Лучший педагог года

Конспект урока технологии «Оформление салфетки карельским орнаментом в технике вышивки простой крест» для 4 класса УМК «ПНШ»

Лилия Захарова
Конспект урока технологии «Оформление салфетки карельским орнаментом в технике вышивки простой крест» для 4 класса УМК «ПНШ»

Класс : 4

УМК: «Перспективная начальная школа»

Учебник: Рагозина Т. М, Гринева А. А., Мылова И. Б. «Технология 4 класс»

Вид труда: Технология изготовления изделий из различных материалов

Тема: Оформление салфетки карельским орнаментом в технике вышивки «простой крест»

Публикация «Конспект урока технологии „Оформление салфетки карельским орнаментом в технике вышивки простой крест“ для 4 класса УМК „ПНШ“» размещена в разделах

Объект труда: Салфетка с карельским орнаментом в технике вышивки простым крестом

Цель: Научиться оформлять изделия карельским орнаментом в технике вышивки простым крестом

Задачи урока :

1) Образовательные:

- актуализировать знания учащихся по технике безопасности при работе с ножницами, иглой;

- закрепить знания учащихся о вышивке «простым крестом»;

- совершенствовать умения и навыки при вышивке крестом;

- расширить представления учащихся о ремёслах Карелии;

- расширить представления учащихся о карельской вышивке;

- обучить учащихся вышивке карельских орнаментов;

- познакомить с новыми терминами.

2) Развивающие:

- развитие ассоциативно-образного мышления, мелкой моторики рук;

- развитие творческих способностей;

- развитие навыка наблюдения и сравнения;

3) Воспитательные:

-воспитывать усидчивость, аккуратность, самостоятельность, трудолюбие, навыки взаимопомощи, художественный вкус;

- воспитать любовь и бережное отношение к родному краю;

Планируемые результаты:

1) Предметные результаты:

- знания у учащихся основ вышивки «простым крестом»;

- умение выполнять карельский орнамент на салфетке в технике – «простой крест»;

- овладение технологическими приемами оформления изделия «простым крестом»;

- усвоение правил техники безопасности при работе с иглой, ножницами;

- использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских, технологических и организационных задач;

2) Личностные результаты:

- основы формирования эстетического вкуса и любви к родному краю;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

3) Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя

- работать по коллективно составленному плану

-адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем

-осуществлять пошаговый контроль своих действий

-вносить коррективы в свою работу

Познавательные УУД:

- различать материалы и инструменты по их назначению

-выявлять особенности оформления

-осуществлять поиск необходимой информации, используя материалы учебника

-в соответствии с заданным вопросом находить ответ

-проводить анализ изделий

Коммуникативные УУД:

-умение правильно и грамотно формулировать собственное мнение и позицию

-слушать других и адекватно воспринимать чужое мнение

Оборудование:

А) Материалы:

- образец изделия: салфетка с карельским орнаментом в технике «простой крест», нитки мулине красного цвета, салфетка из материала : канва;

Б) Инструменты:

- ножницы, иголка для вышивания в игольнице;

В) Приспособления:

- рабочие подкладочные доски, коробка для мусора; пяльцы квадратные.

Г) Наглядность:

- презентация: ремёсла Карелии, картинки с карельской вышивкой, инструкционная карта (на доске).

Графическое оформление доски :

План урока :

1. Организация начала урока.

2. Повторение пройденного материала.

3. Вводная беседа, обозначение темы урока.

4. Анализ образца

5. Планирование и подготовка к работе.

6. Физминутка.

7. Практическая работа. Изготовление салфетки.

8. Выставка и анализ работ учащихся.

9. Подведение итогов. Рефлексия.

10. Уборка рабочих мест. Проверка готовности к следующему уроку.

Ход урока:

№ Структурная единица урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД

1 Организационный момент - Здравствуйте, ребята! Посмотрите глазками на меня. Потом на себя, поправьтесь. Посмотрите на своего соседа, улыбнитесь ему! Молодцы! Тихонечко садитесь.

Пройдитесь глазками, всё ли у вас приготовлено к уроку?

На столах должна лежать иголочка в игольнице, заготовленная на прошлом уроке салфетка, нитки мулине красного цвета, ножницы и напёрсток. Если чего-то не хватает, подойдите тихонечко к рабочему столу и возьмите необходимое! Личностные: самоорганизация

2 Повторение пройденного материала - Сейчас я вам предлагаю отгадывать загадки:

У тети Моти

Всегда в почете –

Штучка – одноручка,

Носочек стальной,

А хвостик льняной.

- Ребята, а опасно ли работать с иголкой?

- А что нужно вспомнить, чтобы сделать нашу работу безопасной?

- Правильно, правила безопасной работы с иглой! Давайте попробуем вспомнить эти правила!

- А если игла ржавая, грязная ей можно шить? Почему?

- А если игла у вас сломалась?

- А если случилось так, что у вашего соседа по парте, или на другом ряду нет иголочки? Как вы передадите ему запасную?

(не правильные ответы учитель не исправляет, а даёт возможность другим учащимся исправить одноклассника)

- Молодцы! А вот и следующая загадка:

Инструмент бывалый –

Не большой, не малый.

У него полно забот:

Он и режет и стрижет.

- Ножницы и режут и стригут, а нужно ли соблюдать правила безопасной работы с этим инструментом?

- Давайте вспомним эти правила!

- Всё правильно! Но помните, использовать ножницы только по назначению, то есть для обрезки ткани и ниток!

Следующая загадка:

На одной яме –

Сто ям с ямой.

А что такое напёрсток?

- Правильно! Это колпачок, который надевается на палец, с целью его защиты от укола иголкой

- Помните ли вы с прошлого урока, как называется ткань, из которой мы делали салфеточку?

- А что такое канва?

- Сегодня мы с вами проверим, как вы освоили знания на прошлом уроке. А пока, следующая загадка:

У тети Моти

Всегда в работе

Пять братьев,

Годами равные,

Ростом разные

- Посмотрите на парту, про что загадка не прозвучала?

- А что такое пяльцы?

- А зачем, как вы думаете, я загадала все эти загадки?

- Правильно, сегодня мы с вами будем продолжать заниматься вышивкой. Какую технику вышивания мы с вами осваивали на прошлом уроке?

- Правильно! Молодцы!

- Иголка с ниткой…

- Да

- Правила… правила безопасной работы с иголкой… технику безопасности по работе с иголкой

- Иголку нужно хранить в игольнице… Знать количество иголок, чтобы не потерять… Не брать иголку в рот…

- Нет. Она будет пачкать ткань и рвать её…

- Нужно её выкинуть… Убрать в специальную коробочку, а затем выкинуть

- Просто руками… В игольнице

- Ножницы…

- Нужно…

- Передавать ножницы нужно держа их за сомкнутые лезвия… Хранить нужно на краю стола… Не оставлять ножницы в раскрытом виде…

- Напёрсток…

- Это наш помощник… Он защищает нас… Чтобы не уколоться…

- Канва

- Ткань, служащая для вышивания крестом…

- Пальцы…

- Про пяльцы…

- Это приспособление, которое натягивает ткань… Оно нужно чтобы легче было вышивать…

- Потому что вы всегда так делаете… Потому что мы сегодня будем всем этим пользоваться… Потому что мы сегодня будем вышивать на канве, и для этого нам нужны нитка с иголкой, ножницы и напёрсток…

- Вышивка крестиком… Вышивка «простым крестом… Вышивка крестом…

Личностные: проявление интереса, установление личностного смысла знания.

Познавательные: умение анализировать, умение строить речевое высказывание.

К: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение

3 Вводная беседа. Обозначение темы урока ( открытие презентации: Ремёсла Карелии)

- Посмотрим на слайд. Что мы с вами видим ( 1 слайд: Приложение 1?

- Каким мы словом можем обобщить эти картинки?

Мы с вами живём на северо - западе России, где находится удивительно красивая страна – Карелия. Здесь, на тысячи километров тянутся леса, озёра, по краю которых расположены живописные скалы. Этот край богат своей историей, сказками, былинами, памятниками деревянного зодчества. Здесь издавна жили умелые мастера. Из поколения в поколение передавалось это мастерство.

- Посмотрим на следующий слайд. Мы с вами видим мастеров, которые занимаются своим ремеслом. Какие ремёсла вы видите на картинках?

- Молодцы. Чем отличается резьба по дереву от росписи по дереву? А какие изделия могут изготавливать мастера резьбы и росписи по дереву по дереву?

- А какие изделия изготавливает мастер по плетению из бересты?

- А какие изделия изготавливают мастерицы карельской вышивки?

- Представьте себя мастерами и мастерицами. Что бы могли сегодня с вами сделать?

- Сегодня на нашем уроке Вы ближе познакомитесь с народным ремеслом Карелии – вышивкой. Карельские орнаменты вышивок красивы и загадочны. (Слайд 3) Вышивкой украшались практически все части гардероба древних жителей Карелии. Древняя карельская вышивка отличается от современной не только узорами, но и смысловой нагрузкой, которой обладал рисунок на ткани. Согласно старинным верованиям, магической силой можно было наделить практически любые вещи или предметы. Именно поэтому вышивка на одежде должна была оберегать людей от различных негативных воздействий внешнего мира, например холода или ранений.

Посмотрев на картинки, что вы можете сказать о цветовой гамме?

- Совершенно верно! А что вышивали карельские мастерицы?

- Верно. В северных районах Карелии рукодельницы использовали только геометрические фигуры, которые согласно верованиям предков, защищали жилища от порчи. Так же мастерицы любили использовать облики животных, а так же добавлять в вышивку растительный орнамент.

- А что такое орнамент?

- Правильно. Это узор, который повторяется, обычно вышивается по краям изделия. А для чего изделию нужен орнамент?

- Правильно! Как вы думаете, мастерицы умели вышивать только одним швом, или их было несколько?

- Действительно, мастерицы Карелии вышивали различными швами! (Слайд 4)

А какой шов мы с вами все точно знаем?

- А может теперь, после такого увлекательного разговора, мы с вами можем назвать тему урока? (на доске опорные слова)

- Правильно. Тема нашего сегодняшнего занятия: «Оформление салфетки карельским орнаментом в технике вышивки «простой крест»

А какая в связи с этим цель урока?

- А какие поставим задачи перед собой?

- Дети, вы все правы! Нам нужно закрепить наши знания о вышивке «простым крестом», расширить наши представления о вышивке в Карелии, и обучиться вышивке карельских орнаментов;

- Озеро, леса, герб Карелии, флаг Карелии…

- Карелия…

- Искусством резьбы по дереву… Росписи по дереву… Вышивка… Плетение из бересты

- Резьба – это, когда мастер вырезает узоры на деревянных изделиях, а роспись – мастер рисует на изделиях…

Шкатулки… Досочки… Ложки…

(дети делятся житейским опытом)

- Корзины, сумочки, закладки…

- Ленты… Головные уборы… Костюмы… Платочки… Салфетки…

- Вышить салфетку…

- Вышивали красными нитками по белому… Белыми нитками по красному…

- Фигуры, животные, растения, мистические животные…

- Не знаем… это узор…

- Для украшения…

- Мастерицы умели всё… Только одним швом – крестиком… Много швов знали…

- «Крест», мы учились вышивать на прошлом уроке…

- Вышивка салфетки карельским орнаментом… Вышивание крестом… Оформление карельской вышивкой в технике «крест» салфетки…

- Цель урока научиться карельской вышивке… Научиться оформлению салфетки карельским орнаментом в технике вышивки «простой крест»

- Научиться карельской вышивке… -чтобы мы умели вышивать крестиком… - научиться вышивать крестиком карельский орнамент…

Личностные: проявление интереса, установление личностного смысла знания.

Познавательные: умение анализировать, умение строить речевое высказывание.

К: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение

4 Анализ образца изделия Ребята, давайте посмотрим на образец.

-А как вы думаете, каково назначение этого изделия?

- Какого цвета ткань, на которой выполнена вышивка?

- Какого цвета использованы нитки?

- В какой части салфетки выполнен орнамент?

- Что изображено на орнаменте?

- Сколько видов орнаментов вы видите на изделии?

- Только ли из геометрических фигур состоит орнамент?

- Из скольки рядов состоит рамочка?

- Сколько одинаковых деталей вы видите?

- Сколько крестов в одном квадрате?

- Где квадраты соединяются между собой?

- А из скольки крестов состоит ромб?

- Чем отличаются квадрат и ром?

- Что вышито внутри ромба?

- Как вы думаете, а они одинаково вышиваются?

- А какие инструменты нам понадобятся для работы?

- А почему мы взяли пяльцы квадратные?

- Правильно, молодцы!

- Салфетку можно использовать в виде подарка, сувенира.

- Белая…

- Красные…

- Орнамент вышит по краям салфетки…

- Фигуры, геометрические фигуры… Квадраты, ромбы…

- Два орнамента…

- Нет, у него есть рамочка…

- Из одного ряда…

- 26 квадратов и 10 ромбов…

- 9 крестов…

- Нижних и верхних углах…

- Из 10…

- Ромбы пучтые и из двух слоёв… Квадратов больше… Ромбы больше по размеру…

- Нет!

- Нитки, игла, ткань, пяльцы, ножницы…

- Потому что мы будем вышивать орнамент…

Личностные: проявление интереса в выборе решения.

Познавательные: оценивать технологические свойства материалов, умение подбирать инструменты, материалы.

Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату;

Познавательные: умение рационально использовать технологическую информацию;

К: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение

5 Планирование и подготовка к работе Ребята, я хочу предложить вам на выбор вышить один из двух орнаментов на вашей салфетке. Для этого нам понадобятся схемы вышивки.

(на доску помещается Схема 1 и Схема 2, а так же раздаются на парту).

- Что перед началом вышивки нам необходимо сделать?

Правильно! Этот процесс называется запяливание. Запяливание – заправка ткани в пяльцы. Положите меньший обруч пялец на стол, накройте его канвой. Прижмите большим обручем канву к меньшему. Подтяните винт. Натяните канву. (Вывешиваю 1 картинку инструкционной карты)

- Что нам нужно сделать дальше?

- Не спешите, для начала нужно раскрыть пасму мулине. Какой длины нам нужна нитка?

Для ускорения процесса вышивки очень важно правильно подобрать длину нити.

- Правильно, поэтому приемлемая длина нити – 50–60 см. Возьмите нить в руку, перебросьте ее через локоть, снимите и отрежьте ножницами. Пучок состоит из 6 нитей. Отделите 2 нити. Отмеряют длину нити, отделяют от пучка две нити. А вот теперь можно и вдевать нить в иголку.

Как это сделать легче?

- Правильно! Продеваем нить в два сложения. А почему мы не делаем узел?

(Вывешиваю 2 картину инструкционной карты)

- Что дальше?

Давайте вспомним как выполняется «простой крест». Посмотрим на стр. 46

Теперь, когда мы всё вспомнили, можно посмотреть на схемы орнаментов и выбрать один и выполнить его…

(Картинка 3, 4 инструкционной карты)

- Что нужно сначала вышить у каждого орнамента?

- Ребята, я попрошу вас выполнять орнамент по сторонам, то есть выполнить орнамент сначала на стороне до конца, затем на второй и так далее.

- Что мы с вами будем делать, после выполнения вышивки?

- Молодцы!

- Надеть салфетку на пяльце…

- Вдеть нитку в иголку…

- Не короткая и не длинная… Короткую часто приходится менять… Длинная путается и в ней появляются узелки…

- Чтобы нитку легко вдеть в иголку, ее следует подрезать под углом… Нужно взять иглу в левую руку… Ушко направлять в освещенную сторону.

- Потому что изнаночная сторона должна быть аккуратная…

- Можно выполнять выбранный орнамент…

- Рамочку…

- Мы снимем пяльцы, разгладим работу…

Личностные: проявление интереса в выборе решения.

Познавательные: оценивать технологические свойства материалов, умение подбирать инструменты, материалы.

Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату;

Познавательные: умение рационально использовать технологическую информацию;

К: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение

6 Физминутка Вы немного устали. Давайте поиграем.

Покажите пантомиму следующих ремё сел:

- роспись по дереву;

- лесорубство;

- вязание;

- кование (кузнечное дело);

- вышивание.

7 Практическая работа - Давайте повторим все этапы нашей работы! (Учитель спрашивает учеников по выбору, обращая особое внимание на тех, кто не понял плана).

- Всё правильно! Если будут вопросы или трудности, поднимите руку, я подойду вам. Желаю вам удачи!

(Во время работы учитель ходит по классу и помогает детям) - Сначала я натяну ткань на пяльцы, потом обрежу нитку мулине, вытяну 2 ниточки, вдену в иголку. Выберу орнамент. Потом начну от края вышивать рамочку орнамента с одной стороны, а потом орнамент, после рамочку сверху. Затем переду к другой стороне. После вышивания я сниму ткань с пялец и проглажу её.

Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий, осуществлять самоконтроль;

Личностные:

умение овладеть нормами и правилами организации труда, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

Познавательные: умение выделять необходимую информацию; умение планировать свою трудовую деятельность.

8 Выставка и анализ работ учащихся - И вот когда наша работа закончена, мы с вами проведём небольшую выставку. Сейчас мы по рядам будем выходить к доске.

Первый ряд выходите. Ребята (обращается к двум другим рядам, что вы можете сказать о работах, какая вам больше всего понравилась и почему?

- Мне понравились все работы. (Учитель обращает внимание на самые креативные решения).

(Так выходит каждый ряд. Учитель рассматривает типичные ошибки, выясняя их причины, зачем указывает на способы устранения).

Из нас с вами получились замечательные мастера и мастерицы!

- Мне нравится работа Пети, так как она самая аккуратная…

Мне понравились все работы… Мне понравилась работа Саши, так как она использовала сразу два орнамента…

9 Подведение итогов. Рефлексия Итак, ребята, что мы с вами сегодня узнали на уроке? Какие есть ремёсла в Карелии?

- Что такое орнамент?

- Какие орнаменты бывают в карельской вышивке?

- Каким цветом выполняется карельская вышивка?

- Достигли ли мы поставленной цели на уроке?

- Все ли задачи выполнили?

-Понравилось ли вам быть мастерами по карельской вышивке?

- Что у вас сегодня получилось?

- Что было трудно?

Все трудности мы преодолели, теперь идём вперёд к новой цели!

Я бы хотела вас попросить выбрать настроение, которое у вас было сегодня на уроке (смайлики на доске).

Кто выбрал весёлый смайлик, поднимите одну руку, кто выбрал грустный смайлик – две руки.

А теперь все вместе похлопаем друг другу! Вы большие молодцы! - Плетение из бересты, вышивка, ткачество, резьба и роспись по дереву…

- Это узор, который выполняется с помощью повторения элементов…

- Геометрические, орнаменты с животными и растениями, магические орнаменты…

- Красным нитками по белой ткани… Белыми нитками по красной ткани…

- Да, мы научились оформлять изделие карельской вышивкой…

- Мы закрепили навыки по вышивке «крестом»… Узнали о вышивке в Карелии…

- Дааа…

- Я аккуратно оформила салфетку… У меня получилась красивая салфетка…

- Было трудно начать работу, так как не было узла… Нитка путалась… Я запутался в схеме… Личностные: самооценка на основе критерия успешности.

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия

К: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение

10 Уборка рабочих мест. Проверка готовности к следующему уроку А теперь нас ждёт очень важная работа! Нужно привести в порядок своё рабочее место и приготовиться к следующему уроку.

Урок окончен!

Список литературы:

https://11book.ru/2-klass/118-trud/1721-tekhnologiya-2-klass-rogovtseva

Публикации по теме:

План-конспект урока технологии для девочек 7 класса санаторной школы-интерната «Декупаж пасхального яйца» ГКОУ РМ «Ширигушская школа-интернат» План-конспект урока технологии (девочки) «Пасхальное яйцо как символ жизни» 7 кл. Подготовила.

Конспект урока по математике для 2 класса школы VIII вида «Число 20» Конспект урока математики Тема: Число 20. Получение, название, обозначение. Соотнесение: 20 ед. – 2 дес. Тип урока: Изучение нового материала.

Конспект урока 3 класса по физкультуре ТЕМА: «Размыкание, смыкание в квадрат по ориентирам.» Проводящий: Салназарян К. А. Дата проведения: Цель: познакомиться с различными способами.

Конспект урока для 1 класса коррекционной школы «Дифференциация звуков [С] — [Ш] в слогах, словах, словосочетаниях» Конспект урока по произношению 1 класса. Тема урока: Дифференциация звуков и букв С-Ш. Тип урока: усвоение новых знаний. Цель: научить различать.

Конспект урока для 9 класса по физкультуре ТЕМА: «Круговая тренировка (практика)». Проводящий: Салназарян К. А. Дата проведения: 21.02.2019г. Форма работы: фронтальная. Метод работы:.

Конспект урока математики для 2 класса школы VIII вида «Числовой ряд 1–20» Конспект урока математики Тема: Числовой ряд 1- 20. Присчитывание и отсчитывание по 1. Тип урока: Изучение нового материала. Цель: 1. Показать.

Конспект урока по этике и психологии семейной жизни для 10 класса «Что такое любовь» Конспект урока по Этике и психологии семейной жизни для 10 класса «Что такое любовь». Составила: Учитель Волжина О. В. ГБОУ №231 Адмиралтейского.

Конспект урока технологии для 4 класса «Освоение способов обработки концов проволоки. Монтаж воздушных мобилей» Задачи предметные: Освоение способов замещения и построения мо-дели алгоритма по изготовлению изделий из проволоки – кодирование ин-формации.

Самый простой способ сделать бутон розы из салфетки. Мастер-классСамый простой способ сделать бутон розы из салфетки. Мастер-класс Доброго времени суток, уважаемые читатели моего блога, коллеги и друзья, родители и просто творческие люди, а так же случайные посетители.

Конспект урока русского языка для учащихся 3 класса «Понятие о простом и сложном предложении»Конспект урока русского языка для учащихся 3 класса «Понятие о простом и сложном предложении» Тема: Понятие о простом и сложном предложении. Цель: формирование понятия простого и сложного предложений, умения отличать предложения разной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока технологии «Оформление салфетки карельским орнаментом в технике вышивки простой крест» для 4 класса УМК «ПНШ»
Опубликовано: 3 ноября 2019 в 18:12
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД