать) текст.
Умение выражать свои мысли.
Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательных
Осознавать познавательную задачу.
Читать и слушать, извлекая нужную информацию.
Делать обобщения, выводы
Тип урока : изучение нового
Формы работы: фронтальная, индивидуальная
Методы обучения: словесно-наглядный, иллюстративный
Ход урока
I. Психологический настрой.
- Всем, всем добрый день. Мы рады приветствовать вас в нашем классе. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. Не будем терять время зря, нам урок начать пора. Определите тему урока по следующему стихотворению:
Уголок, квадратик, скобки, вот и радуга-дуга.
Разберёмся в знаках этих, и получатся слова.
II. Работа по теме урока
Из чего строятся слова?
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!
Всё на свете состоит из чего-то : лес – из деревьев
Растения – из частей
Облака - из множества водяных капелек
Дом - фундамент, стены, крыша, окна, дверь, труба
А слова сделаны из своего «строительного материала», который называется морфемами. Их четыре: приставка, корень, суффикс и окончание.
ІІІ. Основная часть
1) Самый главный "строительный блок"-КОРЕНЬ, который несёт основной смысл, значение слова. Если слова похожи по значению и по внешнему виду, тогда они называются родственными.
Корень условно обозначается знаком
Этап закрепления.
Общая часть
Родственных слов
Корнем зовется –
Ответ наш готов.
а) Работа в тетради: Записи. Укажите корень.
Пригласим в гости всех родственников корня- цветок.
Запишем корень цвет - цветик, цветение, расцветка, цветник, цветочница, цветоводство, цветущий, зацветает, цветной, многоцветный.
вод-а — водяной, водный, водник, подводник, водопад, водица, водолаз, водоросль, водопровод.
б) Игра на внимание "третий лишний".
В каждой тройке слов одно не родственное :
Подчеркните в каждой строчке только однокоренные слова.
Почему одно слово лишнее?
2) Второй "строительный блок"-ОКОНЧАНИЕ.
Окончание условно обозначается.
- Оно сообщает нам, сколько предметов один или много: кошка-кошки
- В каком роде стоит слово-в мужском, женском, среднем: синий, синяя, синее
Вывод: изменяемая часть слова.
Этап закрепления. На конце любого слова
Окончанье ищем снова.
Изменяемая часть
С другим словом держит связь
а) - Из данных слов составьте предложение, изменяя, если необходимо, окончание.
под, шуршат, ноги, листья, сухой
(Под ногами шуршат сухие листья. Сухие листья шуршат под ногами. Шуршат под ногами сухие листья.)
- Запишем предложение: Шуршат под ногами сухие листья.
- Почему нам пришлось изменить окончания некоторых слов? (Для связи слов в предложении)
б) - У вас на столе лежат карточки. Возьмите их и выполните следующие задания
Задание: 1) Вставьте слово в словосочетание;
2) Выделите корень;
3) Обозначьте окончания.
Карточки:
Лиса Белка
Пушистый хвост у …. дупло ….
Долго выслеживал … увидел….
Любовался… грустил о ….
- Какое окончание вы выделили? Что вы делали, чтобы найти окончание?
-Давайте проверим все ли выполнили правильно задание
3) Третий "строительный блок"-ПРИСТАВКИ-труженицы, которые приставляются к корню.
Каждая приставка несёт смысл, образует новое значение слова. Условно она обозначается.
Этап закрепления.
Перед корнем я стою
Слово новое создаю
Если только захочу –
Значение слова изменю.
а) Образуйте от слов :
Полз, свистел, мыл, нёс, вёз, лез.
Слова с приставками на-, за-, пере-, по-, от-, при-, в-, вы-Физминутка
С при – приставкой присесть,
С по – приставкой подняться,
С под – подпрыгнуть, подмигнуть,
С по – приставкой посмеяться,
С вы – вытягиваем руки,
С о – опустим их опять.
Вот и все настало время
С за – зарядку завершать.
б) Работа по учебнику.
в) -Я буду описывать действие, а вы попробуйте заменить его одним словом.
Попасть внутрь комнаты. (Войти, зайти)
Сделать работу заново (Переделать)
Сделать пол чистым (Помыть)
Сделать рисунок цветным (Раскрасить)
- Я буду показывать только приставки, а вы догадайтесь, что надо делать?
- Представим, что мы сидим перед телевизором. Я называю приставку – в.
- Что нужно сделать с телевизором? (Включить).
- А если я скажу пере? (Переключить на другую программу).
- Вы-. (Выключить телевизор).
Вывод: приставка служит для образования новых слов
4) Четвёртый "строительный блок"-СУФФИКС.
Условно обозначается
Этап закрепления.
После корня он стоит,
Слово новое звучит.
Обозначу уголком –
Называю суффиксом.
а) - Какие звери живут в лесу? (показываю картинку)
- Назовите детёнышей
белки- бельчонок,
лисы- лисёнок,
волка- волчонок,
зайца- зайчонок.
- Давайте запишем на доске эти пары слов.
- Какой суффикс помог образовать эти слова? (енок, онок)
- Выделим его в словах (я выделяю сама).
б) - Суффикс из большого делает маленькое:
гриб-грибок,
кот-котик,
лист-листок
в) - Выражает отношение к предмету, признак предмета:
морковь-морковный, кошка-кошечка, сад-садик, садовый
Вывод: Суффиксы образуют новые смысловые значения слов.
IV.Подведение итогов.
- Ребята, мы сегодня проделали большую работу.
- Выполнили цель урока? - Какой вывод мы сделаем?
ВЫВОД: Мы познакомились со структурой слова-составом слова. В русском языке принято называть каждую часть слова-морфема. Они взаимосвязаны между собой, служат для образования новых слов, изменяют значение слова.
Повторить:
- Назовите морфемы. Как они называются?
- Как условно принято обозначать каждую часть слова?
V. Рефлексия.
- Что понравилось на уроке?
- О чём заставил задуматься?
- Чему ты научился на уроке?
- Доволен ли ты своей работой на уроке?
- Покажите свое настроение с помощью листочков.
VI. Домашнее задание