Получи документы

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Разделительный твёрдый знак»

Наталия Сыромятникова
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Разделительный твёрдый знак»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект урока

русского языка во 2-ом классе

по теме: "Разделительный твёрдый знак"

Тема урока : Разделительный твёрдый знак.

Цель урока : Познакомить учащихся с условиями написания разделительного твёрдого знака; закреплять правило написания ъ.

Задачи:

Публикация «Конспект урока по русскому языку во 2 классе „Разделительный твёрдый знак“» размещена в разделах

Предметные: содействовать закреплению правил правописания разделительного твердого знака и разделительного мягкого знака в словах; развивать умения отличать эти знаки друг от друга, употреблять в устной и письменной речи слова с разделительными ъ и ь знаками; соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я; закрепить правила красивого письма; способствовать активизации знаний учащихся о звуках и буквах, правилах оформления предложений на письме.

Метапредметные: содействовать формированию УУД:

Регулятивные УУД: содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные УУД: обеспечить развитие у учащихся умений группировать, анализировать, соотносить правила написания разделительного твердого и мягкого знаков с написанием слов, находить в словах разделительный твёрдый и разделительный мягкий знаки.

Коммуникативные УУД: содействовать развитию у детей умения общаться, развитие монологической и диалогической речи, умения объяснять правила написания разделительного мягкого и разделительного твёрдого знаков, умение работать в группах.

Личностные УУД: создать условия для формирования положительного отношения к учению, формировать внимательное отношение к слову, воспитывать положительное отношение к чувствам скромности и отрицательное - к хвастливости и зазнайству.

Тип урока : урок закрепления изученного материала

Тип урока : урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация урока.

Формы работы на уроке : индивидуальная; групповая.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Слайд 1 - Ребята, вам сегодня предстоит сделать маленькое открытие. Связано оно с одной очень «трудолюбивой» буквой. Она не обозначает звука.

- Как вы думаете, о какой букве идёт речь? ( Возникла проблема: звука не обозначают буквы «ь» и «ъ».)

- Выбрать нужную букву поможет нам минутка чистописания.

II. Минутка чистописания.

- Первое задание, которое вам приготовил Незнайка:

слайд 2 Найдите лишнее: яблоко, груша, слива, въезд.

- Какое слово лишнее? Почему?

- Выпишите это слово. Составьте звуко-буквенную схему квадратиками, используя цвета.

( Ученики называют и складывают ниже сочетания: синий квадрат, красный, синий, синий.)

- А почему получилось звуков меньше, а букв у вас больше?

- О какой букве мы сегодня будем говорить на уроке?

Слайд 3

-Запишите строчку буквы Ъ.

Слайд 4

III. Постановка проблемы.

- Какую работу выполнила буква «ъ»? (Она обозначила твёрдость предыдущего согласного звука).

IV. Определение темы и цели урока.

- Какую ещё «работу» выполняет «ъ»?

- Что может разделять твёрдый знак? (дети высказывают предположения) Определите цель нашего урока. (закрепить знания о твёрдом знаке).

Ребята, Незнайка хочет у вас кое что спросить:

-Чему вы хотите научиться на уроке? Слайд 5

Слайд 6

- Твёрдый знак не обозначает звука. Обозначает твёрдость предыдущего согласного звука.

Какую ещё «работу» выполняет «ъ»? Что разделяет «ъ»? Когда в словах пишется разделительный твёрдый знак?

V. Усвоение знаний и способов действий.

1. Наблюдения над произнесением и написанием слов с разделительным твёрдым знаком.

Слайд 7

- Прочитайте стихотворение С. Я. Маршака

Было сели, стало съели.

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

Кто виновник? —

Твердый знак.

Твердый знак нам нужен тоже.

Без него писать не сможем:

Съезд, съедобный, объясненье,

И подъезд, и объявленье.

- О каком виновнике говорит автор? Что происходит со словами? (твёрдый знак. Буква ъ меняет значение слова).

- Подберите синонимы к словам «съели» (скушали, проглотили, слопали,.)

Ответьте на вопрос Маршака.

- Какую картину вы представили, если бы не было «ъ»? (Ученики делятся впечатлениями.)

После учитель читает стихотворение:

Молчаливый твердый знак

Не произносится никак!

Но нужен многим он словам,

Его учить придется вам.

Хотите — не хотите,

Стоит он в алфавите!

Обойди хоть всю планету,

С твердым знаком зверя нету.

Может, где-то на Венере

С твердым знаком рыщут звери?

Твердый знак ужасно гордый :

«Я на свете самый твердый!

Даже самый мягкий знак

Не смягчит меня ни как!»

Физминутка. Слайд 9

Прыгай ножка по дорожке.

Прыгай и другая.

Все девчонки и мальчишки

в классе отдыхают.

Побежали все трусцой,

дружный бег на месте.

А теперь наклон большой,

поклонились вместе.

Руки вверх, глубокий вдох.

Руки опустили.

А теперь ещё разок

это повторили.

Отдохнули? Хорошо!

А теперь за дело.

Вот и день уже прошёл.

Время пролетело.

А теперь обратите внимание на запись:

-Как вы понимаете смысл пословиц:

Лето собирает, а зима съедает.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

В лес не съездишь, так и дома замерзнешь.

-Понятно ли вам пословицы?

Обсудите в парах.

Самостоятельная работа (с последующей взаимопроверкой).

- Выпишите из пословиц слова с твёрдым знаком. (слова съедает, съесть, съездишь)

- Взаимопроверка.

- Какую «работу» выполняет твёрдый знак в этих словах? («ъ» указывает на твёрдость предыдущего согласного звука)

- Произнесите ещё раз слово «съесть». Какую особенность при этом вы заметили? (ученики выделяют особенность в произношении слога «съе» и уточняют, что твёрдый знак разделил согласный и гласный звуки)

Слайд 8. Двигаемся дальше. Следующее задание от Незнайки: рассмотрите рисунок. Запишите слова с ъ. (Дети записывают слова).

Въезд, отъезд, листья, объём, перья, коньки, муравьи, съёмка, варенье тетрадь. (Самопроверка по слайду).

- Какой вывод можно сделать, какую «работу» выполняет твёрдый знак? (твёрдый знак разделяет согласные и гласные и показывает твёрдость согласного).

Двигаемся дальше: (слайд 10) - Прочитайте слова (подъёмный кран, подъезд, съехал, объявление, адъютант, инъекция).

- Перед какими буквами пишется разделительный твёрдый знак? (Ученики, наблюдая за произнесением и написанием слов определяют, что разделительный твёрдый знак пишется после согласных букв перед гласными: е, ё, ю, я, и).

- Мы уточнили, когда пишется в словах разделительный твёрдый знак.

1 группа:

Спишите слова. Подчеркните одной чертой разделительный твёрдый знак, двумя – буквы, перед которыми он пишется.

2 группа: подберите 3 слова с разделительным ъ и транскрипцию к ним. Взаимопроверка.

7. Составление кластера - Попробуем составить кластер о разделительном твёрдом знаке. 1 ученик у доски

Ъ

Буква, нет звука, пишется перед е, ё, ю, я после согласных, разделяет гласную от согласной, меняет значение слова.

VI. Рефлексия.

Итог урока.

- Что вы узнали о разделительном твёрдом знаке? (твёрдый знак не обозначает звука. Обозначает твёрдость предыдущего согласного звука. Какую ещё «работу выполняет «ъ». Что разделяет «ъ». Твёрдый знак разделил согласный и гласный звуки. Когда в словах пишется разделительный твёрдый знак. Разделительный твёрдый знак пишется после согласных букв перед гласными: е, ё, ю, я, и. Изменяет лексическое значение слов)

Оценивание работы на уроке (учениками и учителем). - Оцени свою работу на уроке : что было трудным для тебя, что не вызвало затруднений? - Какая работа вызвала интерес? (Далее учитель оценивает работу учеников на уроке.)

Домашнее задание. - Тетрадь «Пишем грамотно»

Составьте 1-3 предложения c словами «ъ»

Вопросы

Уровень знания

Вопросы

Знание и понимание Какая буква спряталась в словах?

Что вы знаете о «ъ»?

Применение

Для чего нужен «Ъ»? Перед какими буквами он пишется?

Анализ

Зачем вы должны знать орфограмму о правописании «ъ»?

Синтез Что бы было, если бы исчез из алфавита «ъ»?

Какие можно сделать выводы?

Оценка Как вы считаете нужен ли нам «Ъ», если он не обозначает звука? Почему?

Публикации по теме:

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Устойчивые сочетания слов» ]Тема «Устойчивые сочетания слов» Цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока Тип урока: урок открытия новых знаний.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Написание существительных с суффиксом — ищ-» ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж» Конспект урока русского языка на тему: «Написание существительных с суффиксом.

Конспект урока по русскому языку в 4 классе туркменской школы «Друзья» Урок по русскому языку в 4 классе туркменской школы. 1. Тема урока:, Друзья!". 2. Цель урока: а). Обучщая -дать понятие учащимся о дружбе.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Как мы используем алфавит?» по УМК «Школа России» Конспект урока по русскому языку. Тема: «Как мы используем алфавит?» Цель: повторить порядок букв в алфавите, названия букв. Планируемые.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.

Конспект урока по русскому языку «Сжатое изложение» в 8 классе Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста. Пахнет хлеб и солнцем, и землёй, И слезой,.

Конспект урока по русскому языку «Ударение» во 2 классе Аннотация 1. Предмет: Русский язык 2. Класс: 2 класс 3. Тема урока: «Ударение» 4. Цель урока: создать условия для осмысления словообразующей.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Не с глаголом» по программе «Перспектива» Тема: «Не с глаголом» Цели: формировать умение письма частицы не с глаголом. Предметные результаты: познакомить учащихся с правописанием.

Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе по УМК «Школа России». Обучающее изложение Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: обучающее изложение. Умк: «школа россии» Рыбакова Алёна Андреевна Тема урока:.

План-конспект дистанционного урока по русскому языку в 3 классе на тему «Число имён существительных» Департамент образования и науки города Москвы Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Разделительный твёрдый знак»
Опубликовано: 11 марта 2023 в 18:26
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Разделительный твёрдый знак»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Сыромятникова (УИ 3200314) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД