Глотова Ирина Анатольевна
Конспект урока в ДШИ «Равновесие»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип урока : комбинированный.
Цель: Знакомство с понятием равновесие в композиции.
Задачи:
1. Обучающие:
- дать теоретические знания о равновесии;
- учить применять теоретические знания на практике при выполнении композиции;
- закрепить знания, полученные на уроке, в ходе самостоятельной работы (выполнение упражнения на равновесие).
2. Развивающие:
- содействовать развитию художественного вкуса, чувства уравновешенности композиции;
- развитие наблюдательности;
Публикация «Конспект урока в ДШИ „Равновесие“» размещена в разделах
- активизация творческого воображения.
3. Воспитывающие:
- воспитание внимания на уроке;
- воспитание взаимопомощи и взаимовыручки в ходе выполнения упражнений;
- воспитание экономности и бережливости при использовании бумаги, экологическое воспитание;
- воспитание самостоятельности и ответственности.
Задание:
- выполнить самостоятельную композицию в технике аппликации из бумаги на равновесие;
Оборудование и материалы к уроку для учителя.
1. Презентация «Равновесие».
2. Мультимедийное оборудование.
Материалы для учащихся.
1. Цветная бумага, ножницы, клей ПВА, картон, простой карандаш.
План урока.
1. Организационный момент.
2. Сообщение цели и темы занятия.
3. Объяснение нового материала.
4. Беседа о равновесии в композиции и демонстрация презентации.
5. Инструктаж по выполнению декоративной композиции на равновесие в горизонтальном формате в технике аппликации.
6. Практическая работа учащихся - выполнение композиции в формате с условием сохранения равновесия в композиции.
7. Выставка работ учащихся, анализ работ.
8. Повторение и закрепление понятий «равновесие»
9. Подведение итогов урока
Ход урока.
1. Отметить отсутствующих. Проверить готовность к уроку.
2. Объявить тему урока, подчеркнуть ее связь с предыдущей темой.
3. Озвучить, что должны выполнить учащиеся, какие знания получить.
4. Беседа о равновесии в композиции и демонстрация презентации.
Вопрос:
- на предыдущих занятиях мы уже рассматривали симметрию и асимметрию, строили симметричные фигуры, скажите своими словами, что такое симметричная фигура?
Слово «симметрия» в представлении людей фигурирует как элемент чего-то правильного, совершенного, а значит, прекрасного. И это совершенство человек много веков назад уже стремился отразить в музыке, поэзии, архитектуре.
Симметрия в широком смысле - это неизменность каких-либо преобразований. Так, двусторонняя симметрия означает, что левая и правая сторона относительно какой либо плоскости или линии выглядят одинаково. Если сферическое тело (шар) вращать в пространстве вокруг своей оси, то вид его не изменится.
Приводим примеры симметрии в природе и искусстве (учащиеся).
Асимметрия - это понятие, противоположное симметрии, это нарушение равновесия, неупорядоченность.
В природе симметрия и асимметрия – это две противоположности; там, где ослабевает симметрия, там усиливается асимметрия и наоборот.
Вопрос:
- Какое впечатление создает симметричная композиция? (Впечатление покоя, тишины, торжественности, уравновешенности).
Вопрос:
- А какое впечатление оставляет асимметричная композиция? (Ощущение движения, беспокойства).
Художники в асимметричной композиции располагают объекты самым разным способом, в зависимости от сюжета и замысла. И правая и левая части могут быть как уравновешены так и неуравновешенны. Достигнуть равновесия можно с помощью весового соотношения крупной и нескольких мелких или средних частей, вертикальных и горизонтальных линий.
В изобразительном искусстве равновесие значит «зрительная устойчивость пластической формы», устанавливающаяся в результате равенства зрительного веса. Простейшим средством достижения композиционного равновесия служит симметрия.
Композиционно равновесие достигается, прежде всего
1. формой деталей
2. цветом
3. тоном
уравновешенная по цвету неуравновешенная по цвету
неуравновешенная по тону уравновешенная по тону
5. Инструктаж по выполнению декоративной композиции на равновесие в горизонтальном формате в технике аппликации.
Ребята ваша композиция может быть симметричной или асимметричной, но обязательно уравновешенной.
Разберем композиции на предмет уравновешенности (как уравновешивается композиция с помощью пятна).
Последовательность выполнения композиции:
1) взять формат А4.
2) приготовить силуэтные заготовки предметов посуды из цветной бумаги.
3) продумать и подвигать предметы посуды на листе белой бумаги формата А4, создавая натюрморт. Желательно, чтобы был один крупный элемент, 2-3 средних и несколько мелких.
4) разложить вырезанные элементы на поле, чтобы было равновесие зрительное. Не приклеивать элементы. Индивидуально поработать с каждым учеником, помочь правильно расположить элементы. Только после этого можно приклеить детали.
6. Практическая работа учащихся - выполнение композиции в формате с условием сохранения равновесия в композиции.
7. Выставка работ учащихся, анализ работ.
После завершения работ учащиеся развешивают выполненные работы на доске. Проводим анализ работ. Говорим об удавшихся моментах композиций и ошибках, что удалось, а что не совсем получилось в работах.
8. Повторение и закрепление понятий «равновесие»
9. Подведение итогов урока