Людмила Солдатенко
Конспект в подготовительной группе «Выработка четкой дифференциации звуков [С-Ш] в слогах и словах»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ детский сад №147
«Голубые дорожки»
КОНСПЕКТ
В подготовительной группе «Выработка четкой
дифференциации звуков (с-ш) в слогах и словах
Учитель - логопед Солдатенко Л. И.
г. Брянск
Цель: Выработка четкой дифференциации звуков [с-ш] в слогах и словах.
Задачи:
Публикация «Конспект в подготовительной группе „Выработка четкой дифференциации звуков [С-Ш] в слогах и словах“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
1. Коррекционно-образовательные: совершенствовать технику чтения на материале слоговых таблиц, активизировать словарный запас по темам : «Магазин», «Овощи и фрукты», «Игрушки».
2. Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух и восприятие (звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов, развивать зрительнопространственное восприятие, артикуляционную моторику, работать над развитием уровня концентрации и распределения внимания, слухового внимания и памяти, аналитического мышления.
3. Коррекционно-воспитательные: формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, ответственного отношения к выполнению заданий.
Оборудование:
• магнитные буквы,
• слоги,
• зеркала,
• наборное полотно,
• слоговые таблицы,
• картинки с изображением овощей и фруктов,
• «ценники»,
• карточки - «деньги» - слоговые схемы,
• игрушки,
• наклейки с изображением животных.
Организационный момент.
Игра «Давайте познакомимся».
- Встаем в круг, держимся мизинцами. Первый игрок называет свое имя, второй - имя предыдущего и свое и т. д.
Развитие звукобуквенного анализа и синтеза.
- Если вы правильно выполните задание, то узнаете, куда мы с вами сегодня отправимся.
- Сейчас я буду говорить вам комплименты, хвалить вас. Ваша задача - выделять третий звук каждого слова и обозначать его соответствующей буквой:
• замечательные
• стАрательные
• доГ адливые
• прАвдивые
• раЗвитые
• прИлежные
• поНятливые
Дети выкладывают на доске слово «МАГАЗИН» из букв магнитной азбуки.
Слоговой анализ.
- Что возьмем с собой в магазин?
- У вас на партах есть карточки. Что это? (Слоги).
- Почему вы считаете, что это слоги? (В каждой части есть гласный).
- Составьте из этих слогов слова :
• сум-ка
• ко-ше-лёк
(Кошелек - это маленькая карманная сумочка для денег.)
- Зачем нам нужны эти предметы?
- Сегодня за ваши правильные ответы я буду давать вам вот такие «деньги». А зачем, вы узнаете немного позже.
Характеристика звуков «с-ш». Артикуляционная гимнастика.
- Выделите первый звук в слове «сумка». Произнесите его. В каком положении губы («улыбка», зубы («заборчик», язык («чистим зубы», воздушная струя (холодная узкая воздушная струя по «желобку»). Дайте характеристику этому звуку. (Звук С - согласный, т. к. есть преграда, глухой - голосовые связки не работают, твердый.)
- Выделите третий звук в слове «кошелек». Произнесите его. В каком положении губы
(«окошечко», зубы («сближены», язык («чашечка», воздушная струя (сильная. теплая, широкая). Дайте характеристику этому звуку. (Звук Ш - согласный, т. к. есть преграда, глухой - голосовые связки не работают, всегда твердый.)
- В чем главное отличие этих звуков? (При произношении этих звуков разное положение языка и губ.)
За правильные ответы: карточки - «деньги».
Сообщение темы занятия.
- Посмотрите внимательно на наборное полотно. Кто сможет назвать тему занятия?
- Сегодня мы не только пойдем в магазин, но и будем учиться различать звуки «с-ш».
За правильные ответы: карточки - «деньги».
Развитие фонематического слуха.
- А для этого немного поработаем со слоговой таблицей. Я называю слог, ваша задача - как можно быстрее найти этот слог в таблице и поставить на него свой указательный пальчик.
Слоги : шо, сы, су, си, ша, со, шу, са, ши.
Развитие зрительно-пространственного восприятия.
- Итак, мы отправляемся в магазин. Назовите продукты, которые вы видите (груша, персик, свекла, капуста, петрушка, картошка, редиска, слива). В какой магазин мы пришли?
- Продавец не успела выложить продукты на полки. Поможем ей?
• положите грушу на верхнюю полку слева;
• справа от груши - картошку;
• под картошкой - капусту;
• на вторую полку справа положите редиску;
• над редиской - персик;
• между картошкой и персиком - сливу;
• под грушей - свеклу;
• слева от редиски - петрушку.
- Назовите, что вы положили на первую полку (груша, картошка, слива, персик)', на вторую полку (свекла, капуста, петрушка, редиска).
- Продавец вам очень благодарна, вы помогли ей разложить продукты на полки.
За правильные ответы: карточки - «деньги».
Развитие аналогического мышления.
- Посмотрите внимательно на первую полку. Что там лишнее? (Картошка.)
- Почему? (Это овощ, а все остальное - фрукты).
- Посмотрите на вторую полку. Что там лишнее? (Петрушка.)
- Почему? (В слове «петрушка» звук «ш», а во всех остальных словах - «с»).
За правильные ответы: карточки - «деньги».
Дифференциация букв «с-ш».
- Но в магазине каждый товар подписан и на нем указана цена. Давайте и мы поможем продавцу подписать ценники. Но здесь что-то не так, что именно? (Пропущены буквы «с» и «ш»,
- Вставьте в слова пропущенные буквы «с» или «ш».
- Назовите слова, в которые вы вписали букву «с», «ш».
- Вы справились с заданием. (карточки - «деньги»)
Развитие слогового анализа.
- Отправляемся в следующий магазин. В каком магазине мы оказались? (В магазине игрушек).
- У вас есть деньги, но вы можете купить только ту игрушку, в названии которой должна быть буква, которая указана на вашей карточке- «денежке». Вы должны четко произнести слово по слогам и отдать «денежку» продавцу.
Развитие звукового анализа.
- Выберите любую игрушку из тех, которые вы купили. Назовите первый звук в слове, последний звук в слове.
Итог занятия.
- В каких магазинах мы сегодня побывали? Какие еще магазины вы знаете?
- Какие звуки мы называли сегодня чаще всего? В чем их главное отличие?
Рефлексия.
- В начале занятия я говорила, что вы внимательные, умные, старательные. Я не ошиблась! Вы-молодцы!
- Выберите на память о сегодняшнем занятии наклейку, в названии которой есть звук «ш».