Светлана Курносова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «В мире посуды»
▼ Скачать + Заказать документы
Управление образования Администрации городского округа Саранск
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №116 комбинированного вид
Тема: «В мире посуды»
(Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе)
Подготовила воспитатель
Курносова С. А.
Саранск, 2019.
Цели:
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе „В мире посуды“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
• Закрепить умение различать и называть предметы посуды, группировать и объединять предметы по сходным признакам (по назначению);
• Закрепить умение называть части посуды и внешние признаки, материалы, из которых она сделана;
• Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
• Продолжать учить составлять описательный рассказ о предметах посуды;
• Развивать связную речь, внимание, память, мелкую моторику рук;
• Воспитывать умение работать в коллективе;
• Воспитывать бережное отношение к посуде.
Оборудование:
Демонстрационный материал:
• предметные картинки с изображением предметов посуды;
• картинки с изображением шкафа, стола, газовой плиты;
• картина с изображением предметов посуды без частей;
• части посуды на двойном скотче;
• мяч;
• картинно-графическая схема.
Раздаточный материал:
• конверты с разрезными предметными картинками на тему: «Посуда».
Предварительная работа:
• Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе» и заучивание отрывков наизусть;
• Проведение ознакомительного занятия по развитию речи «Посуда».
План занятия :
I. Организационный момент.
II. Введение в тему занятия.
1. Беседа о посуде.
2. Закрепление знаний детей видов посуды : Д/и «Разбери посуду».
3. Закрепление знаний представлений о материалах, из которых сделана посуда : Д/и «Из чего сделано?».
4. Сюрпризный момент «Буратино» : Д/и «Без этого не бывает».
5. Физкультурная минутка.
6. Закрепление умений детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом: игра с мячом «Назови ласково».
7. Д/и «Сложи картинку»
8. Составление описательного рассказа о предмете посуды.
III. Итог занятия.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Воспитатель:
- Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся.
Дети:
- Здравствуйте.
Воспитатель:
-Ребята, сегодня у нас необычное занятие, чтобы на него попасть вам нужно «купить» билет-картинку, назвать, что там изображено, поставить её на доску и сесть на своё место.
(Каждый ребёнок берёт по одной картинке и называет, что он видит).
Дети:
-Тарелка, чайник, кружка, кастрюля, стакан и т. д.
II. Введение в тему:
1. Беседа о посуде.
Воспитатель:
- Как можно назвать это, одним словом?
Дети: Посуда.
Воспитатель : Сегодня мы будем говорить о посуде. Зачем она нужна человеку?
Дети: Чтобы из неё есть, готовить еду.
Воспитатель: В какой посуде готовят пищу?
Дети: Кастрюля, сковородка, противень, и т. п.
Воспитатель: Как называется эта посуда?
Дети: Кухонная.
Воспитатель: Какой посудой мы пользуемся, когда пьём чай?
Дети: Чашка, блюдце, сахарница, и т. п.
Воспитатель: Как называется эта посуда?
Дети: Чайная.
Воспитатель: А как называется посуда, из которой мы едим?
Дети: Столовая.
Воспитатель: Назовите столовую посуду.
Дети: Глубокая тарелка, мелкая тарелка, супница и т. д.
2. Закрепление знаний детей видов посуды.
Д/и «Разбери посуду».
Воспитатель: Ребята, помогите мне разобрать посуду. Вам нужно поставить кухонную посуду на плиту, столовую - в шкаф, а чайную - на стол.
(Воспитатель вызывает каждого ребёнка к столу, на котором разложены картинки с предметами посуды. Ребёнок выбирает картинку и определяет, куда поставит её, обосновывая свой выбор.)
3. Закрепление знаний и представлений детей о материалах, из которых сделана посуда.
Д/и «Из чего сделано?»
Воспитатель предлагает вниманию детей предметы посуды, называя, из чего они сделаны, а они образовывают прилагательные от существительных.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, стакан сделан из стекла. Значит он какой?
Ребё нок: Стеклянный.
Воспитатель:
-Ложка из металла (металлическая);
-Ковш из пластмассы (пластмассовая);
-Заварник из фарфора (фарфоровый) и т. д.
4. Сюрпризный момент «Буратино».
Д/и «Без этого не бывает».
Воспитатель заносит игрушку Буратино, вместе с картиной.
Буратино: Здравствуйте, ребята, посмотрите, какую картину я нарисовал.
Воспитатель: Буратино, на твоей картине не хватает частей. Сейчас ребята исправят твои ошибки.
(Дети подходят по одному к картине, находят часть от посуды и с помощью двойного скотча приклеивают её к посуде, обосновывая свой выбор.)
Например: не бывает чайника без носика;
не бывает кастрюли без крышки и т. п.
5. Физкультурная минутка.
«Буратино»
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся, два - нагнулся,
Руки в стороны развёл-
Видно ключик не нашёл?
Чтобы ключик нам достать-
Надо на носочки встать!
6. Закрепить умение детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Д/и «Назови ласково».
Буратино проводит игру с мячом «Назови ласково»
• Чашка-чашечка;
• Ложка-ложечка;
• Стакан-стаканчик и т. д.
Воспитатель: Молодцы, а сейчас садитесь на свои места. А Буратино посмотрит, как мы можем складывать разрезные картинки.
7. Д/и «Сложи картинку».
Воспитатель: Ребята, у вас на партах конверты с разрезными картинками, соберите их.
(Дети складывают разрезные картинки с изображением посуды.)
Воспитатель: Карина, что ты сложила?
Карина: Я сложила тарелку.
Воспитатель спрашивает каждого ребёнка.
Воспитатель: Молодцы, а сейчас мы вместе будем составлять описательный рассказ о посуде, которую вы сложили на картинках. Буратино, послушай.
8. Составление описательного рассказа по предметной картинке с помощью картинно-графического плана.
План описательного рассказа:
• Что это?
• Какого цвета?
• Какую имеет форму?
• Какой по размеру?
• Из какого материала сделано?
• Из каких частей состоит?
• Для чего нужен (а?
Воспитатель совместно с детьми составляют рассказ о предметах посуды по разрезным сюжетным картинкам, которые дети складывали.
Буратино: Молодцы, ребята, мне очень понравилось, как вы складывали картинки и составляли по ним рассказ. Я вам приготовил подарок, картинки с предметами посуды, которые вам самим нужно будет раскрасить. (Отдаёт конверт с картинками воспитателю). А теперь мне пора домой, досвидания.
III. Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие?
Воспитатель: В какие игры мы играли?
Воспитатель: Мне понравилось, как вы сегодня занимались, молодцы.
Воспитатель: Наше занятие закончено, можете быть свободны.
Литература:
1. Е. В. Кузнецова, И. А. Тихонова «Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет» (сценарии занятий, М, 2004 г.
2. С. Н. Сазонова «Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи», М, 2005 г.
3. Л. Н. Смирнова «Логопедия в детском саду», М, 2004 г.
4. Н. В. Алёшина «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью», М, 2002 г.