Яковлева Марина
Конспект НОД «Волшебница-вода» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
по экспериментальной деятельности
«Волшебница-вода»
Воспитатель: Яковлева М. А
Цель: Расширить представлений о свойствах воды.
Задачи:
Обучающие: Показать разнообразие состояний воды, учить делать выводы на основе опытно-экспериментальной деятельности, продолжать учить детей строить развернутые высказывания.
Публикация «Конспект НОД „Волшебница-вода“ в старшей группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие: Развивать представления о свойствах воды; познавательную активность, наблюдательность, внимание (путем экспериментирования).
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к воде, как к главному природному ресурсу.
Перечень видов детской деятельности и соответствующих им форм работы:
1. сюрпризный момент
2. эксперимент
3. опыт
4. игра
5. наблюдение
6. беседа
Планируемый результат: дети получат расширенные представления о свойствах воды; сформируется исследовательский интерес, игровые навыки, развитие положительного общения и взаимодействие ребенка с воспитателем и со сверстниками, сформируется готовность к совместной деятельности со сверстниками.
Оборудования и материалы: ёмкости с водой, губки, стаканчики с водой (кипяченой, ложки, сахарный песок, соль, песок, камни, баночки с водой.
Видеоролик «Путешествие капельки воды».
Ход занятия:
1. Сюрпризный момент
Ребята я приглашаю вас волшебный центр, где мы будем проводить волшебные эксперименты. Но, чтобы попасть в центр и узнать чем мы будем заниматься, я предлагаю вам отгадать загадку.
Мною можно умываться,
Я умею проливаться,
В кране я живу всегда.
Ну, конечно, я…. (вода)
Ответы детей.
Воспитатель: Волшебница-вода попросила, чтобы я познакомила вас с ее свойствами. Ребята, а где живет вода у нас в группе?
Поиск воды по группе. Вместе с детьми воспитатель ходит по группе, и дети показывают ей, где можно повстречать воду. На каждом объекте, где находят воду, приклеивают знак воды – капельку. После чего дети объясняют, для чего нужна вода в каждой из найденных объектов.
В уголке природы: лейка с водой. Растениям нужна вода. Они живые и без воды они погибнут.
В туалетной комнате: вода нужна, чтобы мыть руки и лицо, игрушки.
Около мойки: мыть посуду.
На столе чайник с водой: для питья
Воспитатель: Дети, а вода живет не только здесь?
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде
Вы в пруду ее найдете.
И в сыром лесном болоте
В луже, в море, в океане.
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает.
В лес туманом заползает
На плите у вас кипит.
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем.
Смею Вам я доложить.
Без нее нам не прожить! (Н. Рыжова)
Воспитатель: Дети, а где вы можете ещё ее повстречать?
Ответы детей.
Воспитатель: Как много мест на земле, где можно встретить воду.
II часть «Основная»
Игра-экспериментирование «Облака»
Воспитатель: Дети, а вода обладает еще многими свойствами. Мы сейчас превратимся в ученых и будем проводить опыты, чтобы узнать все свойства воды (предлагает одеть фартуки).
Воспитатель: Дети, а вы помните, мы с вами беседовали, кто живет в тучке.
И как вода попадает к нам на землю. Сейчас мы увидим, как это происходит. Перед вами стоят тарелки с водой – это река. А рядом с тарелками лежат губки – это облака. Возьмите облака в руки. Какие ваши облака?
Дети кладут губки на ладошки и определяют по тяжести.
Воспитатель: А, если, подуть на облака, что с ними произойдет?
Дети дуют на губки. Губки слетают с ладошек. Значит облака, какие?
Воспитатель: Значит облака, какие? (Ответы детей хоровые и индивидуальные).
Воспитатель: А когда облака проплывают мимо рек, они вбирают в себя капельки воды. Опустите облака в воду. А теперь поднимите над тарелкой. Какие теперь облака?
Дети: Тяжелые. Наши легкие облака превратились в тяжелую тучку. И из нее пойдет дождик, сожмите облака. Какой сильный дождик пошел!
Воспитатель: Давайте, попробуем сделать дождик. Как вы думаете, для чего нужен дождик?
Ответы детей
Воспитатель: Дождик пройдет, и все растения начнут расти. А теперь положите облака на клеенку и вытрите руки бумажным полотенцем. (Дети вытирают руки).
Подвижная игра «Тучка и капельки»
Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру «Тучка и капельки».
Воспитатель говорит, что она мама Тучка, а дети – Капельки, и им пора отправляться в путь.
Звучит музыка, напоминающая звуки дождя.
Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой-пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. (Появляется солнышко, танцует.) Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась.
Познавательно-исследовательская деятельность.
Воспитатель: А сейчас мы с вами проведем опыты. Мальчики сядут с левой стоны, а девочки с правой.
Опыт № 1
Воспитатель: Девочки, посмотрите, что у вас в красной банке лежит — сахарный песок. А что произойдет, если сахарный песок положить в воду? Девочки, возьмите ложку, держим правильно, и сахар будем брать из красной банки. Девочки кладут сахарный песок ложечками в стакан с водой и размешивают.
Воспитатель: Ой, где же сахарный песок? Его не видно. Он исчез из воды? Давайте проверим, попробуем воду. Какая вода на вкус?
Девочки пробуют воду. Хоровые и индивидуальные ответы.
Вывод:
Воспитатель: А теперь, мальчики, возьмите из синей баночки соль и размешайте ее в чистой воде.
Мальчики берут ложечками соль и размешивают в стакане с водой.
Воспитатель: А соль куда делась? А исчезла она из воды? Давайте попробуем. Какая она на вкус?
Мальчики пробуют воду. (ответы).
Воспитатель: Дети, значит соль, и сахар остались в воде, они растворились в ней. У мальчиков вода, стала какой? (ответы детей, а у девочек какой (ответы детей).
Воспитатель: Какие вы смышленые, как ученые.
Физминутка
Очень всем нужна вода
Делай раз и делай два
Звери из ручья попили
Влево, вправо наклонились
Вместе на носочки встали
Тучку лапками достали
Дождик вдруг полил с утра
За работу нам пора.
Опыт № 2
Воспитатель: А у меня есть еще 2 стаканчика. Один я дам мальчикам, другой девочкам.
Воспитатель дает мальчикам стакан с песком, девочкам с камушками.
Воспитатель: Мальчики, посмотрите сюда в стаканчик. Что это, как вы думаете? (ответы детей).
Воспитатель: Положим его в воду и размешаем. Что у вас получилось? Растворился песок? (ответы детей). Воспитатель: А может вы плохо помешали? Попробуйте размешать еще. Растворился?
Воспитатель: Можно ли попробовать на вкус? Песок видно в воде или он растворился? (ответы детей).
Воспитатель: Значит, вода, какая? Ответы детей.
Воспитатель: Девочки, посмотрите сюда в ваш стаканчик. Что это, как вы думаете? Ответы детей.
Воспитатель: Положим их в воду и размешаем. Что у вас получилось? Растворились камушки? А, может быть, вы плохо помешали?
Воспитатель: Не хотите попробовать на вкус? Ответы детей.
Воспитатель: А камушки видно в воде? Значит вода, какая?
Воспитатель: Вам понравилось проводить опыты? Вижу я, вы дружные ребята и с водичкой дружите?
Опыт № 3
Воспитатель: А вы знаете, почему воду называют волшебницей?
Воспитатель: А еще вода может окрашиваться в разные цвета. Хотите узнать, как?
Игра-превращение
Воспитатель: Тогда я сейчас превращу вас из ученых в фокусников!
Раз, два, три – ребятки покружились и в волшебников превратились.
(Дети кружатся и надевают цветные колпачки).
Воспитатель: Для вас приготовила волшебные баночки. В них сейчас прозрачная вода. Если сказать волшебные слова и потрясти баночку с водой, тогда произойдет какое-то волшебство. Попробуем? Повторяйте за мной:
Ты вода – водица,
Друг ты мой студеный.
Стань вода – водица,
Не светлой, а разноцветной!
Воспитатель: Подуйте теперь на свои баночки (дети дуют).
Воспитатель: А теперь потрясите хорошенько баночки. Что мы видим?
Дети называют цвета. Хоровые и индивидуальные ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Вода может еще что делать? Вода может окрашиваться в разные цвета. Вот так вода – Волшебница!
Воспитатель: А теперь, волшебники, покружились, в ребяток превратились.
III часть «Рефлексивная»
Воспитатель: Вижу, что вы, ребята очень дружные. Интересно сегодня было проводить опыты и эксперименты? Что вы узнали нового? Что вы больше всего запомнили, что понравилось? Что бы вы ещё хотели узнать?